Беларусь периодически хвалили за хорошие автомобильные дороги. Однако даже в этом секторе хватало проблем. Треть белорусских трасс не соответствуют высоким стандартам. Два года назад для модернизации крупных магистралей привлекли дешевые деньги европейских банков. Но санкции спутали карты. Теперь правительство ищет замену финансирования на Востоке, а текущий ремонт дорог осуществляется за счет бюджета.

Протяженность сети автодорог общего пользования в Беларуси составляет 87 002 километра. Республиканские магистрали раскинулись на 15 926 километров, в том числе дороги с асфальтобетонным покрытием – на 15 238 км (95,7% от всех трасс). А вот ситуация с местными транспортными артериями несколько иная. Их протяженность составляет 71 076 км, в том числе дорог с асфальтобетонным покрытием – 31 494 км (44,3%), цементобетонным покрытием – 881 км (1,2%), черным гравийным покрытием – 897 км (1,3%), гравийным и щебеночным покрытием – 26 189 км (36,8%), мостовым покрытием – 180 км (0,3%). Протяженность грунтовых автомобильных дорог составляет 11 435 км (16,1%).

Источник — https://pixabay.com/

Вместе с тем транспортно-эксплуатационное состояние республиканских и местных автодорог в недостаточной степени удовлетворяет потребности народного хозяйства в автомобильных перевозках, говорится в госпрограмме «Дороги Беларуси» на 2021–2025 годы. По результатам дорожной диагностики 2019 года протяженность участков республиканских дорог, не соответствующих нормативным требованиям, составляет 5631 км (35,4 % от всех трасс). Эти участки имеют несоответствия по одному и более параметрам: ровность покрытия – 3203 км дорог (20,1%), дефектность покрытия – 3770 км (23,6%), прочность дорожных одежд – 1947 км (12,2%). На данных участках дорог водители транспортных средств вынуждены снижать скорость движения, что приводит к экономическим издержкам. Протяженность местных автомобильных дорог, требующих ремонта, составляет более 35 102 км (49,4%).

С ограничением несущей способности дорожного покрытия до 6 тонн на ось эксплуатируется 1975 км республиканских и 56 763 км местных автомобильных дорог.

«Из-за недостаточного финансирования не обеспечивается восстановление ежегодного износа, что ведет к необратимому процессу постепенного разрушения дорожных покрытий», сказано в госпрограмме.

Госпрограмма «Дороги Беларуси» на 2021–2025 годы предполагает инвестиции в дорожную инфраструктуру на сумму 10,5 млрд рублей. Большая часть средств – это бюджетные ресурсы разных уровней. Банковские кредиты составят чуть более 1 млрд рублей.

Несколько лет назад правительство Беларуси договорилось с международными финансовыми институтами о финансировании некоторых магистралей и мостов. То есть собирались привлечь на эти цели иностранные кредиты по низким процентным ставкам.

Например, Европейский банк реконструкции и развития готов был выделить 259 млн евро на реконструкцию мостов и автомобильной дороги М-3 Минск – Витебск км 8,6 – 56 км.

Европейский инвестиционный банк одобрил финансирование в размере 110 млн евро на реконструкцию и модернизацию автомобильной дороги М-7/Е 28 Минск – Ошмяны – граница Литовской Республики (Каменный Лог), а также соответствующего автодорожного пункта пропуска. Таким образом предполагалось увеличить транзитное движение, сократить время движения и транспортные издержки, повысить безопасность движения, а также сократить время на оформление товаров и транспортных средств в погранпереходе «Каменный Лог».

В рамках государственно-частного партнерства планируется привлечь иностранные деньги на реконструкцию и техническое обслуживание трассы М10 (граница РФ (Селище) — Гомель — Кобрин). По оценкам Минтранса, инвестпроект платной дороги оценивался в 185,8 млн евро. Сейчас объявлен третий этап конкурса с целью определить застройщика.

В мае министр экономики Александр Червяков рассказал, что для потенциального партнерства Минтранс отобрал четыре компании: три — из Турции и одну — из России. Но из конкурса выбыл европейский бизнес.

Дело в том, что после политического кризиса в 2020 году международные инвестиционные банки отказались заключать с Беларусью новые кредитные договоры. После вторжения России в Украину Запад перестал предоставлять финансирование даже по уже начавшим действовать соглашениям в Беларуси.

— С учетом санкционной политики Запада в отношении нашего государства выделение кредитных ресурсов временно приостановлено. Приходится прорабатывать разные пути решения вопроса, — отметил в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника главного управления автомобильных дорог Минтранса Григорий Глазко. — Смотрим в сторону Востока. Например, по автодороге Р46 Лепель — Полоцк мы плотно отрабатываем с КНР вопрос привлечения кредитных средств. Также будет рассматриваться вопрос по замещению средств по М3.

Ранее в Министерстве транспорта и коммуникаций Беларуси заявляли, что собираются привлечь средства Евразийского банка развития и Эксимбанка Китая для реконструкции автодорог. В частности, китайский банк может выделить кредит по ставке 2% годовых на 15–20 лет. Заемщиком выступает белорусское правительство.

Пока же властям приходится полагаться на госбюджет. Недавно на ремонт дорог и мостов дополнительно выделили 300 млн рублей. Из них 200 млн рублей направлены на республиканские дороги и мосты, 100 млн – на местную дорожную сеть.  Данное финансирование позволит отремонтировать порядка 675 км автодорог: 250 км – республиканских и 425 км – местных (ознакомиться с объектами ремонта можно тут на картах-схемах). По итогам года планируется выполнить все целевые показатели, то есть будет отремонтировано по республиканской сети более 700 км дорог и 2500 погонных метров мостов, по местной сети — более 1500 км дорог и 1080 погонных метров мостов.

Планы на год составляются по результатам осенних осмотров. Сейчас основная работа направлена на то, чтобы привести в соответствие с действующими нормами и правилами асфальтированные участки дорог, особенно там, где наиболее активное движение транспорта. Именно на них направляются выделенные из республиканского бюджета средства. Как пояснил начальник отдела содержания дорожной сети и безопасности движения «Минскоблдорстроя» Валентин Вовченко, есть также программа по замене покрытия с гравийного на асфальтобетонное, но основной вопрос в финансировании, поэтому пока об этом говорить рано.



Использование данного материала (полностью или частично) в любой форме и любым способом запрещено правообладателем.