Вопрос: Розничная организация проводит в розничном торговом объекте (магазине) рекламную акцию, по условиям которой при приобретении одной единицы определенных товаров покупатель-физлицо (не выступает в качестве ИП) вправе вторую единицу такого же товара купить со скидкой — по цене 0,1 руб., что ниже цены приобретения данного товара. Как определить налоговую базу НДС в отношении товаров, реализованных в ходе акции, если товары приобретены розничной организацией менее года назад и проданы в неизменном состоянии? НДС исчисляется по фактическим ставкам.

Ответ: Налоговая база НДС определяется исходя из цены реализации, т.к. имеет место реализация по розничным ценам.

Обоснование: Возможна ситуация, когда цена реализации приобретенных товаров ниже цены их приобретения. Тогда, если с даты приобретения товаров прошло менее 12 месяцев и при реализации товары остались в неизменном состоянии, налоговую базу НДС определяют исходя из цены приобретения товаров (ч. 1 подп. 42.1 ст. 120 НК).

Однако установлены ситуации, когда данное правило не применяют. В частности, если учет и (или) реализация товаров, приобретенных организацией, осуществляющей розничную торговлю, производятся по розничной цене. В этом случае НДС считают исходя из цены реализации товаров (ч. 1 п. 13, абз. 4 ч. 3 подп. 42.1 ст. 120 НК).

Розничная торговля — это вид торговли, связанный с приобретением и продажей либо продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами (подп. 1.21 ст. 1 Закона N 128-З).

Определение термина «розничная цена» приводится для целей порядка установления цен, регулируемых согласно Указу N 72 и Указу N 143. Закреплено, что розничная цена — это цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи физическим лицам для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не предусмотрено законодательными актами (ч. 1 п. 1, абз. 7 п. 3 Инструкции N 55).

Схожее значение термина приведено в абз. 3 п. 2 Методических рекомендаций N 130, которые разработаны в целях обеспечения единых подходов к документальному оформлению и учету товарных операций, составу и учету расходов на реализацию в организациях торговли и общественного питания. Определено, что розничная цена — это цена на товар, реализуемый населению для личного, семейного, домашнего или иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, по договору розничной купли-продажи.

Скидка — это снижение продавцом установленной им цены товаров (абз. 13 п. 2 Правил продажи).

В рассматриваемой ситуации розничная организация реализует товар в магазине физлицу-покупателю (не ИП). По условиям рекламной акции на вторую единицу товара предоставляется скидка — его цена составляет 0,1 руб. Исходя из вышеприведенных определений цена с учетом скидки второй единицы товара в размере 0,1 руб. — это его розничная цена, т.к. товар реализуется для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Следовательно, розничная организация при исчислении НДС принимает в расчет стоимость указанных товаров исходя из цен их реализации.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex