Основные положения Декрета № 7 <1> вступают в силу с 26 февраля 2018 г. Благодаря ему субъектам хозяйствования станет проще осуществлять экономическую деятельность, в частности деятельность в области строительства. Новации закрепил подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7.

НПА в развитие норм Декрета № 7

Для реализации ключевых позиций Декрета № 7 разработаны проекты:

— Закона о внесении дополнений и изменений в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (Закон об архитектурной деятельности);

— Указа о внесении изменений в указы от 14 января 2014 г. № 26 и от 20 октября 2016 г. № 380;

— постановления о внесении дополнений и изменений в постановления Совмина от 17 февраля 2012 г. № 156 и от 21 марта 2014 г. № 252;

— постановлений о внесении изменений и дополнений в постановления Минстройархитектуры от 4 февраля 2014 г. № 4, 10 мая 2011 г. № 18, 2 мая 2014 г. № 25.

Капитальный ремонт и техническая модернизация

Положение Декрета № 7
Капремонт осуществляется на основании проектной документации без наличия разрешительной документации, выдаваемой в порядке, определенном Совмином.

В данном случае субъект хозяйствования должен лишь направить в органы госстройнадзора уведомление о начале работ на объекте. Заинтересованное лицо вправе приступить к капремонту или технической модернизации со дня, следующего за днем направления уведомления. Исключение составляют объекты, на которых госстройнадзор не осуществляется.

Проект Закона о внесении дополнений и изменений в Закон об архитектурной деятельности предусматривает, что техническую модернизацию и капремонт объектов выполняют собственники объектов. Вместе с тем это же право могут получить и субъекты хозяйствования, у которых объект находится на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора (например, аренды). Для этого достаточно письменного согласия собственника.

Для проведения вышеуказанных работ не требуется аттестат соответствия на осуществление функций заказчика. Данная норма нашла также отражение в проекте постановления о внесении изменении и дополнений в постановление Совмина от 21 марта 2014 г. № 252.

Единая форма техусловий

Статью 21 Закона об архитектурной деятельности дополнило положение, согласно которому техусловия на инженерно-техническое обеспечение объекта выдаются заказчику, застройщику по единой форме. Ее устанавливает Совмин.

Такие техусловия необходимо включать в состав разрешительной документации на строительство объекта. При этом техусловия должны содержать всю необходимую заказчику, застройщику информацию. Это, в частности, сведения о присоединении к газораспределительной системе, электрической сети, тепловым сетям, системам водоснабжения, водоотведения (канализации) и дождевой канализации.

Уведомительный принцип

Поскольку Декрет № 7 вводит уведомительный порядок извещения органов госстройнадзора о начале строительно-монтажных работ на объектах строительства, излагается в новой редакции ст. 23 Закона об архитектурной деятельности.

Таким образом, производство строительно-монтажных работ на объектах строительства осуществляется при наличии положительного заключения госэкспертизы по проектной документации. Если же госэкспертиза проектной документации не обязательна – при наличии утвержденной проектной документации на строительство объектов.

Новая редакция ст. 23 Закона об архитектурной деятельности закрепляет, что:

— порядок направления уведомления в органы госстройнадзора определяет Совмин;

— уведомление, направленное с нарушением порядка, будет недействительным.

Со вступлением в силу Декрета № 7 утратит силу постановление Совмина от 25 февраля 2016 г. № 151, которое регулировало порядок выдачи разрешений на производство строительно-монтажных работ.

Кроме того, из единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей <2>, исключается процедура «выдача разрешения на производство строительно-монтажных работ».

В связи с корректировкой ст. 23 Закона об архитектурной деятельности потребовалось уточнить его ст. 36. Эта норма определяет компетенцию органов госстройнадзора, которые получают уведомление о начале строительных работ. Раньше данные органы выдавали разрешение на производство строительно-монтажных работ.

Соответствующие изменения, обусловленные урегулированием уведомительного порядка о начале строительных работ, внесены и в Положение о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства <3>.

Аттестаты соответствия

Часть 2 ст. 51 Закона об архитектурной деятельности излагается в новой редакции. В частности, устанавливается, что предпроектную (предынвестиционную) документацию разрабатывает заказчик, застройщик, проектная организация, ИП. Аттестат соответствия для ее разработки больше не требуется. Аналогичное изменение появилось и в Указе от 14 января 2014 г. № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

Кроме того, проект постановления о внесении дополнений и изменений в постановления Совмина от 17 февраля 2012 г. № 156 и от 21 марта 2014 г. № 252 сокращает виды архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (их составляющих), которые осуществляются субъектами хозяйствования при наличии аттестатов соответствия.

Строительство под ключ

Закон об архитектурной деятельности планируется дополнить ст. 55-1. Новая норма предусматривает следующую особенность строительства объектов под ключ:

генподрядчик оказывает заказчику весь комплекс инженерных услуг, за исключением технадзора за строительством и ряда функций заказчика, при выполнении которых не требуется аттестат соответствия заказчика.

Статью 56 Закона об архитектурной деятельности дополнила новая часть, Она определяет функции, которые нельзя передавать инженерной организации.

Закупки в строительстве

Статья 57 Закона об архитектурной деятельности излагается в новой редакции. В частности, установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) не будут применяться, если:

— не привлекаются бюджетные средства, бюджетные займы (субсидии), гарантии Правительства;

— необходим аварийно-восстановительный ремонт капитальных строений (зданий, сооружений).

Аналогичные изменения появились в Указе от 20 октября 2016 г. № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» и Положении о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов <4>.

Одно окно

Положение Декрета № 7
Заключение по приемке объектов в эксплуатацию выдается после подачи в органы госстройнадзора заявления по принципу «одно окно».

В связи с этим вносятся соответствующие изменения в ст. 59-1 Закона об архитектурной деятельности.

Срок рассмотрения заявлений о приемке в эксплуатацию объектов строительства и принятия по ним решений не может превышать месяц. Заключения о соответствии принимаемых в эксплуатацию объектов, очередей строительства, пусковых комплексов утвержденной проектной документации, разрешительной документации госорганы, организации выдают в соответствии с компетенцией. Отказ в приемке объектов строительства в эксплуатацию можно обжаловать в вышестоящий орган или в суд.

Гарантийный срок в строительстве

Положение Декрета № 7
Гарантийный срок на принятые в эксплуатацию объекты и (или) строительные работы составляет не меньше пяти лет.

В настоящее время гарантийный срок фиксированный – пять лет. Его устанавливают Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда <5>. В этой части в Правилах есть изменения.

Кроме того, уточняются нормы о резервировании денег на период исполнения гарантийных обязательств. Пока средства для обеспечения исполнения обязательств по устранению результата работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта, резервируются на спецсчете в банке либо НКФО на период действия гарантийного срока (т.е. на пять лет) <6>.

Заказчик, застройщик перечисляют на этот спецсчет деньги в размере 1,5 % от стоимости строительных, специальных, монтажных работ, выполненных подрядчиком в периоде, принятом за расчетный, без учета НДС.

С 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования в целях устранения результата работ ненадлежащего качества будут резервировать (если выберут такую форму обеспечения обязательств) деньги на спецсчете сроком на два года. Размер обеспечения должен составлять 1,5 % от стоимости выполненных на объектах строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения работ. Вышеупомянутое Положение о порядке резервирования закрепило соответствующие изменения.

Кроме прочего, Декрет № 7 определил стратегическую задачу нормотворческой деятельности в строительной отрасли. Она заключается в том, чтобы до 1 января 2020 г. разработать и внести в Палату представителей Национального собрания проект Кодекса об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Планируется, что с принятием Кодекса:

— уменьшатся требования к архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

— минимизируется количество административных процедур и объем вмешательства госорганов в строительную деятельность;

— удастся обобщить и актуализировать НПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

— сократятся и консолидируются требования ТНПА к строительству объектов и т.д.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2018, № 2