С 01.01.2023 вступил в силу обновленный Налоговый кодекс (далее — НК). Рассмотрим, какие основные изменения в налогообложении коснулись организаций, оказывающих услуги связи.

НДС

Напомним, что на 2022 г. Указом N 131 ставка НДС при реализации услуг передачи данных была увеличена на 1%. При этом при реализации иных услуг электросвязи НДС исчислялся по ставке в размере 25% (п. 4 ст. 122 НК-2022, подп. 4.2 Указа N 131).

Повышение НДС коснулось операторов электросвязи, которые оказывали услуги доступа в сеть Интернет, а также операторов сотовой подвижной электросвязи, оказывающих услуги передачи данных (подстрочное примечание <*> к подп. 4.1 Указа N 131). Ставка в размере 26% применялась также при увеличении налоговой базы при реализации вышеназванных услуг электросвязи на суммы, указанные в п. 4, абз. 2 ч. 2 п. 8 и ч. 2 п. 9 ст. 120 НК-2022 (абз. 3 подп. 4.1, абз. 3 подп. 4.2 Указа N 131).

Действие ставки НДС в размере 26% в отношении услуг передачи данных ограничивалось периодом с 01.05.2022 по 31.12.2022 включительно (ч. 9 письма МНС, Минфина, Минсвязи и информатизации от 27.04.2022 N 03-13/1986/5-1-24/13731-1/2-1-9/00957).

Нормы Указа N 131, касающиеся повышенной ставки НДС, не были перенесены в НК-2023. Следовательно, с 01.01.2023 при реализации услуг передачи данных применяется установленная для услуг связи ставка НДС в размере 25% (п. 4 ст. 122 НК).

Налог на прибыль

В 2022 г. операторы сотовой подвижной электросвязи, а также назначенный в соответствии с законодательством оператор по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь уплачивали налог на прибыль по ставке 30%. Напомним, что такой размер ставки был установлен в целях принятия дополнительных мер по консолидации доходов бюджета для борьбы с COVID-9 в период с 01.01.2021 до 01.01.2023 (п. 1 ст. 3 Закона N 72-З).

В 2023 г. указанные выше организации также будут уплачивать налог на прибыль по ставке в размере 30%. Связано это с тем, что срок ее действия продлен на 2023 — 2024 гг. (подп. 11.1 ст. 5 Закона N 230-З).

Налог на недвижимость

С 01.01.2023 изменен порядок освобождения налога на недвижимость капитальных строений, которые признаются историко-культурными ценностями. До этой даты льгота не распространялась на капитальные строения, которые использовались организациями для осуществления предпринимательской деятельности (за исключением капитальных строений бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры). С 01.01.2023 из НК исключено указанное ограничение (подп. 1.9 ст. 228 НК). Таким образом, если организации, оказывающие услуги связи, используют в своей деятельности капитальные строения, признаваемые историко-культурными ценностями, то по таким капитальным строениям они освобождаются от налога на недвижимость.

Также с 01.01.2023 перечень льгот по налогу на недвижимость дополнен нормой об освобождении от налога на недвижимость капитальных строений организаций (в том числе оказывающих услуги связи), признанных банкротами, в отношении которых открыто ликвидационное производство. Право на применение льготы действует по тот квартал, в котором организация (в том числе оказывающая услуги связи) будет исключена из ЕГР (подп. 1.21 ст. 228 НК).

С 01.01.2023 налоговая база по налогу на недвижимость по капитальным строениям, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями (в том числе оказывающими услуги связи) в аренду (лизинг, иное пользование) у иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории нашей страны через постоянное представительство, рассчитывается по-новому.

Так, налоговая база по таким объектам определяется исходя из их стоимости в договорах аренды (лизинга, иного пользования), но не менее стоимости этих капитальных строений, определенной исходя из их оценки (п. 2 ст. 229 НК).

Земельный налог

С 2023 г. земельный налог исчисляют налоговые органы, а не организации. Еще одно новшество: сумма земельного налога определяется по истечении календарного года (п. 1 — 5 ст. 244 НК).

Теперь организации (в том числе оказывающие услуги связи) будут получать от налоговых инспекций на портале МНС декларацию по земельному налогу за истекший налоговый период. Срок получения декларации, предварительно заполненной на основании сведений о земельных участках за прошедший налоговый период (далее — предварительно заполненная декларация), имеющихся в налоговых органах, — не позднее 30 января года, следующего за истекшим налоговым периодом.

После получения предварительно заполненной декларации организации не позднее 20 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если необходимо:

— вносят в нее изменения и (или) дополнения;

— подписывают декларацию ЭЦП;

— направляют ее обратно в налоговый орган.

Следует обратить внимание, что организации (в том числе оказывающие услуги связи) определяют авансовые платежи в размере 1/4 суммы земельного налога, рассчитанной за предшествующий налоговый период.

Уплатить авансовые платежи организации обязаны не позднее 22 мая, 22 августа, 22 ноября текущего налогового периода.

При этом на 2023 г. установлен переходный период по уплате авансовых платежей по земельному налогу. Так, в 2023 г. организации (в том числе оказывающие услуги связи) уплачивают авансовые платежи 4 раза в размере 1/4 суммы земельного налога, исчисленной за 2022 г., проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на текущий налоговый период. Сроки уплаты авансов не позднее:

— 22.02.2023;

— 22.05.2023;

— 22.08.2023;

— 22.08.2023;

— 22.11.2023.

При этом не позднее 22.02.2024 организации (в том числе оказывающие услуги связи) должны будут оплатить разницу, возникшую между годовой суммой земельного налога по декларации за 2023 г. и авансовыми платежами.

Организации (в том числе оказывающие услуги связи) включают суммы земельного налога в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением определенных случаев) (п. 1, 2 ст. 245 НК):

— в сумме авансовых платежей — в квартале текущего налогового периода, с которым совпадает срок уплаты авансового платежа;

— IV квартале текущего налогового периода, в котором скорректированы нарастающим итогом затраты на сумму разницы между суммой земельного налога, исчисленной за налоговый период, и суммой авансовых платежей за этот налоговый период.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex