Вопрос: У организации недостаточно средств для уплаты налогов. Могут ли перенести срок уплаты налогов в бюджет?

Ответ: Организации может быть изменен срок уплаты налогов при определенных условиях и подаче ею соответствующего заявления.

Обоснование: Налоговым законодательством предусмотрена возможность индивидуального изменения организации установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней (далее — налоги).

Общеустановленный порядок изменения сроков уплаты налогов определен гл. 5 Общей части НК. По налогам, которые полностью уплачиваются в республиканский бюджет, такое решение принимает Президент Республики Беларусь, а по налогам, полностью уплачиваемым в местный бюджет, — местные Советы депутатов <*>.

Изменить срок уплаты налогов могут в следующих формах <*>:

— отсрочка с единовременной уплатой налогов (далее — отсрочка);

— рассрочка с поэтапной уплатой задолженности налогов (далее — рассрочка);

— отсрочка с последующей рассрочкой;

— налоговый кредит с единовременной либо поэтапной уплатой сумм налогов в период действия этого кредита (далее — налоговый кредит).

Отсрочка, рассрочка или отсрочка с последующей рассрочкой могут быть предоставлены по налогам, по которым уже есть задолженность, на срок не более 1 года каждая <*>.

Основания, по которым могут дать отсрочку, рассрочку или отсрочку с последующей рассрочкой (далее — отсрочка, рассрочка) <*>:

1) угроза экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты задолженности по налогам;

2) задержка финансирования из бюджета, в т.ч. оплаты выполненного государственного заказа;

3) в случае причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

При получении отсрочки, рассрочки по основанию 1 организация обязана уплачивать проценты. Такие проценты установлены в размере не менее 1/4 процентной ставки, которая равна 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день погашения отсроченных (рассроченных) сумм задолженности по налогам. Начисляются такие проценты за каждый день периода пользования отсрочкой, рассрочкой <*>.

По основанию 2 или 3 отсрочку, рассрочку предоставляют соответственно в пределах сумм денежных средств, не поступивших из бюджета в счет финансирования, в том числе неоплаты выполненного государственного заказа, либо сумм денежных средств, на которые причинен ущерб. На сумму задолженности в этих случаях проценты не начисляют <*>.

Налоговый кредит могут предоставить по налогам, срок уплаты которых еще не наступил. Это перенос установленного законодательством срока уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита, на более поздний срок <*>.

Предоставить налоговый кредит могут на срок от 1 года до 3 лет. Основание для его предоставления — угроза экономической несостоятельности (банкротство) в случае единовременной выплаты налогов <*>.

За пользование налоговым кредитом также необходимо уплачивать проценты за каждый день периода пользования им. Размер процентов — не менее 1/2 процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день уплаты (взыскания) платежа в погашение сумм налогов, по которым предоставлен налоговый кредит <*>.

При пользовании любой из вышеуказанных форм изменения установленного срока уплаты налогов организация обязана выполнять условие — уплачивать:

— в установленный законодательством срок текущие платежи в бюджет;

— в срок, который установлен соответствующим решением, платежи в погашение отсроченных (рассроченных) сумм задолженности по налогам, платежи в погашение сумм налогов, по которым предоставлен налоговый кредит, и процентов за пользование отсрочкой, рассрочкой, налоговым кредитом <*>.

Для получения отсрочки, рассрочки, налогового кредита организации необходимо подать заявление по форме, установленной приложением 34-4 к постановлению МНС от 26.04.2013 N 14. Его нужно представить в областной (Минский городской) исполнительный комитет по месту нахождения организации. А если организация находится в подчинении или ведении (входит в состав) республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Совмину, — соответственно в республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь <*>.

К заявлению необходимо приложить <*>:

— годовую и (или) промежуточную индивидуальную отчетность за последний отчетный период;

— справку об основных экономических показателях по форме, утвержденной в приложении к постановлению Минэкономики от 20.06.2016 N 42, составленную по состоянию на последнюю отчетную дату;

— экспертные заключения уполномоченного органа (организации) о стоимости причиненного организации ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, а также о стоимости возмещения этого ущерба (при использовании такого основания).

Помимо вышеизложенного порядка организации могут быть предоставлены отсрочка с последующей рассрочкой или налоговый кредит в соответствии с Указом N 143.

Согласно ч. 1 подп. 2.1 Указа N 143 областные, Минский городской, районный, городские (городов областного подчинения) Советы депутатов либо по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы (далее — местные органы власти) могут предоставить отсрочку с последующей рассрочкой или налоговый кредит в отношении налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 года.

Справочно
Перечень налогов, полностью уплачиваемых в местные бюджеты, установлен ст. 32, 34 и 36 Бюджетного кодекса. К ним, в частности,  относятся налог при УСН, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес, налог на недвижимость, земельный налог, подоходный налог. При этом по подоходному налогу, удержанному с доходов физических лиц, отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит не предоставляются, поскольку плательщиками подоходного налога признаются физические лица, а не организация <*>.

Изменить сроки уплаты налогов в данном порядке могут:

— юридическим лицам, основной вид деятельности которых включен в перечень к Указу N 143 <*>;

— арендодателям (ссудодателям), которые предоставили отсрочку своим арендаторам по уплате арендной платы за пользование недвижимым имуществом, ссудополучателям — по возмещению начисленной амортизации, земельного налога или арендной платы за земельный участок, налога на недвижимость <*>.

Отсрочку с последующей рассрочкой предоставляют по платежам, по которым есть задолженность, а также наступил срок их уплаты, а налоговый кредит — в отношении обязательств, срок уплаты по которым еще не наступил. К примеру, организации на УСН без НДС, основной вид деятельности которой включен в перечень к Указу N 143, могут предоставить отсрочку или рассрочку уплаты налога при УСН за I квартал 2020 года или налоговый кредит по земельному налогу за III квартал 2020 года <*>.

Уплата отсроченных, рассроченных платежей, налогового кредита осуществляется ежемесячно равными долями с 1 октября по 31 декабря 2020 года <*>.

По подоходному налогу, удержанному с доходов физических лиц, отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит не предоставляются, поскольку плательщиками подоходного налога признаются физические лица, а не организация <*>.

Проценты за пользование отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом, предоставленные в соответствии с Указом N 143, не начисляются <*>.

Чтобы получить отсрочку с последующей рассрочкой, налоговый кредит по Указу N 143, организации необходимо подать заявление в местные органы власти по месту ее нахождения. Используется форма, которая установлена для изменения сроков уплаты в общем порядке, — приложение 34-4 к постановлению МНС от 26.04.2013 N 14 <*>.

Обязательным условием использования отсрочки с последующей рассрочкой, налогового кредита по Указу N 143 является своевременная и полная уплата в период их предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, контролируемым налоговыми органами, а также платежей в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, по которым предоставлены отсрочка с последующей рассрочкой, налоговый кредит <*>.

Если данное условие нарушено, право пользования отсрочкой с последующей рассрочкой, налоговым кредитом утрачивается, а суммы налогов, в отношении которых они предоставлены, взыскивают за весь период пользования ими с начислением пеней начиная со дня утраты такого права <*>.