Марина Валерьевна Рослик,
судья экономического суда Гродненской области

Юридическое лицо является одним из основных, важнейших участников гражданского оборота. Понятие юридического лица закреплено в п. 1 ст. 44 ГК.

На практике существует две формы прекращения деятельности юридических лиц: реорганизация и ликвидация.

Отличие ликвидации от реорганизации состоит в том, что при ликвидации имеет место прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к третьим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Правовое регулирование ликвидации субъектов хозяйствования (прекращение деятельности ИП) предусмотрено, в частности, ст. 57 — 62 ГК, Положением о ликвидации.

Так, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях, предусмотренных подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации.

Ликвидация юридического лица в судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством <*>.

Подход судов к рассмотрению дел о ликвидации субъектов хозяйствования

До декабря 2018 г. экономические суды при рассмотрении данной категории дел руководствовались постановлением N 18.

В соответствии с постановлением N 18 суд после вынесения решения об удовлетворении предъявленного требования о ликвидации (прекращении деятельности ИП) осуществлял полный контроль за исполнением принятого им судебного постановления.

Так, в соответствии с постановлением N 18 суд обязан был осуществлять формирование количественного и персонального состава ликвидационной комиссии. Исходя из практики, как правило, в состав ликвидационных комиссий входили должностные лица уполномоченных органов, обратившихся с соответствующим иском, а председатель ликвидационной комиссии назначался из числа ее членов.

При принятии решения о ликвидации в резолютивной части решения суд указывал:

— о назначении ликвидационной комиссии с определением ее персонального состава или ликвидатора;

— порядок и срок проведения ликвидации;

— срок для письменного уведомления кредиторов и других заинтересованных лиц о ликвидации юридического лица;

— сроки представления суду на утверждение промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса;

— срок представления информации о ходе ликвидации <*>.

В случае если мероприятия по ликвидации (прекращению деятельности ИП) по объективным причинам не могли быть завершены в установленный срок, суд рассматривал вопрос о его продлении в соответствии со ст. 139 ХПК <*>.

При проведении ликвидации (осуществлении мероприятий по прекращению деятельности ИП) ликвидационная комиссия (ликвидатор) была полностью подотчетна и подконтрольна суду, которым она была назначена <*>.

Таким образом, после вынесения решения об удовлетворении требования о ликвидации либо прекращении деятельности ИП суд в силу требований постановления N 18 обязан был осуществлять контроль за деятельностью назначенной им ликвидационной комиссии. Судом контролировалось соблюдение ликвидационной комиссией сроков проведения мероприятий по ликвидации (прекращению деятельности); рассматривались жалобы на действие (бездействие) ликвидатора (ликвидационной комиссии). Помимо указанного, судом рассматривались вопросы о замене состава ликвидационной комиссии (ликвидатора) при наличии определенных обстоятельств. На суды была также возложена обязанность по утверждению промежуточного баланса и отчета о деятельности ликвидационной комиссии.

Однако такой регламент рассмотрения и ведения дела о ликвидации (прекращении деятельности), как правило, представлял собой достаточно длительный и трудоемкий процесс, который фактически по нагрузке на суд можно сравнить с рассмотрением дела об экономической несостоятельности (банкротстве).

Кроме того, при таких подходах значительно уменьшалась роль и ответственность собственников (участников, учредителей) ликвидируемого субъекта предпринимательской деятельности. Указанное зачастую приводило к их полному самоустранению от самого процесса ликвидации и проблемных вопросов, связанных с этим.

Актуальным оставался вопрос о возложении обязанностей по проведению мероприятий по ликвидации на лиц, которые никак не были причастны к созданию такого субъекта хозяйствования. Однако в силу возложенных на них законодательством полномочий обязаны осуществлять контроль за его деятельностью и при наличии оснований ставить вопрос о ликвидации путем предъявления соответствующего иска в суд.

Новый подход к судебной ликвидации субъектов хозяйствования

Ключевым моментом для пересмотра и изменения подходов к проведению судебной ликвидации следует считать вступление в силу Декрета N 7. Он предусматривает кардинальные изменения механизмов взаимодействия государственных органов и бизнеса, минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает саморегулирование бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом.

20 декабря 2018 г. было принято постановление N 10, которое заложило кардинально новые подходы к рассмотрению судами дел о ликвидации.

О новой судебной практике в соответствии с  постановлением  N 10, читайте в ilex.