Кирильчик Александр Анатольевич,
юрист

Целью настоящей статьи является описание понятия санкций, их основных видов и различий, а также формулирование ответов на некоторые вопросы, возникающие у субъектов международных отношений в связи с необходимостью следовать определенным нормативным предписаниям или учитывать риски, когда такие предписания обязательны для их контрагента.

При этом стоит отметить, что каждый конкретный случай взаимодействия с субъектом хозяйствования, являющимся объектом тех или иных санкций, должен являться предметом самостоятельной оценки «on a case-by-case basis» с учетом множества индивидуальных факторов и особенностей итерации.

1. Что такое санкции

Волатильность в международных отношениях, связанная с политическими и экономическими конфликтами, привела к большому количеству односторонних действий со стороны множества государств и международных организаций, влияющих на указанные процессы. Как результат происходящего санкции, санкционный комплаенс и санкционное право в настоящее время становятся новыми реалиями внешнеэкономической деятельности. При этом важнейшую роль в текущем взаимодействии между контрагентами из различных государств играет санкционный комплаенс. Данный процесс можно представить как оценку риска совершения конкретных сделок, в том числе проведения финансовых операций между юридическими или физическими лицами, основанную на имеющейся открытой информации о действующих международных санкциях и практике их применения, а также последующее управление такими рисками в целях оптимизации бизнес-процессов компании.

Вопросы введения политических и экономических ограничений, их содержания и применения, ответственности за неисполнение содержащихся в соответствующих документах требований крайне сложны в силу большого количества юрисдикций, международных и государственных органов, внедряющих указанные практики. В комплексе правовые акты, являющиеся источником таких норм, судебные прецеденты, разъяснения компетентных органов, а также внутренние политики крупных компаний и финансовых институтов составляют огромный кластер информации, подлежащей систематизации для ее корректной оценки. В итоге мы имеем место как с формированием на наших глазах новой реальности международных отношений, так и с появлением отдельной комплексной отрасли права — санкционного права, имеющего свои специфические черты в виде переплетения положений международного публичного права, а также коллизионных норм частного права конкретных государств, правоприменительной практики.

Что же такое санкции? Начнем с того, что же понимается под термином «санкции», «экономические ограничительные меры», «санкционные ограничения», используемом в ряде источников (в рамках законодательства Республики Беларусь чаще применяется понятие «ограничительные меры»). Русскоязычная Википедия определяет международно-правовые санкции как коллективные или односторонние принудительные меры (санкции), применяемые государствами или международными организациями к государству, нарушившему нормы международного права. Не уходя в дискуссии относительно соответствующего содержания и не разделяя санкции на экономические и политические, можно принять указанное определение за основу с оговоркой о том, что упоминаемые «нормы международного права», которые, по мнению инициатора санкций, нарушаются их адресатом, могут быть как явными, так и имплицитными, скрытыми (например, принципами). Более того, «международность» таких норм может не признаваться адресатом санкций, как и сам факт нарушения. В отдельных случаях введение санкций обосновывается не нарушениями норм международного права, а целями внешней политики и национальной безопасности конкретной страны (группы стран).

Говоря о настоящем времени, можно отметить, что санкции применяются как инструмент экономического давления в международных отношениях, который имеет своей целью добиться изменения политического курса страны, на которую оказывается такое давление. Полагаем, что в действующих международных реалиях невозможно отрицать политическую направленность экономических санкций.

2. Кто вводит санкции и что является их объектом

Упрощенным ответом на первую часть вопроса стал бы тезис «все и против всех». Однако, исходя из юридической сущности санкций, можно отметить, что они принимаются уполномоченными органами отдельных государств, объединений государств и международных организаций в отношении конкретных стран, юридических и физических лиц, иных объектов (морских судов, самолетов, товаров и т.п.).

Говоря о международных организациях, в первую очередь речь идет об ООН. Совет Безопасности ООН «уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений … эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений» (ст. 41 гл. VII Устава ООН). Республика Беларусь, как и другие члены ООН, обязана исполнять соответствующие решения в соответствии со ст. 25 Устава ООН. Однако ограничительные меры, вводимые Советом Безопасности ООН, часто не отождествляют с современными экономическими санкциями в силу того, что, во-первых, понятие «санкции» в Уставе ООН отсутствует, во-вторых, порядок их принятия существенно отличается от так называемых односторонних санкций, инициаторами которых являются отдельные государства и надгосударственные образования.

