Законом N 94-З внесены изменения в Закон о здравоохранении, которые вступили в силу с 23 июля 2021 г. Изменения в Закон о здравоохранении направлены на создание дополнительных условий для дальнейшего улучшения качества и доступности медицинской помощи и медицинских экспертиз, в том числе на совершенствование правового регулирования организации и проведения медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) медико-реабилитационными экспертными комиссиями (далее — МРЭК). Далее в материале подробнее о нововведениях в этой части.

Изменения коснулись ст. 34 Закона о здравоохранении, которая касается проведения одного из видов медицинских экспертиз — МСЭ. МСЭ проводится МРЭК (ч. 1 ст. 34 Закона о здравоохранении).

Областные МРЭК, Минская городская МРЭК входят в систему Минздрава (абз. 3 п. 7 Положения о Минздраве).

При этом впервые установлено, что руководители МРЭК назначаются на должности служащих и освобождаются от них Министром здравоохранения по согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами (ч. 2 ст. 34 Закона о здравоохранении).

В целях реализации ч. 22 ст. 34 Закона о здравоохранении приняты Положение о МРЭК и Положение о проведении МСЭ, которые также вступают в силу с 23 июля 2021 г.

Положение о МРЭК определяет их правовой статус, структуру, порядок организации деятельности, полномочия и функции МРЭК и их структурных подразделений, а также порядок обжалования заключений МРЭК.

Положение о проведении МСЭ устанавливает порядок ее проведения.

1. Организационная структура и организация деятельности МРЭК

МРЭК является госорганизацией здравоохранения, создается в каждой области и г. Минске и находится, соответственно, в подчинении главных управлений по здравоохранению облисполкомов, Комитета по здравоохранению Минского горисполкома (далее — главные управления по здравоохранению, Комитет по здравоохранению) (п. 3 Положения о МРЭК).

Руководство МРЭК осуществляется главным врачом, который согласно нововведениям назначается на должность служащих и освобождается от нее Министром здравоохранения по согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами (ч. 2 ст. 34 Закона о здравоохранении). Главный врач руководит деятельностью МРЭК и несет ответственность за выполнение возложенных на МРЭК функций (п. 5 Положения о МРЭК).

В структуру МРЭК входят первичные комиссии (специализированные, межрайонные (районные, городские)) центральные комиссии, которые являются вышестоящими по отношению к первичным комиссиям, кабинеты медико-профессиональной реабилитации, отделы оценки качества медицинской помощи, иные структурные подразделения, обеспечивающие деятельность МРЭК (п. 6 Положения о МРЭК).

Количество комиссий в МРЭК определяется из расчета: одна первичная комиссия на 100 тыс. человек, проживающих в районе (городе) обслуживания первичной комиссии, при условии проведения освидетельствований 1,2 — 1,4 тыс. человек в год, а также с учетом объемов выполняемой работы, относящейся к компетенции МРЭК, одна центральная комиссия на 4 первичные комиссии (ч. 1 п. 7 Положения о МРЭК).

Первичные комиссии осуществляют свою деятельность по территориальному принципу (межрайонные, районные, городские) или по профилю заболевания (специализированные) (п. 8 Положения о МРЭК).

Специализированные комиссии создаются в МРЭК как для проведения МСЭ при заболеваниях, наиболее распространенных на данной территории, а также в случаях, когда требуются специальные условия для проведения МСЭ (ч. 2 п. 7 Положения о МРЭК).

Комиссию возглавляет, руководит ее деятельностью и несет ответственность за выполнение возложенных на комиссию задач, в том числе за своевременность и качество проведения комиссией МСЭ, председатель. В состав комиссии входят, как правило, не менее 3 врачей-экспертов. При этом в случае временного отсутствия одного или нескольких врачей-экспертов, входящих в состав комиссии, освидетельствование пациента проводится не менее чем 2 врачами-экспертами, один из которых председатель комиссии или лицо, на которое возложены его обязанности (п. 14, 15 Положения о МРЭК).

Кабинеты медико-профессиональной реабилитации, входящие в структуру МРЭК, осуществляют проведение профессиональной консультации пациентов, направленных в МРЭК для проведения МСЭ, в том числе профессиональной диагностики, подбора профессии рабочего (должности служащего), соответствующей состоянию здоровья, с учетом возможности их последующего трудоустройства, определение необходимых условий и характера труда и (или) нуждаемости в исключении вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение профессиональной консультации детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 14 до 18 лет, а также иные функции в пределах установленной компетенции (п. 9 Положения о МРЭК).

Установлено, что к работе МРЭК привлекаются с правом совещательного голоса врачи-специалисты, специалисты по социальной работе, представители комитетов по труду, занятости и социальной защите областных (Минского городского) исполнительных комитетов, управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите районных (городских) исполнительных комитетов, управлений социальной защиты местных администраций районов в городе, главных управлений по образованию областных (комитета по образованию Минского городского) исполнительных комитетов, управлений (отделов) по образованию районных (городских) исполнительных комитетов, управлений по образованию местных администраций районов в городе (ч. 3 ст. 34 Закона о здравоохранении).

Комиссии независимо от того, являются ли они первичными или центральными, проводят МСЭ в порядке, установленном законодательством о здравоохранении, направляют пациентов в кабинет медико-профессиональной реабилитации для проведения консультации, в организации здравоохранения, государственные медицинские научные организации для проведения дополнительного обследования, уточнения клинико-функционального диагноза, запрашивают в установленном порядке у организаций здравоохранения и иных организаций информацию о пациенте, в том числе сведения о характере и условиях труда, проводят анализ выполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА, ПРП (при переосвидетельствовании инвалида), а также индивидуальной программой медицинской реабилитации пациента в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь и направивших пациента на МСЭ, анализируют показатели инвалидности, а также дают разъяснения пациентам, иным заинтересованным по вопросам МСЭ, осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством (п. 16 Положения о МРЭК).

Кроме того, первичные комиссии имеют право направить пациентов в центральную комиссию в случаях возникновения затруднений при вынесении решения для получения консультаций или проведения МСЭ, а также выполняют иные функции, предусмотренные законодательством о здравоохранении и страховой деятельности (п. 17 Положения о МРЭК).

Центральные комиссии осуществляют методическое руководство и оценку деятельности первичных комиссий по проведению МСЭ, консультируют первичные комиссии, проводят МСЭ при обжаловании пациентом (его законным представителем), субъектом страхования заключения МРЭК, оформленного первичной комиссией, а также по направлению первичных комиссий, направляют пациента на консультацию в государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр медицинской экспертизы и реабилитации», выполняют иные функции, предусмотренные законодательством о здравоохранении и страховой деятельности (п. 18 Положения о МРЭК).

При этом в случае, если в течение 30 календарных дней с даты вынесения решения первичной комиссии выявляются нарушения в деятельности этой комиссии при проведении МСЭ, центральная комиссия поручает первичной комиссии устранить выявленные нарушения (при условии устранимого характера этих нарушений), информирует заинтересованных лиц о выявленных нарушениях, а также проводит МСЭ (при условии явки пациента для переосвидетельствования и подачи им соответствующего заявления) (подп. 18.3 п. 18 Положения о МРЭК).

2. Одной из основных функций комиссий является проведение МСЭ

Цели проведения МСЭ указаны в п. 3 Положения о проведении МСЭ.

МРЭК осуществляет МСЭ на основании направления, оформленного организацией здравоохранения, оказывающей пациенту медицинскую помощь, направившей пациента на МСЭ в порядке, установленном Инструкцией N 77.

Пациент (его законный представитель) вправе отказаться от направления на МСЭ, кроме случаев направления в период временной нетрудоспособности пациента. Отказ оформляется записью в медицинских документах, что в последующем не лишает его права в любое время повторно обратиться по вопросу установления инвалидности (ч. 6 ст. 34 Закона о здравоохранении).

МСЭ должна быть проведена не позднее 30 календарных дней со дня поступления в МРЭК направления на МСЭ, в котором указывается цель ее проведения, а в отношении пациента, признанного временно нетрудоспособным, — не позднее 3 (при освидетельствовании на выездном заседании МРЭК — 5) рабочих дней со дня поступления в МРЭК направления на МСЭ (п. 7 Положения о проведении МСЭ).

МСЭ проводится в очной или заочной форме. МСЭ в очной форме осуществляется по месту нахождения МРЭК и на выездном заседании: по месту жительства (пребывания) пациента, в организациях здравоохранения, учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, в учреждениях уголовно-исполнительной системы МВД. МСЭ в заочной форме осуществляется только в случаях, установленных международными договорами Республики Беларусь, на основании медицинских и иных документов пациента, которые представляются в МРЭК компетентными органами (п. 4 — 6 Положения о проведении МСЭ).

МСЭ осуществляется путем проведения освидетельствования пациента (абз. 2 п. 2 Положения о проведении МСЭ).

Порядок освидетельствования (переосвидетельствования) пациентов (инвалидов) при проведении МСЭ установлен Инструкцией о порядке освидетельствования.

При МСЭ пациенту устанавливаются инвалидность, группа инвалидности, категория «ребенок-инвалид» и степень утраты здоровья, причина инвалидности, дата наступления и срок инвалидности, дополнения к экспертному решению (инвалид с нарушением зрения, инвалид с нарушением слуха, инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата, иные), а также степень утраты профессиональной (общей) трудоспособности в процентах при страховых и иных случаях, предусмотренных законодательством (ч. 4 ст. 34 Закона о здравоохранении).

В зависимости от степени выраженности ограничений жизнедеятельности, обусловленных стойкими нарушениями функций органов и систем организма, возникших в результате заболеваний, а также клинико-трудового прогноза, наличия анатомического дефекта по перечню, устанавливаемому Минздравом, лицам старше 18 лет, признанным инвалидами, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а детям в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» с определением первой, второй, третьей или четвертой степени утраты здоровья (ч. 8 ст. 34 Закона о здравоохранении).

Инвалидность устанавливается:

— сроком на 3 года — при установлении инвалидности I группы;

— сроком на 2 года — при установлении инвалидности II или III группы;

— сроком на 5 лет — при установлении инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС, другими радиационными авариями;

— без указания срока переосвидетельствования (ч. 16 ст. 34 Закона о здравоохранении).

Детям в возрасте до 18 лет категория «ребенок-инвалид» устанавливается в соответствии с критериями, устанавливаемыми Минздравом:

— сроком на 1 год, 2 года или 5 лет;

— до достижения ребенком возраста 18 лет (ч. 18 ст. 34 Закона о здравоохранении).

При установлении инвалидности МРЭК устанавливается одна из причин инвалидности. При установлении инвалидности лицам в возрасте старше 18 лет устанавливается одна из причин инвалидности, указанных в ч. 10 ст. 34 Закона о здравоохранении. При установлении инвалидности детям в возрасте до 18 лет устанавливается одна из с причин инвалидности, указанных в ч. 11 ст. 34 Закона о здравоохранении.

В случае признания пациента инвалидом датой установления инвалидности считается дата поступления в МРЭК направления на МСЭ. Датой окончания МСЭ является дата вынесения решения МРЭК (п. 11, 12 Положения о проведении МСЭ).

Решение МРЭК объявляется устно пациенту, проходившему МСЭ, или его законному представителю (п. 10 Положения о проведении МСЭ).

По результатам МСЭ оформляются заключение МРЭК, ИПРА инвалида, ПРП, листок нетрудоспособности и (или) справка о временной нетрудоспособности (при проведении МСЭ в периоде временной нетрудоспособности пациента) (ч. 4 ст. 34 Закона о здравоохранении).

Пациенту, признанному инвалидом (ребенком-инвалидом), выдается удостоверение инвалида по форме, установленной Совмином, в порядке, установленном законодательством об административных процедурах (ч. 5 ст. 34 Закона о здравоохранении).

Получение документов подтверждается собственноручной подписью пациента. При невозможности пациента по состоянию здоровья подтвердить собственноручной подписью получение этих документов и отсутствии его законного представителя их получение подтверждается собственноручной подписью лица, сопровождающего пациента при проведении МСЭ, при предъявлении документа, удостоверяющего личность (ч. 2 п. 13 Положения о проведении МСЭ).

Заключение МРЭК в течение 3 календарных дней после окончания МСЭ направляется: в орган, назначающий (назначивший) и (или) выплачивающий пенсию, в страховую организацию при наступлении страховых случаев, нанимателю.

Заключения МРЭК, ИПРА, ПРП с письменного согласия пациента могут направляться в органы и (или) организации, расположенные за пределами Республики Беларусь, если иное не установлено законодательством о здравоохранении или международными договорами Республики Беларусь (п. 13 Положения о проведении МСЭ).

Сведения о всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, в недельный срок со дня вынесения решения МРЭК направляются в военные комиссариаты (обособленные подразделения военных комиссариатов), иные организации, осуществляющие воинский учет (п. 16 Положения о проведении МСЭ).

Заключение МРЭК, оформленное по результатам МСЭ, утрачивает силу по истечении срока его действия или в день, предшествующий дню оформления иного заключения МРЭК (п. 15 Положения о проведении МСЭ).

Переосвидетельствование инвалидов проводится по истечении срока действия заключения МРЭК (ч. 20 ст. 34 Закона о здравоохранении).

Переосвидетельствование инвалидов ранее установленного срока действия заключения МРЭК или при установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования проводится на основании заявления инвалида (его законного представителя), оформленного в письменной форме, которое подается в организацию здравоохранения, оказывающую ему медицинскую помощь (ч. 21 ст. 34 Закона о здравоохранении).

Читайте этот материал в ilex >>
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex