Внутреннее перемещение ТМЦ (сырье, материалы, товары, продукция, ОС и т.д.), как и любую другую хозоперацию, оформляют первичным учетным документом (ПУД). Обычно — самостоятельно разработанным. Например, накладной на внутреннее перемещение. Рассмотрим, когда можно использовать этот документ и по какой форме его составлять.

Что относят к внутреннему перемещению

Относительно того, какое перемещение активов является внутренним, законодательство <*> дает следующий ответ.

Внутреннее перемещение — это перемещение ТМЦ (материалы, товары, готовая продукция и т.д.) внутри организации для ее собственных нужд. И оно никак не связано с реализацией (передачей) активов сторонним субъектам хозяйствования и лицам. Такое перемещение может осуществляться:

— между различными структурными подразделениями организации;

— местами осуществления деятельности организации (места хранения, эксплуатации, производства, использования, реализации, добычи, заготовления);

— работниками организации, которые являются материально ответственными (ответственными) лицами (МОЛ).

Другими словами, это перемещение ТМЦ как между подразделениями (МОЛ) по внутризаводской территории, так и в подразделения, расположенные на другой территории или в другой местности.

Такое перемещение нужно оформить ПУД <*>. Выясним, что это может быть за документ.

Как оформляют внутреннее перемещение и когда можно составить накладную на внутреннее перемещение

Внутреннее перемещение можно оформить либо типовыми накладными, либо документом собственной разработки. Чтобы понять, какой именно документ составить в конкретной ситуации, надо прояснить следующие моменты:

задействуется ли при перемещении наемный автотранспорт. Если да, то в обязательном порядке оформляется ТТН типовой формы. Причем неважно, насколько далеко перемещается автомобиль и выезжает ли он за пределы организации. Связано это с тем, что типовая накладная здесь нужна перевозчику для учета транспортной работы. Допустим, когда перевозку продукции из филиала в филиал выполняет сторонний перевозчик. Или если сторонняя транспортная компания перевозит оборудование из одного цеха в другой, расположенный рядом, и перемещение имеет место только внутри территории организации <*>.

В случае если организация для внутреннего перемещения не нанимает сторонний автотранспорт, возможны различные варианты оформления;

если внутреннее перемещение выполняет собственный автотранспорт, выезжает ли он в процессе передвижения на дороги общего пользования? К таковым относят автодороги, предназначенные для использования любыми лицами с учетом требований, установленных белорусским законодательством. Как правило, это дороги, расположенные за пределами внутризаводской территории <*>.

В ситуации, когда такой выезд имеет место, в обязательном порядке нужно оформить ТТН. Такая необходимость есть тогда, когда перевозят сырье со склада в производственный цех, расположенный в другой части города, или перемещают товар со склада в одном городе в фирменный магазин в другом и т.д. <*>.

Если же выезда не происходит, т.е. перемещение осуществляется внутри территории организации, можно составить документ собственной разработки. Он применим, например, если вспомогательное автотранспортное подразделение перевозит товары со склада одного цеха на склад другого по территории организации;

если ТМЦ перемещают без участия автомобиля (допустим, на погрузчике, тележке, вручную), происходит ли выход на земли общего пользования (улицы, проспекты, площади, проезды, набережные, бульвары, скверы, парки и т.п.)? Если происходит, то обязательно составляют ТН. Например, при отправке ТМЦ почтой или курьерской службой в другое подразделение организации. Или в случае перевозки на погрузчике сырья, когда погрузчик часть дороги перемещается за пределами территории организации через места общего пользования <*>.

Без такого выезда, т.е. при перемещении внутри территории организации, можно обойтись документом собственной разработки.

Для наглядности алгоритм выбора документа представим в виде схемы:Таким образом, внутреннее перемещение, в процессе которого не задействуется сторонний перевозчик и не происходит выезда на дороги общего пользования или выхода на земли общего пользования, организация вправе оформить самостоятельно разработанными и утвержденными ПУД. Например, накладными на внутреннее перемещение, требованиями-накладными, требованиями и т.п. При этом важно, чтобы они содержали все обязательные реквизиты <*>.

На заметку сельхозорганизациям
Сельхозорганизации вправе для внутреннего перемещения таких ТМЦ, как топливо, запчасти, ремонтные и строительные материалы, семена, посадочный материал, минеральные удобрения, зерно, овощи, фрукты и другие материалы, в ряде случаев использовать не только общеприменимые формы ПУД, но и специальные отраслевые.
Так, этим организациям разрешено не применять типовые накладные при внутреннем перемещении даже за пределы территории с выездом на дороги общего пользования (выходом на земли общего пользования), но только если перемещение оформлено лимитно-заборной картой, требованием-накладной, реестром отправки зерна и другой продукции с поля по установленным формам <*>.

Итак, мы выяснили, что при определенных условиях организация вправе оформлять внутреннее перемещение активов документом собственной разработки. В связи с этим может возникнуть еще один вопрос. Это будет один документ для всех случаев перемещения активов внутри организации или несколько разных для различных целей? Выбор в данном случае — за организацией, т.е. она сама принимает решение, исходя из особенностей своей деятельности и внутренних организационных и учетных процессов.

Как правило, более крупные предприятия для различных целей внутреннего перемещения активов используют разные документы. Это удобнее, так как наряду с перемещением ценностей может иметь место и другая хозоперация. Так, при перемещении изготовленной продукции из производства на склад происходит не только перемещение, но и выпуск готовой продукции. А для этой операции более приемлемы приемо-сдаточные накладные или акты, ведомости сдачи готовой продукции и т.п. Или, допустим, при передаче сырья в цех, помимо перемещения, могут отражать и факт списания. А это удобнее делать, например, в требовании-накладной или лимитно-заборной карте <*>. К накладным на внутреннее перемещение крупные предприятия прибегают обычно тогда, когда нужно оформить именно перемещение ТМЦ между местами хранения, кладовыми или МОЛ <*>.

Более мелкие организации или те, у которых количество операций невелико, во всех или в большинстве случаев перемещения активов внутри организации могут использовать один документ — накладную на внутреннее перемещение. Но она должна содержать реквизит «Основание перемещения» или «Цель перемещения», чтобы факт перемещения можно было корректно отразить в учете <*>.

Далее в ilex – рассмотрим, какой формы может быть накладная на внутреннее перемещение, а также примеры ее заполнения в различных ситуациях