С 1 июля 2022 года товары, купленные белорусами в зарубежных интернет-магазинах, будут облагаться НДС. Для крупных российских маркетплейсов это обернется двойным налогообложением в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия). По мнению участников рынка, возросшая налоговая нагрузка приведет к росту цен для потребителей. Правда, дорожать товары могут и по другим причинам. Маркетплейсам, чтобы оставаться конкурентоспособными, придется варьировать свою ценовую политику.

Что произошло

Источник — https://pixabay.com/

В 2021 году были приняты поправки в Налоговый кодекс Беларуси, которые предусматривают «введение обязанности по исчислению и уплате НДС иностранными организациями и иностранными индивидуальными предпринимателями при электронной дистанционной продаже товаров». Это было сделано «для выравнивания условий налогообложения НДС товаров, реализуемых на территории Республики Беларусь». Суть в том, что белорусские магазины уплачивают НДС при реализации товаров, а иностранные интернет-ритейлеры не являются плательщиками НДС.

— Покупая товары в зарубежных интернет-магазинах, наши граждане перечисляют деньги владельцу данного магазина, который зарегистрирован как субъект хозяйствования в другой стране. И налоги платят в бюджет той страны. Товары, которые продаются в обычных магазинах, и там есть НДС, находятся не в одинаковой ситуации с теми, кто торгует таким образом. Поэтому введение этого налога на добавленную стоимость уравняет условия и подтолкнет к тому, чтобы те магазины зарегистрировались как субъекты хозяйствования и платили налоги со своих доходов здесь, в наш бюджет, — пояснял министр финансов Юрий Селиверстов.

По прогнозам Минфина, такая мера позволит дополнительно привлечь в белорусский бюджет 40 млн рублей.

Крупнейшие российские маркетплейсы были недовольны этими намерениями. Ведь они, поставляя товар в Казахстан или Беларусь, платят НДС в соответствии с правом ЕАЭС сначала в РФ, потом соответственно в Казахстане и с 1 июля 2022 года будут обязаны уплачивать его в Беларуси.  С учетом размера налоговой ставки в 12% в Казахстане и 20% в Беларуси дополнительная налоговая нагрузка на российские маркетплейсы оценена в 3,6 млрд российский рублей и 3,8 млрд российских рублей соответственно.

В Минске от своих намерений не собирались отказываться и заручились поддержкой в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

— Косвенные налоги (НДС) будут уплачиваться по месту потребления товара. Если, допустим, какая-то электронная площадка, зарегистрированная в любой из четырех стран, будет продавать продукцию гражданам Беларуси, то налоги должны уплачиваться в стране, в которой потребляется товар, — констатировал министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Руслан Бекетаев после встречи с вице-премьером Беларуси Игорем Петришенко, который отметил, что «электронную торговлю товарами в нашем интеграционном объединении мы тоже должны в полной мере урегулировать, чтобы не было никаких серых схем».

В ответ на это российская Ассоциация компаний интернет-торговли маркетплейсы направила письмо в адрес премьера РФ Михаила Мишустина о рисках двойного налогообложения при торговле в Казахстане и Беларуси.

Она просила правительство помочь отсрочить введение НДС в соседних странах до проработки вопроса налогового вычета внутри страны. Однако решение об этом не было принято.

К маркетплейсам не прислушались?

Данный вопрос обсуждался на прошедшем на днях Петербургском международном экономическом форуме. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли РФ Артем Соколов к ключевой проблеме российского рынка e-commerce отнес двойное налогообложение. При этом он полагает, что надо обязательно выделить пороги для малого бизнеса – как минимум 100 тыс. евро, чтобы малый бизнес не являлся субъектом налогообложения во всех странах. Иначе он станет просто неконкурентоспособен и товары не будут покупать.

Источник — https://pixabay.com/

Отвечая на эти барьеры и механизмы решения, статс-секретарь – заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов согласился с необходимостью устранения двойного налогообложения, ссылаясь на противоречие основам налогового законодательства. Он ожидает отмены двойного НДС в трансграничной электронной торговле ЕАЭС с 2023 года.

— Понимая эту проблему, мы сейчас активно ведем переговоры, опять-таки на площадке ЕЭК. Мы следуем общемировым трендам в данном случае и переходим по уплате НДС в стране-получателе товара. При этом экспортер, если он является плательщиком НДС, должен иметь право на вычет. Здесь мы тоже ведем работу, — пояснил он. — Я очень надеюсь, что при посредничестве ЕЭК мы к концу года все-таки выйдем на согласованные параметры изменения в соглашении по косвенным налогам, с тем чтобы уже со следующего года они вступили в силу.

При этом замминистра сообщил, что исключение двойного НДС будет осуществлено либо через совместное решение этого вопроса пятью странами ЕАЭС, либо путем внесения изменений в российское налоговое законодательство.

— Если мы не договоримся на площадке ЕЭК, в этом случае мы будем корректировать наше внутреннее законодательство. Инструменты для этого есть, с тем чтобы в любом случае ситуацию двойной уплаты НДС с 1 января 2023 года остановить, — сказал Сазанов.

При этом с коллегами из Беларуси и Казахстана пока нет общего понимания касательно порога по освобождению малого бизнеса от уплаты НДС, поэтому «переговорный процесс затягивается», резюмировал российский чиновник.

Как это отразится на белорусах?

Онлайн-торговля в Беларуси ежегодно прирастает на 25–30%. При этом если 10 лет назад e-commerce в общем объеме розничной торговли занимал около 1%, то сейчас достиг почти 6%.

Зарубежные интернет-магазины в Беларуси пользуются популярностью, в том числе из-за более низких цен. Последние годы наибольшую активность на белорусском рынке проявляют как раз российские компании Wildberries, Ozon, Яндекс, AliExpress Россия.

Эксперты считают, что поскольку бизнес маркетплейсов является высокомаржинальным, то появление НДС не заставит их уйти с рынка Беларуси. Но данная мера может отразиться на компаниях, торгующих через площадки (рост комиссии), и конечном пользователе (рост цен).

— Ozon поддерживает идею гармонизации союзного и национальных законодательств государств-членов ЕАЭС в сфере налогообложения электронной торговли. Двойное налогообложение ограничивает возможности развития интернет-торговли на территории Союза и негативно сказывается на ценах для покупателей, — комментирует ситуацию ilex пресс-служба Ozon. — Механизм с однократной уплатой НДС по принципу страны назначения широко распространен в мировой практике трансграничного налогообложения. Переход на него в ЕАЭС создаст равные конкурентные условия для компаний-резидентов Союза и остальных игроков электронной торговли.

По словам участников рынка, с 1 июля цены могут вырасти до 20% в зависимости от категории товаров. Дело в том, что несмотря на включение НДС в стоимость товара, компаниям надо оставаться конкурентоспособными на белорусском рынке, поэтому повышать цену на все 20% чревато. Впрочем, отмечают участники рынка, на конечную стоимость будет влиять не только НДС.

Недавно, например, российские маркетплейсы начали параллельный импорт товаров ушедших из России брендов. По мнению экспертов «Коммерсанта», ввоз «параллельной» продукции своими силами или работа через проверенных партнеров поможет онлайн-площадкам избежать взрывного роста контрафакта, однако стоимость товаров может вырасти на 5–50% в зависимости от категории и логистики. В первую очередь по параллельному импорту будут ввозить бытовую технику и электронику, косметику, парфюмерию и одежду, потому что в России и Беларуси производится не более 30% товаров в этих категориях.


Использование данного материала (полностью или частично) в любой форме и любым способом  запрещено правообладателем.