Дефицит республиканского бюджета Беларуси постепенно сокращается. Как сообщает  Минфин, по итогам 5 месяцев он составил менее 1 млрд руб., тогда как в I квартале превышал 1,8 млрд руб.

Напомним, на текущий год запланирован дефицит республиканского бюджета в 4 млрд руб., или 2,6% прогнозного ВВП. Пока удается обеспечить результат лучше прогноза: дефицит составляет всего 1,57% ВВП, а дефицит бюджета сектора государственного управления за январь — май т.г. вообще 84,8 млн руб. Между тем год назад здесь наблюдался профицит в 0,2 млрд руб., а дефицит республиканского бюджета составлял 0,07 млрд руб.

Наличие дефицита обусловлено опережающим ростом бюджетных расходов по сравнению с поступлениями. Так, доходы бюджета сектора госуправления за январь — май т.г. сложились в сумме 24 млрд руб. (на 18,2% больше, чем за 5 месяцев 2020 года в текущих ценах), республиканского бюджета — 10,8 млрд руб. (на 24,1% больше), а расходы — 24,1 млрд и 11,8 млрд руб. соответственно (на 19,9 и 35,6% больше, чем годом ранее).

В частности, поступление НДС в январе — мае т.г. составило 6,1 млрд руб., что на 15,1% больше, чем годом ранее, акцизов — 1,4 млрд руб. (+16,7%). Налога на прибыль поступило 1,6 млрд руб. (год назад по этой статье поступлений не было вовсе). Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 2,2 млрд руб. — на 83,3% больше, чем в январе — мае 2020 года.

Расходование бюджета по некоторым направлениям идет гораздо быстрее, чем рост поступлений. Так, расходы на общегосударственную деятельность выросли на 54,3% до 5,4 млрд руб., на финансирование национальной экономики — на 19% до 2,5 млрд руб., на финансирование социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и СМИ) — на 18,8% до 8,2 млрд руб.

Поступления в Фонд социальной защиты населения составили 7,9 млрд руб., расходы — 7,8 млрд руб. (рост на 12,9 и 13% соответственно). При этом профицит фонда, как и год назад, составил 0,1 млрд руб.

По состоянию на 1 мая т.г. задолженность по налогам и сборам составила 180,5 млн руб., тогда как годом ранее — 135,9 млн руб.

Существенно за последний год изменилась и структура платежей в бюджет, контролируемых налоговыми органами. В целом такие поступления, по данным МНС, за январь — май т.г. увеличились на 21,8% в текущих ценах. Отметим, что за январь — май 2021 года индекс-дефлятор ВВП составил 113,6%. Таким образом, в сопоставимых ценах налоговые поступления выросли на 19,2%.

В частности, поступления НДС выросли на 12,1%, подоходного налога — на 18%, налога на прибыль — в 2,1 раза, акцизов — на 20,1%. Поступления налога за добычу (изъятие) природных ресурсов увеличились на 26,9%, а экологического — на 18,5%. Гораздо скромнее динамика имущественных платежей. Поступления земельного налога выросли всего на 9,2%, а налога на недвижимость — на 4,5%. Слабо выглядит и динамика платежей по некоторым особым режимам. Например, поступления единого налога для производителей сельхозпродукции за 5 месяцев т.г. выросли в текущих ценах на 13,1%, единого налога с ИП и иных физлиц — на 19%, налога при упрощенной системе налогообложения — всего на 9,5% больше, то есть в сопоставимых ценах на 3,6% меньше.

Среди неналоговых доходов можно отметить существенный рост дивидендов — на 29,3%.

Анализ структуры и динамики исполнения бюджета показывает, что рост поступления ряда налогов в основном связан с улучшением финансовых результатов предприятий после прошлогодней девальвации, а также с увеличением экспорта, номинальных значений выручки и заработной платы. Однако государственные расходы все еще растут быстрее, чем поступления в бюджет.