Материал является обзором основных изменений НК в части налога на прибыль, решений областных Советов депутатов об увеличении ставки налога на прибыль, а также разъяснений специалистов налоговых органов, опубликованных на официальном сайте МНС, касающихся исчисления налога на прибыль, которые были получены в январе — марте 2022 г.

Организации должны не позднее 20.04.2022 подать декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2022 г. Напомним об отдельных моментах, которые следует учесть при заполнении этой декларации.

1. Основные изменения налогового законодательства

Законом N 141-З внесены изменения и дополнения в НК. Изменения и корректировки коснулись и порядка исчисления налога на прибыль в 2022 г. Приведем лишь наиболее значимые из них.

1. С 01.01.2022 стоимость ТЭР, израсходованных на производственные нужды, включается в затраты по производству и реализации в полном размере, без учета нормирования (подп. 2.11 ст. 170 НК).

При этом сохраняется нормирование стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования (подп. 1.2 ст. 171 НК).

2. Увеличены предельные значения применения инвестиционного вычета (подп. 2.2 п. 2 ст. 170 НК).

3. С 2022 г. установлен закрытый перечень расходов на рекламу, включаемых в состав затрат по производству и реализации. Расходы на иные виды рекламы, а также расходы на приобретение (изготовление) призов при проведении рекламной игры, относятся к прочим нормируемым затратам (подп. 2.10 ст. 170, подп. 2.10 ст. 171 НК).

4. С 2022 г. для ценных бумаг, учитываемых по справедливой стоимости, установлен порядок пересчета (осовременивания) цены приобретения ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте (за исключением акций), на дату их реализации или погашения.

5. С 01.01.2022 единовременная выплата (пособие) лицам, уходящим на пенсию, выплачиваемая в соответствии с законодательством работникам бюджетных организаций (государственных органов), не финансируемым за счет средств республиканского и местных бюджетов, исключена из состава прочих нормируемых затрат и включается в состав затрат по производству и реализации (подп. 2.7 ст. 170 НК-2021).

2. Ставка налога на прибыль увеличена на 2%

С 2022 г. областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов имеют право увеличивать (не более чем на 2%) ставку налога на прибыль (18%) для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль в местные бюджеты (ч. 1 п. 10 ст. 184 НК).

Если такое решение было принято не позднее 31.03.2022, то следует исчислять и уплачивать налог на прибыль по увеличенной ставке, начиная с 01.01.2022 независимо от положений ч. 2 п. 10 ст. 184 НК (п. 3 ст. 7 Закона N 141З).

Начиная с 2023 г. исчисление и уплата налога на прибыль по увеличенной ставке будет производиться с 1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято (ч. 2 п. 10 ст. 184 НК).

В 2022 г. ставки увеличены в Витебской, Могилевской и Гомельской областях.

В Витебской области ставка налога на прибыль увеличена на 2% решением Витебского областного Совета депутатов N 288 от 03.03.2022 (ч. 2 п. 10 ст. 184 НК).

Ставка повышена для всех категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль в местные бюджеты Витебской области, за исключением организаций потребительской кооперации.

Решение вступило в силу 16.03.2022. Исчисление и уплату налога по увеличенной ставке следует производить начиная с 01.01.2022 (п. 3 ст. 7 Закона N 141-З).

В Могилевской области ставка налога на прибыль увеличена на 2% решением Могилевского областного Совета депутатов от 17.02.2022 N 36-3.

Ставка налога на прибыль повышена для плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль в местные бюджеты Могилевской области, за исключением организаций потребительской кооперации.

Решение N 36-3 вступило в силу 04.03.2022 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2022 (п. 3 Решения N 36-3).

В Гомельской области ставка налога на прибыль увеличена на 2% решением Гомельского областного совета депутатов от 30.03.2022 N 338.

Ставка налога на прибыль увеличена для плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль в местные бюджеты Гомельской области, за исключением организаций потребительской кооперации.

Решение N 338 принято 30.03.2022.

3. Новшество в заполнении декларации по налогу на прибыль

В целях создания интегрированной системы администрирования косвенных налогов Республики Беларусь и Российской Федерации на титульный лист налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль для белорусских организаций и для иностранных организаций добавлен «Признак осуществления производственной деятельности».

В этой графе проставляется знак «X» при осуществлении плательщиком деятельности (независимо от основного или второстепенных видов деятельности), которая классифицируется как производственная деятельность в секциях классификатора ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности» (п. 11-1 Инструкции N 2):

A «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» (разделы 01 — 03),

B «Горнодобывающая промышленность» (разделы 05 — 09),

C «Обрабатывающая промышленность» (разделы 10 — 33),

D «Снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом» (раздел 35),

E «Водоснабжение; сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» (разделы 36 — 39).

4. Продлен срок действия Указа N 159

В целях недопущения резкого ухудшения финансовых показателей коммерческих организации на 3 года продлено действие Указа N 159 (Разъяснение Минфина «Информация по Указу от 14 марта 2022 г. N 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики»).

В связи с этим курсовые разницы, образующиеся с 01.01.2020 по 31.12.2025, при пересчете стоимости активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, организации вправе относить на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности и внереализационные доходы (расходы), учитываемые при исчислении налога на прибыль в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31.12.2025 (п. 1 Указа N 159).

