С необходимостью удаления деревьев землепользователи сталкиваются при выполнении работ по благоустройству. Благоустройство и содержание (эксплуатация) территории включает в том числе содержание (эксплуатацию) объектов озеленения, технологическое содержание (обрезка растений и т.д.), удаление объектов растительного мира, находящихся в ненадлежащем и аварийном состоянии <*>.

На практике многие, проводя работы по благоустройству, не задумываются о необходимости согласовать удаление деревьев и кустарников, находящихся на территориях, участках, эксплуатацию и обслуживание которых осуществляют.

Разновидностью вреда, причиняемого окружающей среде воздействием на деревья и кустарники, является <*>:

— незаконное уничтожение лесных культур, подроста, молодняка естественного происхождения или самосева на участках лесного фонда, предназначенных для лесовосстановления;

— незаконное повреждение деревьев или кустарников не до степени прекращения роста сверх установленных норм при проведении лесохозяйственной и иной деятельности;

— незаконное повреждение не до степени прекращения роста деревьев, кустарников в населенных пунктах;
— незаконная рубка;

— незаконные удаление, изъятие, уничтожение и (или) повреждение деревьев или кустарников до степени прекращения роста.

Исходя из степени повреждения дерева (кустарника) определяется отличие удаления до и без прекращения роста деревьев и кустарников.

Так, к поврежденным не до степени прекращения роста относятся:

— деревья со сломом или незаконным удалением вершины (2 годовых прироста и более, до 1/3 протяженности кроны), наклоном от 10 до 30°, ошмыгом кроны от 1/3 до 1/2 ее протяженности (окружности), обдиром коры с повреждением луба шириной от 20 до 50% окружности ствола;

— кустарники с незаконным удалением от 20 до 50% их наземной части по высоте либо по количеству стволов (ветвей), за исключением поврежденных в пределах установленных норм при осуществлении лесопользования, проведении лесохозяйственных и иных мероприятий <*>.

К поврежденным до степени прекращения роста относятся:

— деревья со сломом ствола, наклоном более 30° (включая поваленные), с полным удалением (обрезкой) кроны (за исключением малоценных пород тополей), ошмыгом кроны более 1/2 ее протяженности (окружности), обдиром коры с повреждением луба более 50% окружности ствола;

— кустарники с незаконным удалением более 50% их наземной части по высоте либо по количеству стволов (ветвей), за исключением поврежденных в пределах установленных норм при осуществлении лесопользования, проведении лесохозяйственных и иных мероприятий <*>.

Удаление, пересадка объектов растительного мира могут осуществляться на основании <*>:

— утвержденной в установленном порядке проектной документации;

— разрешения местного исполкома;

— решения госоргана об изменении или снятии установленных в соответствии с законодательными актами ограничений или запретов;

— утвержденных в установленном порядке мероприятий по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— заключения о признании дерева опасным;

— акта о наличии места произрастания деревьев, кустарников, относящихся к видам, распространение и численность которых подлежат регулированию;

— предварительного уведомления местного исполнительного и распорядительного органа о планируемых удалении, пересадке объектов растительного мира;

— ином, предусмотренном законодательными актами.

Удаление деревьев и кустарников без документов возможно <*>:

— при проведении работ по эксплуатации (обслуживанию) мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (за исключением деревьев, кустарников, произрастающих в противоэрозионных насаждениях);

— в границах земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания газопроводов, нефтепроводов (продуктопроводов), воздушных и кабельных линий электропередачи и связи, тепловых, водопроводных и канализационных сетей, за исключением случаев возведения указанных объектов, их реконструкции с предоставлением дополнительных земельных участков (в этих случаях основание — проектная документация);

— в границах отдельных объектов военной инфраструктуры (полигоны, базы (склады) хранения боеприпасов, объекты ВВС и ПВО), расположенных на землях, предоставленных для нужд обороны;

— упавших деревьев (за исключением произраставших на землях запаса, землях общего пользования населенных пунктов) пользователями земельных участков в границах предоставленных им земельных участков, а также иными лицами на основании гражданско-правового договора с пользователями земельных участков;

— при ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий;

— в границах земельных участков, предоставленных для коллективного садоводства и дачного строительства, земельных участков, предоставленных гражданам для строительства и обслуживания жилого дома (квартиры в блокированном жилом доме), ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, земельных участков, предоставленных в частную собственность негосударственным юридическим лицам, в собственность иностранным государствам, международным организациям.

Таким образом, в случае отсутствия разрешения удаление дерева или кустарника на землях общего пользования, а также находящихся в аренде, пользовании, будет незаконным.

Вред за удаленное дерево (кустарник) будет подлежать возмещению в соответствии с таксами, установленными Указом N 348. Например, такса за одну сосну с диаметром ствола от 20,1 до 24 см составляет 1,4 базовые величины, за дерево дуба, ясеня, клена, липы, вяза, каштана конского, ореха такого же диаметра — 4,2 базовые величины, за один куст — 0,8 базовой величины <*>.

У спиленного дерева остается мощная корневая система. Если корни остались в земле, обычно появляется обильная поросль. Вместе с тем ее наличие не свидетельствует о сохранности дерева. Главным критерием законодатель определил не отсутствие корней, а полное удаление (обрезку) кроны.

Пример
Экономический суд рассмотрел дело по иску инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее — инспекция) о взыскании с ответчика сумм вреда, причиненного окружающей среде незаконной вырубкой деревьев.

Ответчик иск не признал. Деревья в местах проведения работ по благоустройству возобновили рост и не утратили жизнедеятельности. Кроме того, в деле отсутствовали надлежащие доказательства для достоверного определения размера вреда, причиненного окружающей среде.

Инспекция выявила, что ответчик при проведении работ по благоустройству незаконно, а именно без разрешительной документации, удалил деревья до прекращения степени роста на территории земель общего пользования.

В связи с этим инспекция:

— составила акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде и ведомость перечета пней;

— произвела расчет размера вреда, причиненного окружающей среде, в соответствии с требованиями Указа N 348.

В досудебном порядке претензию о возмещении вреда ответчик оставил без удовлетворения. Поэтому истец обратился в экономический суд с иском.

Вред, причиненный окружающей среде, возмещает причинившее его лицо в полном объеме (если иное не устанавливает норма) добровольно или по решению суда <*>.

Причинение вреда окружающей среде — незаконное удаление, изъятие, уничтожение и (или) повреждение деревьев или кустарников до степени прекращения роста <*>.

Представленные в деле результаты проверки ОВД по обращению инспекции бесспорно свидетельствовали о факте незаконного удаления деревьев ответчиком.

Как отметил суд, появление поросли на месте удаленных деревьев законодательство об охране окружающей среды не рассматривает как обстоятельство, которое исключает привлечение к ответственности в виде возмещения причиненного вреда.
В связи с изложенным суд первой инстанции требования истца удовлетворил.

Решение обжаловалось в апелляционном и кассационном порядке, но осталось в силе (Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 18.06.2019 по делу N 13-16/2019/47А/669К).

Таким образом, при необходимости удалить дерево это следует согласовать. Причем в первую очередь руководствоваться положениями ст. 37 Закона о растительном мире. Порядок получения согласования регламентирует Положение о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира.