Никитин Юрий Александрович,
заместитель начальника отдела
прокуратуры Минской области,

кандидат юридических наук, доцент

В связи со сложной эпидемиологической ситуацией в мире и Республике Беларусь органы власти приняли комплекс административных и санитарно-противоэпидемических мер. Они направлены на предотвращение распространения, локализацию и ликвидацию инфекционных и (или) массовых неинфекционных заболеваний, в том числе коронавирусной инфекции (COVID-19); предусматривают особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, а также перемещения транспортных средств, товаров, грузов и животных.

Принятые меры

Чтобы предупредить распространение COVID-19, госорганы приняли:

— постановление Совмина от 08.04.2020 N 208, которое ввело на территории Республики Беларусь такое ограничительное мероприятие, как самоизоляция;

— постановление Совмина от 30.10.2020 N 624, которое временно приостановило въезд в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства;

— санитарные нормы и правила «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19».

Как следует из постановления Минздрава N 217, санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предотвращение возникновения и распространения COVID-19, определяются в комплексных планах. Их утверждают в установленном порядке местные исполнительные и распорядительные органы в зависимости от интенсивности развития эпидпроцесса.

В частности, план мероприятий по профилактике и снижению распространения острых респираторных инфекций, в том числе вызванных COVID-19, в Минске утвердило решение Мингорисполкома от 07.04.2020 N 1069. В это решение трижды вносились изменения и дополнения, последний раз — 12.11.2020. При этом в первоначальном и двух последующих решениях <*> потребителям объектов социальной инфраструктуры, бытового обслуживания, розничной торговли, общественного транспорта (автомобильного, железнодорожного), включая метрополитен, других организаций при посещении указанных объектов, организаций и иных общественных мест было рекомендовано использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания. Пункт 26 плана в действующей редакции требует обеспечить при посещении объектов социальной инфраструктуры, бытового обслуживания, розничной торговли, других организаций, при пользовании общественным транспортом (автомобильным, железнодорожным), включая метрополитен, применение средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее — СИЗ).

К сведению
Обязательный масочный режим введен также на территории ряда других регионов страны. Например, в Гомельской области, Гродно, Могилеве и т.д. При этом в торговых центрах, транспорте и других общественных местах необходимо размещать объявления об обязательном ношении масок.

Исполнители решения — руководители организаций всех форм собственности. Они обязаны обеспечить использование СИЗ (масок) гражданами при посещении перечисленных выше объектов и в организациях. Меры, которые вправе и должен принимать конкретный руководитель, законодательство не предусматривает. Главная задача — убедить граждан использовать СИЗ. При отказе выполнить установленные требования посетителю на вполне законном основании могут отказать в обслуживании.

Ответственность за невыполнение установленных требований

Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и требования устанавливаются для предупреждения и ликвидации эпидемий, очагов инфекционных заболеваний и для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарные нормы и правила — ТНПА, закрепляющие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью населения, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.

Санитарно-эпидемиологические требования — требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания, условий деятельности организаций, физических лиц, в том числе ИП, используемых ими территорий, капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, оборудования, транспортных средств, а также к безопасности и безвредности продукции, к технологиям ее производства и обращению, в том числе продукции, представляющей потенциальную опасность для жизни и здоровья населения.

Гигиенический норматив — ТНПА, устанавливающий допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания человека, продукцию с позиций безопасности и безвредности для человека <*>.

Нарушение вышеуказанных требований влечет административную ответственность <*>. Так, нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техрегламентами Таможенного союза, ЕАЭС; санитарных норм и правил, гигиенических нормативов; представление недостоверных данных для госрегистрации продукции влечет штраф в размере до 30 базовых величин, на ИП — до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — до 500 базовых величин.

Контроль за обязательным использованием СИЗ в общественных местах, включая общественный транспорт, возлагается на местные исполнительные и распорядительные органы, транспортные предприятия, центры гигиены и эпидемиологии.

К сведению
Вопрос контроля за обязательным использованием СИЗ в общественном транспорте еще следует проработать. В отличие от других общественных мест (например, торговых, спортивных и т.д.), здесь достаточно проблематично отследить всех пассажиров, которые нарушают обязательный масочный режим.

Составлять протоколы по делам об административных правонарушениях рассматриваемой категории вправе должностные лица органов, осуществляющих госсаннадзор <*>.

Применительно к тому, кто будет нести ответственность за несоблюдение обязательного масочного режима, отметим: факт нахождения без СИЗ на территории объекта, указанного в соответствующем решении (например, в магазине, банке, аптеке) — нарушение, которое влечет ответственность по ст. 16.8 КоАП. Но штраф в данном случае будет налагаться не на посетителя, а на руководителя объекта (организации).

В законодательстве нет прямых норм, предусматривающих ответственность граждан за нарушение масочного режима. Пока этот вопрос находится в стадии проработки. Возможно, в ближайшем будущем в КоАП внесут изменения по примеру соседних государств (в частности, Российской Федерации и Украины).

В то же время уже сейчас граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны соблюдать на территории нашей страны законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, участвовать в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и заботиться о состоянии своего здоровья и здоровья своих детей <*>.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex