Представим себе ситуацию: организация покупает машину, а спустя какое-то время начинает оснащать ее различными гаджетами (приобретает навигатор, видеорегистратор, трекер, автомобильную зарядку, держатель для телефона). Рассмотрим, как в бухгалтерском и налоговом учете отражать подобного рода автомобильную «начинку», если она будет установлена в транспортном средстве, используемом в предпринимательской деятельности.

Чем сегодня можно «начинить» автомобиль

В наше время обыкновенные бумажные карты отошли на второй план, уступив свое место GPS-навигаторам – техническим устройствам, дающим графическую и звуковую информацию водителю автомобиля о маршруте следования.

Не менее популярным устройством является автомобильный GPS-трекер. Данное устройство позволяет определять местоположение автомобиля в режиме реального времени, место и время остановок. Также GPS-трекер может дистанционно считывать параметры любых автомобильных систем, показания датчиков (к примеру, уровень топлива) и т.д.

Широко применяется и видеорегистратор. Это своего рода «дорожный свидетель». Такое устройство регистрирует изображение дороги, звук, дату и время, а иногда координаты и скорость. В случае ДТП данные с видеорегистратора могут помочь доказать невиновность водителя организации, тем самым – избежать проблем при получении страховки.

Популярность обрели и так называемые скрещенные устройства, т.е. такие, в которых в одном корпусе находится сразу несколько устройств (например, навигатор со встроенным видеорегистратором).

Перечисленные автомобильные устройства можно условно разделить на два подвида: съемные и встраиваемые. Съемные легко крепятся в автомобиль и так же легко снимаются. Встраиваемые – монтируются в панель приборов автомобиля, т.е. требуют монтажа.

Если устройство съемное…

В таком случае навигатор, трекер или видеорегистратор можно принять к учету как основное средство (ОС), ведь все необходимые для этого условия выполняются <1>.

Во-первых, данное имущество предназначено для использования в деятельности организации более года.

Во-вторых, в результате их применения процесс использования автотранспорта становится более эффективным. Например, навигатор позволяет проложить наиболее короткий маршрут до точки назначения, может выбирать пути объезда пробок, что позволяет эффективно использовать рабочее время и экономить топливо.

В-третьих, стоимость таких устройств может быть достоверно определена.

В-четвертых, организация не предполагает отчуждения автомобильных устройств в течение 12 месяцев с даты их приобретения.

В-пятых, данные устройства могут самостоятельно выполнять определенную работу (поиск маршрута, видео- и аудиофиксация обстановки).

Однако полагаем, что рассматриваемые устройства могут быть отнесены и в состав запасов, если это вытекает из учетной политики организации <2>. Остановимся на этом подробнее.

Итак, имущество, относящееся к инвентарю, хозяйственным принадлежностям, инструментам, оснастке и приспособлениям (далее – инвентарь), может учитываться в составе ОС или запасов <3>. На сегодняшний день законодательно перечень имущества, относящегося к инвентарю, в целях его разграничения между ОС и запасами не определен. Следовательно, организация вправе самостоятельно его разработать, исходя из специфики своей деятельности, и закрепить в учетной политике.

При этом следует отметить, что составление указанного перечня инвентаря, позволяющего облегчить его классификацию, является правом организации, а не обязанностью. Вместо такого перечня организация может закрепить в учетной политике какой-либо дополнительный критерий включения инвентаря в состав запасов (например, стоимостной) <4>.

Если исходя из учетной политики организации навигатор, трекер или видеорегистратор относятся к запасам, их принимают к бухучету по фактической себестоимости. Она определяется в сумме фактических затрат организации на приобретение данных устройств <5>.

Порядок списания стоимости рассматриваемой автомобильной «начинки» устанавливается в учетной политике <6>. Например, 50% стоимости списывается при передаче в эксплуатацию и 50% – при выбытии в связи с непригодностью. Стоимость такого оборудования списывается на затратные счета и учитывается при налогообложении прибыли <7>.

Навигатор или трекер, отнесенный к ОС, имеет шифр 45632 и нормативный срок службы (НСС), равный шести годам <8>. Диапазон сроков полезного использования (СПИ) для данного оборудования – от 0,5 до 1,5 НСС <9>. Это значит, что СПИ указанных устройств комиссия по проведению амортизационной политики (далее – комиссия по амортизации) может установить в диапазоне от трех (6 лет × 0,5) до девяти лет (6 лет × 1,5) <10>.

Видеорегистратор, отнесенный к ОС, имеет шифр 70105 и НСС 5 лет. Диапазон СПИ – также от 0,5 до 1,5 НСС. Это значит, что СПИ может быть от 2,5 года (5 лет × 0,5) до 7,5 года (5 лет × 1,5).

Указанные автомобильные устройства принимаются к бухучету по первоначальной стоимости. Она формируется из фактических затрат на приобретение таких ОС. Как правило, первоначальная стоимость навигатора (трекера, видеорегистратора) равняется покупной стоимости этих устройств <11>.

Изначально все затраты на приобретение ОС собираются на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы». Затем при введении устройств в эксплуатацию их первоначальная стоимость отражается на счете 01 «Основные средства» <12>.

Амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода устройств в эксплуатацию <13>. Если навигатор, трекер или видеорегистратор установлены в автомобиле, который используется в предпринимательской деятельности, амортизационные отчисления по таким устройствам включаются в затраты на производство или расходы на реализацию (счета 25, 26, 44 и т.д.) и учитываются при налогообложении <14>.

Следует отметить, что навигаторы и трекеры относятся к оборудованию (шифр 4). Поэтому по ним можно применить инвестиционный вычет (ИВ). Это можно сделать при условии, что данные устройства будут использоваться в предпринимательской деятельности. Предельный размер ИВ – 20% от первоначальной стоимости устройств. Сумма ИВ включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, в том месяце, с которого начато начисление амортизации по данному объекту <15>. А вот по видеорегистратору применить ИВ организация не сможет, так как указанное устройство имеет шифр 7 «Инвентарь и принадлежности» <16>.

Учет навигатора в составе ОС

/Условие/ Производственная организация в мае 2017 года приобрела съемный навигатор для служебного автомобиля директора. Стоимость навигатора – 140 руб. (в том числе НДС 23,33 руб.). В этом же месяце навигатор введен в эксплуатацию. В установленные сроки ЭСЧФ получен от поставщика и подписан ЭЦП организации-покупателя. Амортизация начисляется линейным способом исходя из месячной суммы <17>. СПИ – 6 лет.

/Решение/ В бухучете производятся следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Май 2017 года
Отражено приобретение навигатора (140 – 23,33) 08-1 60 116,67
 Отражен «входной» НДС 18 60 23,33
 «Входной» НДС принят к вычету на основании ЭСЧФ, подписанного ЭЦП 68-2 18 23,33
 Навигатор принят к учету в составе ОС 01 08-1 116,67
С июня 2017 года в течение срока эксплуатации навигатора
Отражена сумма начисленной амортизации

(116,67 руб. / 6 лет / 12 мес.)

26 02 1,62
Сумма начисленной амортизации отражена в составе управленческих расходов (без учета иных операций) 90-5 <*> 26 1,62

Если устройство встраиваемое…

Указанные устройства монтируются в панель приборов автомобиля. Возникает вопрос: является ли подключение данного оборудования дооборудованием?

Для начала определим, что такое дооборудование. Это совокупность работ по дополнению технологической схемы объекта конструктивными элементами и системами с получением новых дополнительных возможностей объекта или улучшением качественных и (или) количественных технико-экономических показателей. В результате дооборудования изменяются конструкция и комплектация объекта ОС, его стоимость, может пересматриваться срок службы и увеличиваться его ресурс <18>.

Встраиваемое оборудование подключается к частям автомобиля, системе электропитания. Это позволяет говорить о том, что данную установку можно отнести к дооборудованию автомобиля. Ведь в результате такого подключения меняются комплектация транспортного средства и его стоимость. У автомобиля появляются новые дополнительные возможности.

Однако, исходя из того что в определении понятия «дооборудование» затрагиваются главным образом технические аспекты, целесообразно учитывать, прежде всего, мнение членов комиссии по амортизации. Ведь в состав такой комиссии входят специалисты технического профиля, которые могут правильно квалифицировать работу по установке автомобильных устройств <19>.

Если комиссия определяет, что установка навигатора, трекера или видеорегистратора – это дооборудование ОС, то все затраты (включая стоимость приобретения оборудования) собираются на счете 08. После окончания работ по дооборудованию данные суммы списываются на увеличение первоначальной (переоцененной) стоимости автомобиля. В результате увеличивается и его амортизируемая стоимость <20>.

В бухгалтерском учете сумма расходов на дооборудование автомобиля списывается на затраты в составе общих амортизационных отчислений <21>.

Осталось разобраться, с какого месяца амортизация будет начисляться уже исходя из «обновленной» стоимости. Полагаем, что в месяце проведения работ по дооборудованию амортизация начисляется еще по-старому. А вот со следующего месяца (т.е. с месяца, следующего за месяцем завершения работ по дооборудованию) – исходя из новой амортизируемой стоимости <22>, которая рассчитывается так:

Амортизационные отчисления по ОС, используемым в предпринимательской деятельности и находящимся в эксплуатации, учитываются при расчете налога на прибыль <23>.

Отметим, если комиссия определит, что установка встроенных автомобильных устройств не отвечает условиям дооборудования, такие устройства учитывают как отдельные объекты (ОС или запасы) <24>.

Учет дооборудования автомобиля навигатором

/Условие/ В мае 2017 года торговая организация установила на грузовую машину, которая используется для доставки товаров, встроенный навигатор. Его стоимость (с учетом работ по установке) составила 320 руб. (в том числе НДС 53,33 руб.). В установленные сроки организация получила ЭСЧФ и подписала его своей ЭЦП.

Комиссией по амортизации определено, что установка встроенного навигатора является дооборудованием автомобиля.

Амортизация по данному ОС начисляется линейным способом. Сумма ежемесячных амортизационных отчислений до мая 2017 года включительно составляла 59,03 руб. Остаточная стоимость автомобиля на 1 июня 2017 года – 7791,64 руб. Остаточный СПИ – 132 мес.

/Решение/ В бухучете производятся следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Май 2017 года
Отражена сумма начисленной амортизации по автомобилю 44 <*> 02 59,03
 Отражены вложения в долгосрочные активы в сумме расходов на дооборудование автомобиля (320 – 53,33) 08-1 60 266,67
 Отражен «входной» НДС 18 60 53,33
 Стоимость затрат по установке встроенного навигатора отнесена на увеличение стоимости автомобиля 01 08-1 266,67
 «Входной» НДС принят к вычету на основании ЭСЧФ, подписанного ЭЦП 68-2 18 53,33
С июня 2017 года в течение срока эксплуатации автомобиля
Отражена сумма начисленной амортизации по автомобилю ((7791,64 руб. + 266,67 руб.) / 132 мес.) 44 <**> 02 61,05

Автомобильная зарядка и держатель для телефона: как учесть

Сегодняшнюю жизнь сложно представить без автомобильной зарядки для телефона. Не имея такого «аксессуара», можно остаться без связи в самый неподходящий момент. В первую очередь это касается командированных работников или тех, чья работа в основном протекает в дороге.

Держатель для телефона также значительно облегчает жизнь работнику, находящемуся в пути. Особенно если мобильный телефон используется в качестве навигатора. Без подобного держателя просто не обойтись.

Перечисленная «мелочевка», как правило, предназначена для довольно длительного использования (от полугода до нескольких лет). Поэтому ее целесообразно относить к отдельным предметам в составе средств в обороте и учитывать на субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты». Принимаются к учету такие материалы по фактической себестоимости, которая складывается из фактических затрат на их приобретение <25>.

Порядок списания перечисленных автомобильных «аксессуаров» устанавливается учетной политикой <26>. Например, 100% их стоимости можно списывать при передаче в эксплуатацию. Стоимость данных материалов переносится на затратные счета при условии, что эти запасы используются в предпринимательской деятельности (например, применяются в автомобиле, на котором осуществляется доставка товара). Полагаем, стоимость таких «аксессуаров» может быть учтена при налогообложении прибыли в составе затрат <27>.

Учет держателя для телефона

/Условие/ Организация для служебного автомобиля приобрела держатель для телефона стоимостью 20 руб. (в том числе НДС 3,33 руб.). ЭСЧФ получен от поставщика в установленный срок и подписан ЭЦП.

Держатель был передан водителю автомобиля для дальнейшего использования.

Учетной политикой организации предусмотрено, что средства в обороте списываются в размере 100% стоимости при передаче их в эксплуатацию.

/Решение/ В бухучете производятся следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Отражена стоимость приобретенного держателя (20 – 3,33) 10-9 60 16,67
 Отражен «входной» НДС 18 60 3,33
 Сумма «входного» НДС принята к вычету на основании ЭСЧФ, подписанного ЭЦП 68-2 18 10
 Стоимость держателя списана на общехозяйственные расходы при передаче его в эксплуатацию 26 10-9 16,67
Списаны общехозяйственные расходы (без учета иных операций) 90-5 <*> 26 16,67