Автомобильный рынок Беларуси опустился на дно ежемесячных продаж. Это произошло на фоне существенного роста цен на машины, стагнации реальных доходов населения, повышения ставок по кредитам и дефицита новых авто. Такая ситуация может продолжаться неопределенное количество времени. Дело в том, что многие российские автозаводы приостановили сборку иномарок, а львиная доля машин отгружалась в Беларусь как раз из России. Наладить поставки техники из других регионов будет непросто.

Что происходит

Источник — https://ru.freepik.com/

За январь–май 2022 года в Беларуси продано всего 10606 новых автомобилей, что на 41% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, сообщает Белорусская автомобильная ассоциация (БАА). При этом в мае было продано 629 машин, что на 30% ниже апреля 2022 года и на 83% меньше, чем в мае 2021 года.

Такой результат связан с существенным изменением цен на большинство популярных моделей, а также ухудшением условий кредитования, отмечают в БАА. Вместе с тем там обращают внимание на тот факт, что в последние годы более 70% продаж белорусского рынка приходилось на автомобили, произведенные в России. «Начиная с марта, производители повышали отгрузочные цены от 40 до 70%. Позже произошло укрепление курса российского рубля, что также повлияло на формирование прайс-листов и привело к суммарному увеличению цен для белорусских дилеров до 95%», сообщили в БАА.

Стоит отметить, что такие тенденции характерны и для автомобильных рынков России и Казахстана. Не может удержать цены даже китайско-белорусский завод «БелДжи» под Борисовом. Например, Geely Atlas планировалось продавать за 25 тысяч долларов. Однако в эту сумму, как выяснилось, производитель «не влазит». В мае цены на базовую комплектацию Geely Atlas стартовали с 87,4 тыс. рублей (почти 34 тысяч долларов). Недавно Комитет госконтроля отчитался, что цены снижены на 15%.

Какие прогнозы

В БАА считают, что есть все предпосылки к тому, что ситуация будет усугубляться. «Учитывая то, что большинство автомобильных заводов в России остановили производство, покупатели в Беларуси уже в ближайшие месяцы могут столкнуться с дефицитом автомобилей», отмечают эксперты.

По оценкам БАА, в 2022 году рынок в целом не превысит 22–23 тыс. новых автомобилей.

— Вероятно сокращение рынка дилерских продаж на 45% к уровню прошлого года по группе легковых автомобилей, а также двукратное падение рынка автомобилей LCV, — отмечают в ассоциации.

Операционный директор холдинга «Атлант-М», член правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Самойло считает, что старые цены на автомобили не вернутся, даже если закончится конфликт в Украине.

— Все идет к тому, что стоимость автомобилей продолжит расти и дальше, — сказал он в интервью «Про бизнес». — Это не прихоть дилеров или производителей, а следствие удорожания логистики, дефицита комплектующих и полупроводников и итогового увеличения цены конечного продукта.

Все автомобильные дилеры сейчас находятся в непростом положении. Уже известны даже случаи закрытия автоцентров. В сложившейся ситуации единственным источником дохода для дилеров остается сервис, который позволит держаться на плаву. При этом дилеры будут делать все возможное, чтобы он оставался таким же доступным для клиента, говорят в БАА.

Уровень обеспеченности автодилеров запасными частями для гарантийного и постгарантийного ремонта оценивается руководителями в размере чуть более 50%.

А что с производством в России

После начала войны в Украине сборку машин в России приостановили почти все европейские бренды. Хотя основной причиной вынужденной остановки конвейеров официально называли нехватку комплектующих вследствие разрыва логистических цепочек из-за ситуации вокруг Украины.

Компания Volkswagen не планирует возобновлять производство автомобилей в России в ближайшем будущем. Однако о закрытии российских сборочных площадок речи пока не идет. В настоящий момент сотрудники завода в Калуге и площадки в Нижнем Новгороде находятся в простое, а работникам выплачивается денежная компенсация в размере 2/3 от стандартной зарплаты.

АвтоВАЗ завершил производство автомобилей Renault 27 мая, сообщает агентство «Автостат». За десять дней до этого было подписано соглашение о передаче российских активов Группы Renault в государственную собственность. Важным условием является опцион на обратный выкуп Renault своей доли в АвтоВАЗе в течение следующих 6 лет. Кроме того, в соответствии с достигнутыми договоренностями, на предприятии в Тольятти будут выпускаться кроссовер Renault Duster и хэтчбек Sandero под брендом Lada. По данным источников, перенос производства моделей Renault Arkana и Kaptur с московского завода в Тольятти признан экономически нецелесообразным.

В последние годы калининградский завод «Автотор» занимался сборкой автомобилей корейских марок Kia и Hyundai, а также немецкого BMW, однако концерн BMW объявил о приостановке выпуска машин в России после введения западных санкций. Корея не вводила ограничений, но опасается американских ограничений, распространяющихся и на компоненты автомобилей. В настоящее время у «Автотора» есть почти 10 тыс. комплектов, «которые лежат без электроники, электроника имеет американский след», сказал основатель компании Владимир Щербаков, по словам которого, в настоящее время предприятие выпускает в основном некомплектные машины. Что касается объемов производства, то если раньше он составлял в среднем 900 автомобилей в сутки, то сегодня – порядка 200 машин, сообщает «Интерфакс». Пока темпы работы снижены, руководство предлагает сотрудникам заняться сбором урожая вместо сборки иномарок. С середины июня по июль рабочие «Автотора» смогут отправиться на сбор клубники, с июля по август — голубики, а в августе и сентябре — яблок.

Может ли Беларусь ввозить машины не только из России?  

До вступления Беларуси в Таможенный союз (1 января 2010 года) автодилеры страны в основном имели прямые контракты с производителями других стран. Однако технический регламент ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» установил, что в Союзе может быть только один заявитель на получение Одобрения типа (сертификата соответствия) на автомобили, произведенные за пределами интеграционного объединения.

— Такими заявителями стали резиденты Российской Федерации, а белорусские дилеры потянулись к ним за статусом региональных игроков. Сейчас мы полностью зависим от российского поставщика и по ассортименту, и по ценам на машины. Поэтому неудивительно, что автомобильная инфляция импортируется в Беларусь из России, — комментирует ilex председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Варивода.

Впрочем, некоторые эксперты полагают, что не допустить дефицита новых авто в Беларуси можно будет с помощью «параллельного импорта», который намеревается легализовать и белорусское правительство. После принятия соответствующего правого акта товар в Беларусь сможет ввозить не только правообладатель интеллектуальной собственности или их официальный дистрибьютор, но и любой импортер. Недавно «параллельный импорт» легализовали в России из-за того, что многие западные компании решили уйти с российского рынка. В частности, был разрешен ввоз иномарок.

— Действительно, такие разговоры сейчас идут, — говорит Сергей Варивода. — Но процесс, если и начнется, то точно будет не быстрый. Сначала надо получить согласованное решение автопроизводителей и их российских дистрибьюторов на самостоятельное плавание. Потом заключить прямые контракты с производителями. Затем нужно провести оценку соответствия впервые ввозимых в ЕАЭС новых типов транспортных средств. Этому предшествует крайне затратная, я бы даже сказал, непосильная для белорусских дилеров процедура  сертификационных испытаний, включая краш-тесты и тому подобное. То есть это все может растянуться на месяцы.

Обоснованным видится законодательное решение на национальном уровне об упрощении процедур оценки соответствия для ввозимых партий автомобилей, если такие автомобили будут обращаться только на внутреннем рынке страны. Но пока не очевидно, что власти готовы принять такое решение с учетом наличия в стране собственного автопроизводства.