Следует обратить внимание, что нормы Указа N 159 до 2021 г. применялись только в целях бухучета и не распространялись на учет курсовых разниц при налогообложении прибыли. С 2021 г. бухгалтерский и налоговый учет курсовых разниц в соответствии с Указом N 159 стал одинаковым (п. 1 Указа N 159, п. 1 Указа N 51).

5. Отдельные вопросы исчисления в бюджет части прибыли (дохода)

Порядок исчисления в бюджет части прибыли государственных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, а также доходов от находящихся в республиканской и коммунальной собственности акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ определен Указом N 637.

С учетом полученных разъяснений Минфина по вопросам применения норм Указа N 637 МНС направило следующее разъяснение:

1) хозобщество, в отношении которого Республика Беларусь и (или) административно-территориальная единица, обладает акциями (долями в уставном фонде), исчисляет и перечисляет в бюджет часть прибыли (дохода) пропорционально их долям в уставном фонде. Это минимальная обязательная часть дивидендов, причитающаяся государству (абз. 3 подп. 1.1 Указа N 637).

Хозобщество, у которого в собственности государства находится 50% и более акций, производит перечисление части прибыли (дохода) в бюджет в порядке и сроки, установленные Указом N 637, в обязательном порядке.

Если доля государства в уставном фонде хозобщества составляет менее 50%, при принятии общим собранием акционеров решения о начислении и выплате дивидендов в соответствии с Указом N 637 хозобщество производит их начисление и выплату в порядке, установленном Указом N 637 (п. 1 письма МНС от 02.02.2022 N 2-2-11/00294);

2) не допускается принимать решение об объявлении и выплате дивидендов в случаях (ч. 5 ст. 72 Закона N 2020-XII), если:

— уставный фонд оплачен не полностью;

— стоимость чистых активов общества меньше суммы его уставного фонда и резервных фондов либо станет меньше их суммы в результате выплаты дивидендов;

— общество приобретает или имеет устойчивый характер неплатежеспособности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) или если указанный характер появится у этого общества в результате выплаты дивидендов.

В указанных случаях хозобщество вправе принять решение не начислять и не выплачивать дивиденды (абз. 3 подп. 1.1 п. 1 Указа N 637, п. 2 письма МНС от 02.02.2022 N 2-2-11/00294);

3) Указом N 637 установлены следующие ставки для исчисления части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет:

5% — для унитарных предприятий, государственных объединений и хозобществ, основными видами деятельности которых являются растениеводство, животноводство, растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство), рыболовство и рыбоводство (далее — сельскохозяйственные организации);

20% — для иных унитарных предприятий, государственных объединений и хозяйственных обществ.

Для определения основного вида деятельности организации следует руководствоваться методикой, установленной классификатором ОКРБ 005-2011 и Указаниями N 289.

Основным видом деятельности является вид деятельности, который создает наибольшую часть общей добавленной стоимости данной организации (п. 2 ОКРБ 005-2011 и п. 7 Указаний N 289).

Порядок определения основного вида деятельности установлен гл. 4 Указаний N 289.

МНС полагает возможным использовать этот порядок и для целей Указа N 637. В том числе при определении основного вида деятельности организации, имеющей в своем составе филиалы, для целей отнесения к категории сельскохозяйственных либо иных организаций;

4) РУП в 2020 г. отражало в бухучете курсовые разницы в соответствии с Указом N 159. Они были отнесены на доходы (расходы) будущих периодов и в 2021 г. списаны на доходы (расходы) по финансовой деятельности. В налоговом учете в 2020 г. указанные курсовые разницы включены в состав внереализационных доходов (расходов) в полном объеме.

Такие курсовые разницы не отражают в строке 4 расчета части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет, форма которого установлена согласно приложению 1 к постановлению Минфина N 7.

6. Когда нужно уплатить налог

Налог на прибыль по итогу I квартала 2022 г. должен быть уплачен не позднее 22.04.2022 (подп. 9.1 ст. 186 НК).

В случае недостаточности денежных средств на счетах в банках, для полного исполнения обязательств перед бюджетом с 01.01.2020 используется автоматизированная информационная система исполнения денежных обязательств (АИС ИДО).

По разъяснениям специалистов налоговых органов, чтобы избежать административной ответственности в виде штрафа и с учетом механизма исполнения денежных обязательств посредством АИС ИДО, плательщик должен своевременно направить в банк платежное поручение (поручения) для исполнения налогового обязательства в полном объеме (абз. 2 ч. 2 примечания к ст. 14.4 КоАП):

— к одному или нескольким счетам — при наличии на них денежных средств, достаточных для уплаты налога на прибыль в полном объеме;

— одному из счетов — при недостаточности (отсутствии) на его счетах денежных средств для уплаты налога на прибыль в полном объеме.

В свою очередь банк направляет в АИС ИДО платежные поручения организации на перечисление налога на прибыль в бюджет (ч. 2 п. 21 Инструкции N 66, абз. 3 ч. 1 п. 23 Положения N 432/11).

Погасить неуплаченный в срок налог можно за счет дебиторов (п. 1 ст. 61, п. 1 ст. 64 НК). Для этого не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по налогу на прибыль нужно подать список дебиторов в налоговую инспекцию (абз. 2 подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК). За непредставление в указанный срок таких сведений или представление недостоверных сведений должностное лицо могут привлечь к административной ответственности (ст. 14.6 КоАП).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex