Дела о банкротстве коммерческих организаций, зарегистрированных исключительно для противоправных целей, а именно для лжепредпринимательства, не редки. Правомерно ли признавать банкротами такие лжепредпринимательские структуры? Надлежащий ли это способ противодействия лжепредпринимательству и возмещения ущерба, причиненного государству противоправной деятельностью?

Лжепредпринимательство и гражданское законодательство

В некоторых НПА употребляется понятие «лжепредпринимательская структура», однако его легальное определение отсутствует. Юридически неопределенным выступает и термин «структура».

В обыденной речи используются выражения «фирма-однодневка», «финансовая компания», «финкомпания», «финка» и т.д. Представляется, что было бы уместнее называть организации, регистрируемые без реальной деловой цели, т.е. без цели осуществления предпринимательской деятельности, мнимыми коммерческими организациями или мнимыми юридическими лицами.

Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность. Цель такой деятельности – систематическое получение прибыли:

— от пользования имуществом;

— продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных для продажи;

— выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления <*>.

Данным критериям не отвечают фиктивные организации, регистрируемые лишь для видимости, без цели систематически получать прибыль от законной деятельности. Такие организации используются для иных, противоправных целей. Например, оказывают пособничество третьим лицам в уклонении от уплаты налогов. Это позволяет получать от незаконной предпринимательской деятельности доход или иные имущественные выгоды.

Мнимые юридические лица не должны рассматриваться в качестве субъектов гражданских правоотношений, носителей гражданских прав и обязанностей. Обязательства, стороной которых выступают мнимые юридические лица, не возникают по причине отсутствия субъекта.

Обратим внимание, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения и иных оснований <*>. Однако ни ГК, ни иные акты законодательства не связывают возникновение гражданско-правовых обязательств с действиями, образующими состав преступлений, а именно с незаконной предпринимательской деятельностью и лжепредпринимательством.

Не может быть мнимое юридическое лицо и участником налоговых правоотношений. Налоговые обязательства возникают при наличии обстоятельств, установленных НК, таможенным законодательством, актами Президента, решениями местных Советов депутатов <*>. Ни один из НПА, устанавливающих основания возникновения, изменения и прекращения, а также порядок и условия исполнения налогового обязательства, не связывает налоговые обязательства с противоправным получением, владением и распоряжением имуществом, включая деньги, а также с фиктивными (мнимыми) организациями.

 Договорные гражданско-правовые и налоговые обязательства могут возникать у реального субъекта предпринимательской деятельности. И ни в коем случае не у мнимой коммерческой организации или преступной группы, использующей в своих целях мнимое юридическое лицо.

Следует отметить, что существует правовая связь между собственностью и налогом, между гражданскими и налоговыми правоотношениями (вторые возникают вследствие существования первых). Без легального гражданского оборота нет и налоговых правоотношений.

Правовые последствия нелегального имущественного оборота могут быть и административно-деликтными, и уголовно-правовыми, но не налоговыми. Совершение преступлений и иных правонарушений не приводит к возникновению налоговых обязательств.

Незаконная предпринимательская деятельность и лжепредпринимательство – это преступления. Поэтому получаемые от них доходы (выручка) не являются объектом налогообложения. Судьба данных деяний должна решаться иначе, но никак не путем налогообложения.

Важно понимать, что попытка допустить налогообложение незаконных доходов неизбежно будет означать их фактическую легализацию. Это равносильно косвенному признанию за субъектом, нарушающим закон, права собственности на такие доходы.

Признать возможность налогообложения доходов, полученных от противоправной деятельности – то же самое, что разрешить налогообложение взяток, доходов от нелегального оборота наркотиков, оружия и боеприпасов, от порнографии, проституции и торговли людьми. Иными словами, узаконить получение государством имущественной выгоды от совершения преступлений, включая тяжкие и особо тяжкие. На наш взгляд, очевидно, что такой подход совершенно неприемлем в правовом государстве.

