ВВП Беларуси за десять месяцев снизился на 4,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом динамика белорусской экономики оказалось такой же, как и за январь–сентябрь. Белорусский бизнес не ожидает существенных изменений до конца текущего года. Его сейчас больше волнуют перспективы на 2023 год. Госорганы обещают в скором времени обнародовать ключевые параметры денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Но кое-какие ориентиры уже обозначили.

Источник — https://ru.freepik.com/

Заместитель министра экономики Сергей Митянский, выступая на конференции «Проблемы и возможности функционирования частного сектора экономики в условиях турбулентности и санкционного давления» заявил, что задача для государства и бизнеса одна — обеспечить устойчивое функционирование экономики, сохранить рабочие места и социальные гарантии.

Одно из направлений для решения задачи — это встраивание бизнеса в кооперационные технологические цепочки промышленных предприятий вместо ушедших с рынка иностранных поставщиков, участие в импортозамещении.

16 ноября министры финансов России и Беларуси подписали соглашение о выделении Беларуси кредита на сумму 105 млрд российских рублей для реализации импортозамещающих проектов. Обе стороны подтвердили готовность к началу финансирования 12 проектов, сообщила пресс-служба правительства Беларуси.

Поддержку бизнесу в таких начинаниях оказывают также Банк развития, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей и Белорусская универсальная товарная биржа.

Что будет с налогами?

В настоящее время белорусский бизнес больше волнует, как он сможет работать в 2023 году. Неизвестны параметры бюджета, изменения в Налоговый кодекс и так далее.

— Мы уже завершаем пакет прогнозных документов на следующий год. Все процедуры пройдены, одобрены общие подходы. В ближайшее время планируем вынести все эти вопросы на уровень главы государства. В основе мы исходили именно из задач программы социально-экономического развития до 2025 года, — сообщил заместитель министра экономики Дмитрий Ярошевич.

Помощник президента по вопросам денежно-кредитной политики Валерий Бельский сказал, что обсуждаются изменения в части деятельности предпринимательского сообщества, чтобы «субъекты хозяйствования различного правового статуса имели примерно равную налоговую нагрузку».

Какая инфляция ожидается?

Замначальника главного управления монетарной политики и экономического анализа Нацбанка Андрей Категов признал, что инфляция в Беларуси высокая, но она «будет снижаться с учетом мер, принятых правительством по ограничению роста цен». По его словам, экономика Беларуси адаптируется к шокам, и инфляционные ожидания будут снижаться. Цель по инфляции на 2023 год — 7–8%. «Высока вероятность, что она будет на этом уровне», — сказал Категов.

Валерий Бельский посоветовал бизнесу «самому сформировать справедливые правила игры на рынке», тогда «не потребуется холодный душ» в виде постановления Совмина №713. В качестве недобросовестного примера поведения он назвал торговые надбавки на уровне 500%.

Ответственный подход бизнеса поможет снизить инфляцию, ставку рефинансирования, банковские ставки, возобновить инвестиционную активность, сохранить социальную стабильность и гарантии, полагает Бельский.

По прогнозам Нацбанка, процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях (за исключением кредитов, предоставленных на льготных условиях) на конец 2023 года составит 12% годовых, ставка рефинансирования (в среднем за период) — 10–11% годовых.

Рисков совсем нет?

Главный риск, который видят в Нацбанке, — это снижение ВВП.

— Когда экономическая активность падает, то даже при хорошем финансовом положении растет закредитованность. Если так продолжается долго, то это опасно. Поэтому с точки зрения финансовой стабильности мы обращаем внимание банков на то, что нужно активнее заниматься инвестиционными процессами, — сказал Категов.

Нацбанк желает, чтобы требования банков к экономике в 2023 году увеличились на 17-21%, и значимая сумма пошла на инвестпроекты.

Замминистра экономики Дмитрий Ярошевич признал, что инвестиции в настоящее время «больная тема».

— Есть элемент ожиданий и неуверенности (у предприятий), поэтому они притормаживают свои инвестиционные программы. Кроме того, были сложности с финансированием, так как отдельные банки попали в санкционные списки, были сложности с внешними заимствованиями, в том числе для покупки оборудования, — отметил Ярошевич. В сложившихся условиях «роль внутренних источников финансирования повышается». Поэтому Нацбанк и Минфин готовят пакет документов на этот счет.

Экономические власти Беларуси не ожидают, что западные санкции будут быстро отменены.

По мнению Андрея Категова, главный совет, который сейчас можно дать бизнесу, — это при заключении внешнеторговых контрактов максимально отказываться от платежей в «токсичных» валютах (доллар и евро).

— Особенно в евро. Тяжелее проводить платежи в условиях санкций. Если вы хотите, чтобы платежи шли быстрее, то лучше указывать валюту поступления по контракту, которая не будет «токсичной» для нашей страны, — сказал он.