Среди иных наиболее часто упоминающихся в официальных источниках уполномоченных органов, вводящих международные санкции, стоит отметить Office of Foreign Assets Control (Управление по контролю за иностранными активами) (США), Council of the European Union (Совет Европейского Союза) (ЕС), Office of Financial Sanctions implementation (Управление применения финансовых санкций) (United Kingdom). Вводятся санкции и государственными органами иных стран, таких как Австралия, Канада, Швейцария и др., однако практика их применения не настолько широкая в силу меньшего участия в международных финансовых отношениях как самой страны, так и ее валюты (что крайне важно), а также более узкой (обособленной) геолокации.

Объектами санкций могут являться целые страны, либо конкретные юридические или физические лица. Также санкции могут иметь комплексный характер, например, запрещать совершение сделок с определенными товарами (услугами) с резидентами конкретных стран. Более того, объект санкций (например, юридическое лицо, в отношении которого предусмотрена заморозка активов в определенной юрисдикции) чаще всего не является лицом, обязанным исполнять санкционные предписания, поскольку не относится к юрисдикции страны, вводящей санкции. Исходя из вышеприведенного определения санкций можно сказать, что вне зависимости от их основного предмета или субъекта конечным адресатом таких ограничений за счет влияния на экономику страны предполагается то или иное государство.

3. Какой инструментарий применяется в рамках вводимых санкций, существуют ли штрафы за их нарушение

Для выяснения конкретных мер, применяемых к адресатам санкций, необходимо исходить из содержания актов, которыми такие санкции вводятся. Экономический инструментарий санкций достаточно широк и включает полный или частичный запрет на экспорт и импорт отдельных товаров (услуг), запрет на финансовые операции, заморозка и конфискация активов, запрет на транзакции с определенными лицами, компаниями и странами.

Нарушение санкционных предписаний для лиц, обязанных их исполнять, влечет наложение штрафов, которые также могут разниться в зависимости от вида санкций, органа их ведения и множества других факторов.

К примеру для санкций, введенных Управлением по контролю за иностранными активами (США), максимальные размеры штрафов зависят от того, являлось ли нарушение «вопиющим» (egregious), а также добровольно ли нарушитель раскрыл соответствующий факт (voluntary self-disclosure). Максимальный размер штрафа варьируется в зависимости от указанных критериев, а также от вида санкций (нормативного акта, на основании которого они были введены) и может составлять сумму от нескольких тысяч до миллионов долларов. К примеру, максимальный штраф за нарушение санкций, введенных на основании Закона о международных чрезвычайных экономических полномочиях (International Emergency Economic Powers Act (IEEPA)), составляет большую из следующих величин: 330 947 долл. США или двойная сумма соответствующей сделки. Кроме того, подобных нарушений (конкретных сделок) может накопиться множество, что приводит к практике многомиллионных штрафов от данного ведомства. Соответствующие нормы и размеры максимальных штрафов содержатся в одном из приложений к разделу 31 Кодекса федеральных правил США (Code of Federal Regulations (CFR)).

Согласно ст. s.146 Закона Великобритании о полиции и преступности (Policing and Crime Act 2017) предоставляет право Управлению применения финансовых санкций (как органу казначейства) применять монетарные штрафы в размере до 1 млн фунтов стерлингов в случаях, когда невозможно оценить денежный эквивалент нарушения (сумму сделки, стоимость актива и т.п.), либо до 50% оценочной стоимости финансовых ресурсов (когда денежный эквивалент нарушения может быть определен).

Исходя из решений Совета ЕС (ст. 8 и 9 Решения N 833/2014, ст. 9 и 9a Решения (EC) N 765/2006, ст. 15 и 16 Решения (EU) N 269/2014), конкретные меры принуждения, применимые в случае нарушения санкций, должны определяться государствами — членами ЕС. Таким образом, вопрос о размерах штрафов в ситуации с санкциями ЕС отнесен к сфере национальных юрисдикций.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex