Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов пояснил, какие товары попали в новую систему регулирования цен и почему там не оказалось услуг.

Источник — https://pixabay.com/

Согласно постановления Совмина № 713 от 19 октября «О системе регулирования цен», госрегулирование касается 370 наименований товаров, в том числе продуктов питания, одежды, обуви, бытовой химии, электротоваров, автомобилей и запчастей, ювелирных изделий и так далее. Для производителя устанавливаются нормативы рентабельности, для импортеров, оптовиков и торговли — предельные надбавки.

— Суть документа — стоп неконтролируемому росту цен, то есть выстроена система регулирования цены по всей цепочке — от производителя до прилавка, — сказал Богданов на пресс-конференции. — Регулирование распространяется практически на всю потребительскую корзину, которая охватывает более 90% товаров, приобретаемых населением нашей страны. За исключением лекарств, топлива, алкоголя, табака. Эти товары регулируются другими нормативно-правовыми актами, и сюда их включать не было никакого смысла.

По словам министра, услуги в постановление правительства № 713 не включали по причине того, что в Беларуси более 60% услуг регулируются действующим законодательством.  Например, это услуги связи, ЖКХ, транспорта, образования, ритуальные услуги и ряд других.

Продукция общепита также не попала под новую систему регулирования цен.

— Это касается именно продукции объектов общепита, то есть блюдо, если по-простому говорить, то оно не регулируется. Если в общепите продается товар, который указан в постановлении № 713, тогда это регулирование на них распространяется, — уточнил первый замминистра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец.

Он также сказал, что в ближайшее время будут опубликованы пояснения по поводу того, как должно применяться постановление, если продукция общепита производится в одном месте, а реализуется в другом.

Новая система регулирования цен касается как произведенных в Беларуси товаров, так и импортируемых в страну.

По словам руководителя МАРТ Алексея Богданова, любое повышение отпускных цен белорусских производителей подлежит согласованию или с подведомственным республиканским госорганом, или с облисполкомами и Мингорисполкомом (в зависимости от места регистрации юридического лица).

В отдельных случаях, по его словам, согласование не требуется. Например, истечение сроков проведения мероприятий по продвижению товара — акции, скидки, распродажи, по которым были заключены соответствующие договоры с розничными торговыми операторами. Также при заключении договоров поставки с новыми контрагентами или изменении условий поставки с действующими контрагентами, но не выше отпускных цен, определенных в прейскурантах поставщиков или в положениях о скидках на дату вступления в силу постановления N 713.

— Сами производители могут изменять цену без согласования с соответствующими органами в случае повышения цен или тарифов, которые регулируются государством. Например, топливо, энергетика и другие. Кроме того, в случае повышения налогов или обязательных платежей, входящих в себестоимость производимой продукции, пропорционально их росту и удельному весу в себестоимости, — сказал Алексей Богданов.

В скором времени МАРТ четко определит документы, которые производители будут предоставлять в госорганы для согласования повышения отпускных цен, либо установления новых. В первую очередь вводится калькуляция себестоимости и прогноз изменения цены с учетом обоснования каждой позиции статей затрат. Одним из документов, который также будет содержаться в требованиях — маркетинговое исследование.

— Это сравнение цен на товары, выпускаемых самим предприятием, либо иными субъектами, работающими на рынке Беларуси. И что важно — сравнение с экспортной ценой, — сказал Иван Вежновец.

Регулирование цен на зарубежные товары производится путем установления дифференцированных предельных максимальных надбавок для импортеров.

— Если раньше их не было и можно было хоть 200%, хоть 300% накрутить, сегодня такая ситуация будет исключена. Мы долго обсуждали тему с импортерами и выработали совместные подходы, — сказал глава МАРТ. — В частности, вводится обязанность импортера иметь обоснование контрактной входной цены. В принципе, эта процедура уже многими из них проводилась. Если импортер ввозил, например, из Российской Федерации подсолнечное масло, он проводил исследования: брал 5–6 таких поставщиков, производителей из России, выбирал наиболее выгодный вариант и у себя хранил эти данные. Это была необязательная процедура, а теперь с целью подтверждения обоснованности импортной цены ее должны будут выполнять все компании, которые занимаются ввозом товаров, определенных в перечне приложения №1. В случае необходимости мы могли бы запросить у них данные, почему тот или иной товар был ввезен по такой цене.

Государственный таможенный комитет выстроит систему мониторинга таких цен. Вместе с МАРТ таможенники будут контролировать импорт, чтобы не допустить необоснованного повышения цены на зарубежные товары.

Первый замглавы МАРТ Иван Вежновец пояснил, что обоснование цены импортера должно храниться на бумажных или электронных носителях. Он подчеркнул, что у поставщиков должно быть обоснование ко всей цепочке поставки продукции: «контрактная цена, таможенные платежи, расходы по доставке товара, обязательное страхование, если требуется, иные расходы и надбавка импортера».

— Система мониторинга будет базироваться на диапазонах контрактных цен импортеров. Мы будем видеть, в каких диапазонах ввозятся товары по каждой товарной группе, смотреть, как эти диапазоны цен изменяются, и анализировать причины увеличения цен по каждой товарной группе, — сказал первый замминистра. Таким образом, по его мнению, это позволит увидеть «злоупотребления по завышению контрактной цены».

Иван Вежновец дал разъяснения к постановлению № 713, как применять надбавки к цене, если одно юрлицо-импортер продает товары и оптом, и в розницу.

— Надбавка импортера применяется к контрактной цене — он компенсирует свои затраты как импортер. Уже к этой «отпускной» цене с учетом надбавки импортера применяется розничная надбавка, потому что она компенсирует затраты розничного сегмента. Если импортер поставляет в опт и потом с этого опта поставляет в розницу, то розничная надбавка должна учитывать и оптовую надбавку, которую применил оптовик. При этом импортер не может прибавить к контрактной цене и надбавку импортера, и надбавку опта — такая ситуация недопустима. Может прибавляться только розничная надбавка, — сказал замминистра.

Рителейров беспокоит разделение зон ответственности за контроль над ценами по всей цепочке поставки. Например, кого накажут, если оптовик неверно указал информацию в товарно-транспортных накладных (ТТН), а магазин все оформил в соответствии с требованиями законодательства.

Первый заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Иван Вежновец сослался на судебную практику, которая применяется по постановлению Совмина № 214 «О регулировании цен».

— Ответственность за надбавку прежде всего несет торговля. Если в ТТН отражена надбавка оптового звена в 20%, а фактически применена — 40%, и торговля превысила ограничение, то меры ответственности применяются к субъекту торговли, который вправе предъявить регрессный иск к оптовому звену за введение себя в заблуждение, — сказал Иван Вежновец. — Если же мы выявляем нарушение предельной надбавки и в оптовом звене, то меры ответственности применяются и к оптовому звену.

Участники рынка указали и на другие нюансы функционирования новой системы регулирования цен. В частности, что относить к новым потребительским товарам? По словам замдиректора по информационному обеспечению Белорусского государственного института стандартизации и сертификации Натальи Яковлевой есть два вида таких товаров: новая продукция и новый вид продукции.

— Новая продукция — это та продукция, которую изготовитель впервые для себя изготавливает. То есть, если я раньше не изготавливала молоко и начала изготавливать, для меня это новая продукция. Если я изготавливала молоко жирностью 0,5% и стала делать молоко жирностью 1%, для меня это никоим образом не новая продукция, — сказала Яковлева.

Новый вид продукции содержит иные характеристики.

— Основным визуальным признаком, как можно отличить новый вид продукции, это изменение наименования либо обозначения продукции. Но этого недостаточно. Естественно, что я могу поменять, назвать продукцию, которую я изготавливала, по-другому, и сказать, что у меня новый вид продукции. Это не так. Для этого должны произойти существенные изменения в технологическом процессе, то есть должны существенно измениться характеристики продукции, порядка 30%, либо может существенно измениться целевое направление продукции в части применения, в том числе предусмотрено и то, что до четырех знаков изменяется код ТН ВЭД, то есть в этом случае это тоже будет новый вид продукции, — пояснила представитель БелГИСС.

По ее словам, производитель должен определиться, выпускает он новую продукцию или новый вид, и понять, нужно ли согласовывать на нее цену. Она предложила сверяться с ресурсами Госстандарта, например, государственным каталогом продукции.

Гендиректор «ДорОРС» Михаил Михалев привел в пример производство овощей, которые будут выращиваться из новых видов семян. Относить ли в таком случае салат или огурцы к новым видам товаров или новым видам продукции? Яковлева отрицательно ответила на этот вопрос, потому что по техническим характеристикам эти овощи «ничем не отличается, кроме семян, из которых они выращены». Руководитель «ДорОРС» с этим не согласился. Глава МАРТ предложил подготовить официальное обращение и дать на него письменные разъяснения. При этом Богданов пообещал «с новинками оперативно решать все вопросы».

Читайте также

Постановление N 669 утратило силу: вводится новая система регулирования цен