Насколько критичен отток кадров?

Первый замминистра труда и соцзащиты Беларуси Наталия Павлюченко считает, что к текущему времени рынок труда «адаптировался к ситуации в части потери рабочего времени».

— Приняты определенные решения на предприятиях. И на сегодня пик, который приходился на май, уже преодолен. Количество людей, которые находятся в режиме вынужденной неполной занятости, сократилось 3,7 раза. То есть мы практически вышли на уровень начала года, — сказала Павлюченко.

Комментируя информацию о росте трудовой эмиграции и ее влиянии на белорусский рынок, первый замминистра сказала, что «застоя или сужения рынка труда в стране пока не происходит». Она сослалась на данные республиканского банка вакансий.

— Планомерно, в незначительном объеме число вакансий растет. Но оно находится практически на одном уровне — порядка 100 тысяч вакансий в банке, из них около 60 тысяч приходится на рабочие профессии и специальности, — сообщила Павлюченко.

По ее данным, с начала года на эти вакансии трудоустроено 380 тысяч человек, только 6% вакансий находятся в банке более двух месяцев.

— То есть достаточно быстрая заменяемость, достаточно активный рынок труда, — сказала замминистра.

А проверок больше не станет?

Представители Минэкономики, Министерства по налогам и сборам и Комитета госконтроля опровергли бытующее у предпринимателей мнение, что в последнее время количество проверок резко увеличилось.

— Сегодня ни у одного контролирующего органа не стоит задача нарастить какие-то цифры и объемы в проверках. Задача контролирующих органов сохранять баланс интересов государства, общества и предпринимательской среды, как части общества. Тенденция последних лет – снижение проверок, мониторингов, — сказал начальник управления координации деятельности контролирующих органов КГК Денис Бартош. При этом он признал, что «определенные всплески проверок периодически происходят». Потом они анализируются на Межведомственном совете КГК, и инициаторам приходится объяснять причины. Зачастую причины объективны, например, в ковидный период возросло количество проверок санитарного надзора.

По данным КГК, за 9 месяцев 2022 года всеми контролирующими и надзорными органами страны проведено 6236 проверок (из них 4538 выборочных и 1698 внеплановых). Количество проверок в нынешнем году снизилось на 19% (главным образом, за счет уменьшения числа внеплановых проверок), мониторингов – на 19,6%, субъектов, подвергшихся мониторингам, – на 16%.

Одновременно с сокращением числа проверок и мониторингов увеличилось количество мероприятий технического (технологического, поверочного) характера (МТХ) – за 9 месяцев 2022 года их число увеличилось на 8,6 тыс. (5,1%) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Всего в указанный период было проведено 177,8 тыс. МТХ в отношении 87,8 тыс. субъектов хозяйствования.

В настоящее время подготовлен проект указа, который предусматривает введение единого порядка проведения МТХ (ранее он устанавливался госорганами), закрытого перечня оснований для продления МТХ, порядка оформления итоговых документов, порядок обжалования, ограничение сроков проведения таких мероприятий (до 15 дней) и др.

Кроме того, планируется усовершенствовать положение о порядке проведения мониторинга. В частности, закрепить права и обязанности участников мониторинга, установить ответственность контролирующих (надзорных) органов за нарушение порядка проведения мониторинга. Предложено применять административную ответственность к субъекту только в случае неустранения им нарушений (в действующем положении ответственность применяется также в случае повторного выявления одних и тех же нарушений).

Заместитель министра по налогам и сборам Владимир Муквич сказал, что проверочная нагрузка на субъекты хозяйствования за последние пять лет снижена в 8,4 раза. За 9 месяцев этого года охват субъектов хозяйствования выездными поверками составил 0,5%, или 2,8 тыс. проверок из 561 тыс. состоящих на учете.

— Продолжается снижение количества проверок при повышении их эффективности. По результатам проверок за январь-сентябрь предъявлено к уплате в бюджет 174,1 млн рублей, что превышает уровень соответствующего периода 2021 года почти на 30% в сопоставимых ценах, — сказал замминистра.

Муквич рассказал о применении статьи 33 Налогового кодекса, которая вызывает больше всего вопросов у бизнеса.

— За текущий период было составлено 126 актов проверок, в ходе которых мы применили 33 статью. Предъявлено к уплате налогов около 54 млн рублей. Предотвращен необоснованный возврат НДС из бюджета на 23 млн рублей. По всем фактам возбуждено 16 уголовных дел, — сообщил он.

По словам замминистра, в условиях санкционного давления выработана оптимальная концепция назначения проверок.

— Выборочные проверки не планируются. Внеплановые проверки (в том числе обоснованности возврата НДС из бюджета) назначаются в первую очередь для пресечения агрессивных схем уклонения от уплаты налогов, теневого оборота, деятельности с системным, масштабным сокрытием налогооблагаемой базы, — резюмировал он.