Лжепредпринимательство и банкротство

Как известно, банкротство представляет собой неплатежеспособность, имеющую или приобретающую устойчивый характер. Она признается решением экономического суда и связана с ликвидацией должника – юридического лица либо с прекращением деятельности должника – ИП <*>.

Банкротство – допускаемое законом событие в жизненном цикле законно созданного и законно действующего субъекта права. Им может быть коммерческая организация, потребительский кооператив, фонд или ИП. На практике в большинстве случаев это именно предпринимательские структуры, а не лжепредпринимательские, т.е. преступные. Надлежащими субъектами банкротства выступают юридические лица и ИП, но только не лжепредприниматели, истинные цели которых не соответствуют указанным в учредительных документах и являются исключительно противоправными.

Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» предусматривает такую составляющую процедуры конкурсного производства, как санация. Она применяется с целью восстановить платежеспособность должника, обеспечить его стабильную и эффективную хозяйственную деятельность. Очевидно, что ни о какой стабильной и эффективной хозяйственной деятельности мнимого юридического лица речи быть не может. Оздоровление фиктивной организации, которая лишь инструмент преступной деятельности, невозможно в принципе.

Нет необходимости ставить судьбу мнимой коммерческой организации в зависимость от приговора по уголовному делу о лжепредпринимательстве. Для вынесения судебного решения о взыскании в доход государства всего полученного мнимым юридическим лицом приговор не нужен. Он не поможет установить обстоятельства, имеющие значение для дела о взыскании дохода с организации, госрегистрация которой была недействительной.

Эти имеющие значение для дела обстоятельства – госрегистрация юридического лица на подставных лиц либо без намерения осуществлять предпринимательскую или иную уставную деятельность. Их могут подтвердить иные доказательства, подлежащие оценке суда по общим правилам оценки.

К недостоверным сведениям (информации), которые влекут недействительность госрегистрации юридического лица, относится указание в учредительных документах:

— подставных лиц в качестве учредителей (участников, собственника имущества) организации;

— отсутствующей в действительности цели деятельности юридического лица.

Судьба мнимого юридического лица (незарегистрированной коммерческой организации) и его доходов должна решаться на основании достоверных доказательств. Причем в зависимости от наличия факта:

— регистрации организации на имя подставных лиц;

— создания ее не для целей, указанных в учредительных документах;

— использования ее для получения имущественной выгоды от противоправных действий (в частности, от оказания третьим лицам содействия в незаконной минимизации налоговых обязательств).

Госрегистрацию субъекта хозяйствования, осуществленную на основании заведомо ложных сведений <*>, суд может признать недействительной. На такое решение влияет характер допущенных нарушений, в том числе умышленное представление заведомо ложных сведений. Свою роль сыграет наличие ущерба, причиненного государственным и (или) имущественным интересам, гражданам и (или) юридическим лицам, а также иные обстоятельства. Доходы таких субъектов хозяйствования взыскиваются в местный бюджет <*>.

Обратиться в суд с иском о признании госрегистрации юридических лиц недействительной, а также о взыскании их доходов в местный бюджет вправе органы Комитета госконтроля, прокуратуры, внутренних дел, госбезопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах компетенции.

В соответствии с ч. 6 ст. 61 УК независимо от категории преступления и вида наказания применяется специальная конфискация – изъятие имущества, приобретенного преступным путем, дохода, полученного от использования этого имущества.

Таким образом, надлежащее применение законодательства позволяет исключить возможность обогащения посредством лжепредпринимательской деятельности и обеспечить изъятие в доход государства всех полученных от нее доходов.

И для достижения этих целей нет оснований применять процедуру банкротства. Достаточно обратиться к Положению о госрегистрации субъектов хозяйствования, а также использовать специальную конфискацию.

Признание госрегистрации юридического лица недействительной и взыскание в местный бюджет его доходов занимает значительно меньше времени, чем процедура банкротства. В случае если полученный преступным путем доход лиц, признанных виновными в лжепредпринимательстве, превышает доход мнимого юридического лица, разницу можно взыскать в доход государства, применив к виновным лицам специальную конфискацию в порядке уголовного судопроизводства.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2018, № 6