Правовое регулирование строительства довольно долго усложняло условия работы субъектов хозяйствования в данной области. Как следствие, многие проектные, инженерные и строительные организации прекратили деятельность либо существенно сократили ее объемы. На этом фоне особенно приятно констатировать последние изменения в законодательстве, направленные на развитие предпринимательства, в том числе в области строительства.

Отмена процедур закупок при внебюджетных источниках финансирования

Данное изменение, введенное подп. 4.4 п. 4 Декрета от 23 ноября 2017 г. N 7
«О развитии предпринимательства» (Декрет N 7), было одним из наиболее востребованных.

Под внебюджетным источником финансирования в настоящей статье подразумевается источник, при котором полностью или частично не используются средства республиканского и (или) местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства; кредитов белорусских банков, привлеченных под гарантии Правительства, облисполкомов и Мингорисполкома.

Существовавшая ранее тотальная обязанность проводить процедуры закупок при строительстве не просто затягивала процесс строительства. Она была неправильной по сути и прежде всего по отношению к частным деньгам. Трудно объяснить инвесторам, почему государство (третье лицо) указывает собственникам, как распоряжаться их же деньгами.

Сегодня ситуация нормализовалась: государство распоряжается государственными деньгами, а частные лица — частными.

Проблема: после принятия Декрета N 7 рабочая группа подготовила проект изменений в Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов <*>. Этот документ фактически возлагает на субъектов хозяйствования, не подпадающих под требование о проведении процедур закупок при строительстве, новую обязанность — самостоятельно разработать свои процедуры закупок и закрепить их в ЛНПА.

Обоснование: такие изменения вряд ли дадут положительный экономический эффект, но зато позволят правоохранительным органам препятствовать предпринимательской деятельности в области строительства.

Предложение: исключить из проекта вышеназванную обязанность. В письме Минстройархитектуры от 26 марта 2018 г. N 04-3-01/3918 рассматриваемая функция упоминается не как обязанность, а как рекомендация.

Упрощение доступа на строительный рынок Беларуси

Среди изменений можно отметить:

1) сокращение перечня видов деятельности, для которых требуется обязательная аттестация соответствия. В частности, из перечня исключили:
— разработку предпроектной (предынвестиционной) документации;
— выполнение функций заказчика, застройщика;
— земляные, подготовительные, свайные работы и т.д.;

2) исключение обязанности проводить оценку системы производственного контроля строительных работ, подлежащих обязательной сертификации соответствия.

Проблема: раньше субъекту хозяйствования требовалось пройти три административные процедуры (оценку системы производственного контроля, сертификацию соответствия, аттестацию соответствия). Каждая из них проверяла наличие фактически одного и того же, а именно средств измерения, ТНПА, специалистов, рабочих и т.п.

Обоснование: в настоящее время не осталось дублирования по двум процедурам — оценка системы производственного контроля и сертификация соответствия. Вместе с тем каждая из них дублирует процедуру аттестации соответствия.

Предложение: целесообразно исключить дублирование по всем трем административным процедурам;

3) сокращение квалификационных требований для получения аттестата соответствия. Например, с 600 до 400 и с 400 до 150 человек сократилось минимальное количество человек в штате строительной организации, которая хочет получить аттестат соответствия первой или второй категории на выполнение функций генподрядчика.

Замена разрешений на уведомления

Безусловный плюс замены разрешительного порядка начала производства строительно-монтажных работ на уведомительный — снятие еще одного барьера для быстрой и эффективной реализации строительных проектов.

Замена разрешительного порядка на уведомительный автоматически исключила возможность привлечь субъекта хозяйствования к административной и (или) гражданской ответственности за самовольное строительство по ст. 21.12 КоАП,
ст. 223 ГК.

Вместе с тем вызывает беспокойство последующая правоприменительная практика в отношении уведомительного порядка <*>.

С заменой разрешительного порядка производства строительно-монтажных работ на уведомительный связан вопрос нормативной продолжительности строительства и начала ее течения.

Так, сегодня согласно подп. 4.3 п. 4 ТКП 45-1.03-122-2015 (33020) «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов» <*>.

дата начала строительства (начала течения его нормативной продолжительности) — дата выдачи органами госстройнадзора разрешения на выполнение строительно-монтажных работ.

Проблема: разработанный проект изменений в ТКП 45-1.03-122-2015 (33020) предполагает датой начала строительства считать дату, указанную в договоре строительного подряда.

Обоснование: это не самое удачное определение даты начала строительства. Например, в договоре строительного подряда может указываться одна дата начала строительства. Однако из-за необходимости соблюсти ряд формальностей, в том числе направить уведомление в органы госстройнадзора, дата фактического начала строительства будет иной.

Кроме того, стороны для реализации строительного проекта могут выбрать подрядную схему управления. Согласно ей подрядчик заключает несколько договоров строительного подряда. В этом случае непонятно, какую из дат в договорах считать датой начала строительства.

Еще более непонятной выглядит ситуация с определением даты начала течения нормативной продолжительности при хозяйственном способе строительства.

Предложение: нужно нормативно определить объективную дату начала строительства.

Возможность для физических лиц заключать договоры строительного подряда

В 2016 г. физических лиц лишили возможности заключать договоры строительного подряда в качестве подрядчиков <*>. Как следствие, даже для того, чтобы выкопать яму либо поклеить обои заказчику, нужно было искать ИП или юридическое лицо, имеющие разрешительные документы на осуществление деятельности в области строительства.

Такая ситуация, с одной стороны, влекла увеличение стоимости строительных работ для населения. С другой — не позволяла гражданам законно зарабатывать на жизнь строительными работами. С третьей — способствовала неуплате налогов.

С принятием Указа N 337 <*> строители — физические лица могут выполнять для физических лиц штукатурные, малярные, стекольные работы, кладку (ремонт) печей и каминов, устройство покрытий пола и облицовку стен, оклейку стен обоями.

При этом физические лица в качестве подрядчиков могут выполнять такие работы на объектах любого класса сложности без прохождения оценки системы производственного контроля, сертификации и аттестации соответствия.

Послабления при капремонте объектов

В отношении капремонта объектов Декрет N 7:

— отменил обязанность получать у местных органов власти разрешительную документацию. Достаточно иметь проектную документацию. Вместе с тем, чтобы ее разработать, нужно получить разрешительную документацию у местного
исполкома <*>. Однако в это положение уже подготовлены изменения. Они в том числе исключат обязанность получать у местного исполкома разрешение на проектирование при проведении капремонта;

— предоставил возможность осуществлять капремонт объектов, в том числе выступать заказчиками в строительной деятельности, арендаторам, а также иным лицам, у которых объект находится на ином праве, чем право собственности. Условие — наличие письменного согласия собственника объекта.

Улучшение условий авансирования по договорам строительного подряда

Постановление Совмина от 10 апреля 2018 г. N 274 внесло изменения в Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда <*> (Правила). В основном изменения привели положения Правил в соответствие с нормами Декрета N 7.
Однако ряд изменений коснулись авансирования строительства при бюджетном источнике финансирования и финансировании из государственных внебюджетных фондов. В частности:

— до 70% увеличился размер текущего аванса (п. 57 Правил);

— расширился перечень материальных ресурсов, на приобретение которых может выделяться целевой аванс (приложение к Правилам);

— с 3 до 4 месяцев увеличился срок отработки целевого аванса (п. 58 Правил).

Курс на кодификацию законодательства о строительной деятельности

В соответствии с подп. 9.3 п. 9 Декрета N 7 Совмин до 1 января 2020 г. должен разработать, провести публичное обсуждение и внести в Парламент проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Сегодня у нас действует Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», а также значительное количество подзаконных НПА и ТНПА. В результате не только иностранному, но и белорусскому инвестору не всегда легко ориентироваться в требованиях белорусского строительного права. Желающие вложить деньги в белорусскую экономику порой не могут понять, что и где соблюдать, на какой документ ориентироваться.

Поэтому прежде всего целью градостроительного кодекса должна быть кодификация НПА и сведение требований к строительной деятельности в один документ, которым будет легко пользоваться.

Однако более важную цель его принятия содержит Декрет N 7: совершенствование и упрощение требований к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности; уменьшение вмешательства в нее госорганов; минимизация административных процедур.

Будем надеяться, что законодатель честно проанализирует ситуацию в белорусской строительной отрасли, примет на вооружение положительный опыт стран с высоким уровнем развития и эффективности строительной деятельности и изменит подход ко многим институтам в строительстве.

В качестве заключения

Чтобы действительно улучшить положение в строительной отрасли, необходимо:
— отменить неизменную цену и связанные с ней ограничения для частных денег;
— отменить дублирование административных процедур (например, исключить обязательную сертификацию строительных работ или аттестацию соответствия работ, которые подлежат обязательной сертификации);
— отменить обязательность добровольной сертификации системы менеджмента качества;
— отменить императивные нормы, касающиеся договорных отношений (законная неустойка, которую стороны не могут ни уменьшить, ни отменить; сроки рассмотрения актов сдачи-приемки выполненных работ; сроки оплаты по договорам, предусмотренным Правилами, утвержденными постановлением Совмина от 1 апреля 2014 г. N 297), и дать возможность заключать договоры в области строительства с учетом принципа свободы договора (ст. 391 ГК);
— сократить перечень административных правонарушений в области строительства и установить адекватные размеры ответственности;
— разрешить физическим лицам заключать договоры строительного подряда, в том числе с ИП и юридическими лицами.

Читайте также:

Договор строительного подряда с физлицом