Договоры лизинга можно будет привязать к курсу иностранной валюты. Это следует из законопроекта «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг», который 10 ноября депутаты Палаты представителей приняли в двух чтениях. По мнению участников рынков, возвращение этой нормы будет способствовать приобретению транспорта и оборудования в лизинг.  

Источник — https://ru.freepik.com/

«Проектом закона предусматривается дополнение статьи 4 закона «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг» частью, предусматривающей нераспространение установленного этой статьей ограничения на отношения, возникающие из договора финансовой аренды (лизинга)», сообщили в Палате представителей.

Напомним, этим законом в Беларуси с 23 сентября для арендодателей установлен запрет определять в договоре размер арендной платы за пользование имуществом в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. Новые правила будут действовать до 1 января 2024 года. Наиболее масштабным сектором, который затронули нововведения, является коммерческая недвижимость, в первую очередь, частный сектор. Новация была призвана минимизировать негативное влияние колебаний курса белорусского рубля на арендаторов.

А вот в отношении лизинговых компаний возникла правовая неопределенность. В итоге участникам этого сегмента финансового рынка удалось убедить Нацбанк, правительство и депутатов, что понятия «лизинговые платежи» и «арендная плата» не тождественны, поэтому не стоит распространять запрет на привязку аренды к курсу иностранной валюты на отношения, возникающие из договора лизинга.

К тому же минимизация рисков за счет привязки к иностранной валюте заложена в расчет лизинговых платежей. Изменение порядка определения их размера грозило лизинговым компаниям убытками. Данный фактор также мог рассматриваться как существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Это было бы чревато расторжением договора.

Участники рынка напомнили, что лизинг содействует финансированию процесса обновления производственных фондов реального сектора экономики, и при распространении на него запрета в привязке договоров в «у.е.» возникли бы вопросы с финансированием в иностранной валюте. То есть ряду лизинговых организаций (преимущественно это компании, участниками которых являются иностранные юрлица, банки) было бы сложно привлекать для своей деятельности ресурсы в иностранной валюте, в том числе от белорусских банков.

Кроме того, иностранные лизинговые компании (нерезиденты) оказались бы в более выгодном положении по сравнению с белорусскими. Такая ситуация могла повлечь уход с белорусского рынка части субъектов хозяйствования, снижение сумм поступающих в бюджет налогов.

В результате депутаты согласились, что принятие законопроекта будет способствовать укреплению финансовой стабильности, повышению качества оказываемых лизингодателями услуг финансовой аренды (лизинга), расширению ресурсной базы лизинговых организаций, направляемой на финансирование сделок лизинга с белорусскими предприятиями, и снижению стоимости лизинга путем создания условий для привлечения финансирования.

По данным Ассоциации лизингодателей Беларуси, активных игроков на рынке около 25. Десять компаний являются дочерними предприятиями белорусских и зарубежных банков. При этом половина или большая часть рынка находится под контролем 3-4 компаний. По итогам 2021 года в тройку лидеров входили «Промагролизинг», «АСБ Лизинг» и «Райффайзен-Лизинг». Их суммарная доля оценивалась в 51,37%.

51,95% средств, направленных лизинговыми компании в прошлом году на приобретение предметов лизинга, составили заемные ресурсы, а 48,05% – собственные средства компании, из них — 37,93% авансы, полученные от лизингополучателей.

Рынок финансовой аренды Беларуси в значительной степени ориентирован именно на инвестиционный финансовый лизинг. При этом доминируют две группы — «машины и оборудование» и «транспортные средства». В 2021 году рост второй группы был связан с покупкой легковых, а не грузовых автомобилей.

В текущем году на белорусском рынке лизинга негативно сказались снизившийся платежеспособный спрос, валютные колебания, которые были в феврале-марте, а также западные санкции, ограничившие приобретение высокотехнологического оборудования и машин.

Ранее примерно 50% всех продаж автомобилей на белорусском рынке обеспечивалось с привлечением внешнего финансирования. В разные периоды соотношение кредитования и лизинга при приобретении техники менялось.

— В начале 2022 года именно финансовый лизинг позволил удержать рынок новых легковых автомобилей в стране от более глубокого падения и сохранить доступность новых автомобилей для населения, — считает председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Варивода.

Он добавил, что «рост популярности приобретения автомобилей в лизинг среди физлиц во многом связан с наличием льготы по налогу на добавленную стоимость на лизинговую ставку при реализации физическим лицам, что фактически позволило выровнять условия финансирования с банковским кредитом».

Рынок легковых автомобилей в октябре 2022 года показал небольшой прирост по сравнению с сентябрем. Были проданы 452 машины, что на 86% меньше по сравнению с октябрем 2021 года. Рост рынка произошел благодаря наращиванию продаж Geely. При этом общая доля китайских марок в октябре увеличилась до 62%. Объемы продаж остальных брендов резко сокращаются.