136 стран, на которые приходится 90% мировой экономики, согласились на масштабный пересмотр глобальных налоговых правил. Речь о том, чтобы с 2023 года ввести минимальный налог на прибыль в 15%. Таким образом гиганты вроде Apple и Google не смогут зарабатывать в одних странах, а налоги платить в других, где выгоднее. Что с этого получит Беларусь, пока сказать сложно. Но в целом страна присоединилась к масштабной инициативе против минимизации уплаты налогов и вывода капитала.

Как все начиналось?

Тренд снижения средней ставки корпоративного налогообложения в мире наблюдается уже давно. В начале 1980-х ставка превышала 40%, к 2020 году снизилась до 24%. Механизм был крайне прост: транснациональные компании переносили региональные штаб-квартиры в низконалоговые юрисдикции и экономили на налогах. Например, Ирландии со ставкой корпоративного налога 12,5% (и эффективной ставкой вплоть до 0%) удалось перетянуть к себе европейские офисы Google, Microsoft, Amazon, Apple, Facebook, пишет The Bell.

Возникающие в результате перекосы были очевидны для властей. Расследования не раз выливались в многомиллиардные налоговые иски, но решительных побед регуляторам они не приносили. В 2020 году Apple же удалось отбиться от доначисления 13 млрд евро Еврокомиссией. В том же году ирландская «дочка» Microsoft получила прибыль в почти 315 млрд долларов. Но большая часть прибыли — 301,1 млрд долларов — связана с излишками и активами, полученными от ликвидации дочерних компаний Microsoft Luxembourg USA Mobile Sarl и MACS Holdings Ltd, которые, как понимает Guardian, не подлежали налогообложению как «нереализованная прибыль».

До чего договорились?

Недавно 136 стран, среди них и Беларусь, поддержали Заявление о введении глобального минимального налога на прибыль в размере 15%, который направлен на прекращение практики уклонения от уплаты налогов международных корпораций, говорится в сообщении на сайте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Мир станет справедливее, уверены инициаторы реформы. Это важный шаг к изменению многолетнего подхода, при котором компании платят налоги не там, где зарабатывают, и экономят на этом десятки миллиардов долларов в год.

Источник — https://pixabay.com/

Сейчас пакет содержит две ключевые меры. Первая затронет компании с глобальными продажами свыше 20 млрд долларов. Корпорации, зарабатывающие более 10% маржи прибыли, будут вынуждены перераспределять 25% превышения в страны, где продаются их услуги и товары. По оценке ОЭСР, объем перераспределения в год составит 125 млрд долларов доходов 100 самых крупных и прибыльных международных компаний. Вторая же часть предусматривает как раз введение минимального налога в 15% на компании с доходами свыше 750 млн евро. Инициатива подразумевает, что компании будут платить налоги в тех странах, в которых они ведут свой бизнес и получают доходы, вне зависимости от расположения их штаб-квартир. Предполагается, что это увеличит сборы на 150 млрд долларов в год.

Экономисты, опрошенные CNBC, еще в июне утверждали, что согласованная ставка в 15% слишком низка и выбрана только как отправная точка, чтобы задобрить низконалоговые юрисдикции на начальном этапе. Минимальный порог, который будет действительно эффективным, находится ближе к 25%, сказал изданию руководитель направления налоговой справедливости в лондонском Институте исследований государственной политики Джордж Дибб.

А как тут оказалась Беларусь?

В октябре 2020 года увидело свет постановление Совмина № 590 о присоединении Беларуси к Глобальному форуму по налоговой прозрачности и обмену информацией по налоговым вопросам и Инклюзивной группе по имплементации Плана действий по вопросу противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. По сути речь шла об участии в реализации плана действий BEPS (Base Erosion and Profit Shifting), одобренного в 2013 году в рамках ОЭСР при активной поддержке стран «Большой двадцатки». Этот проект предусматривает международное сотрудничество в борьбе с уклонением от уплаты налогов и разработку комплекса рекомендаций правительствам для имплементации в национальное законодательство стран.

В 2021 году Беларусь присоединилась к плану действий BEPS и таким образом поддержала глобальные налоговые инициативы. Участники белорусского рынка полагают, что новая реформа по внедрению всемирного налога на прибыль может коснуться «дочек» международных компаний, которые являются резидентами Парка высоких технологий. Помимо них, контролирующие органы получат возможность оценить объем белорусского бизнеса Google, Apple и других технологических гигантов. Если говорить о белорусских компаниях, которые имеют продажи свыше 750 млн евро, то им нечего беспокоиться. Одни из них платят налог на прибыль свыше 15%, а другие и вовсе показывают убытки.

При этом эксперты не берутся судить об экономической выгоде для Беларуси, пока соглашение окончательно еще не утверждено. Ожидается, что его финальный вариант будет одобрен на встрече лидеров G20 в Риме 30–31 октября. Хотя, как пишет BBC, это далеко не факт. В случае, если сработает оптимистический сценарий, то подписание многосторонней конвенции планируется в 2022 году, а вступление в силу — в 2023 году.

Беларусь уже перенимала международный опыт?

Ранее в белорусское налоговое законодательство уже были внедрены некоторые пункты плана действий BEPS. В частности, правила контроля за трансфертным ценообразованием; правила «тонкой» капитализации; концепция бенефициарного собственника и концепция «необоснованной налоговой выгоды».

При этом Беларусь продолжает усовершенствовать правила.  Как следует из обоснования проекта Налогового кодекса на 2022 год, в целях исполнения обязательств, взятых Республикой Беларусь в рамках плана действий BEPS, а также для усиления контроля за выводом средств за пределы Беларуси предусматривается к сделкам, подлежащим контролю на предмет трансфертного ценообразования, отнести сделки по предоставлению иностранным организациям (иностранным гражданам) займов либо получению займов от взаимозависимых лиц на сумму свыше 400 тысяч рублей.

В целом внедрение рекомендаций плана BEPS позволяет странам улучшить сбор налогов в свои бюджеты, поскольку повышается прозрачность финансовых операций. Контролирующим ведомствам будет проще разоблачать схемы по минимизации уплаты налогов и выводу капитала, которые по итогу могут вообще потерять экономический смысл.