Налоговая (фискальная) нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени на налогоплательщика. С одной стороны, налоговые платежи формируют госбюджет, с другой — являются существенной статьей расходов хозяйствующих субъектов. Всякий бизнес стремится снизить размер налогов, но слишком низкие показатели — верный способ попасть в план налоговых проверок.

1. Что такое налоговая нагрузка

Определение термина «налоговая нагрузка» законодательно не установлено. Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств бизнеса перед государством. Это один из расчетных экономических показателей, характеризующий налоговую систему государства. Он показывает, какая часть доходов налогоплательщика приходится на уплату налогов. С одной стороны, увеличение налоговой нагрузки приводит к повышению доходов госбюджета, с другой — отрицательно сказывается на доходах налогоплательщиков.

Показатель налоговой нагрузки рассчитывается на разных уровнях экономики: в целом по стране, по отраслям, по конкретным субъектам хозяйствования.

Существует два подхода к исчислению налоговой нагрузки: абсолютный и относительный показатель.

Абсолютная налоговая нагрузка показывает, сколько налогов заплатила организация. Например, налоговая нагрузка организации за год составила 1 млн. руб. Это не очень информативный показатель, но он нужен организации для анализа хозяйственной деятельности.

Относительная налоговая нагрузка показывает, какая часть средств организации уходит на уплату налогов (доля в процентах). Базой для расчета относительной величины может быть любой из экономических показателей (выручка, прибыль, затраты и т.д.), с которым хотят сравнить суммы налоговых платежей. Например, налоговая нагрузка организации за год составила 10% от выручки, 40% от прибыли.

Помимо «совокупного» показателя налоговой нагрузки для всякого рода расчетов, анализа и прогнозов могут рассчитываться показатели нагрузки по отдельным налогам и видам налогообложения.

Таким образом, показатель налоговой нагрузки в разных ситуациях рассчитывается разным образом, в зависимости от того, кто и с какой целью его применяет. Например, налоговики используют его для определения добросовестности бизнеса, финансисты — для прогнозирования финансового состояния компании.

 Справочно
По последним данным Группы Всемирного банка «Doing Business» в категории «Налогообложение» показатель «Общая ставка налогов и взносов (% от прибыли)» в Республике Беларусь составляет 53,3.

2. Налоговая нагрузка с точки зрения МНС

Согласно информации, размещенной на сайте МНС, величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь в 2020 году составила 22,8 процента к ВВП и по сравнению с 2019 годом снизилась на 1,7 процентного пункта, что обусловлено опережающей динамикой снижения налоговых доходов в сопоставимых ценах (темп роста — 92,3 процента) по отношению к сокращению ВВП (темп роста — 99,1 процента).

Налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь в 2008 — 2020 годах

Источник — http://nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economica-ru/

Величина налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь рассчитана как отношение налоговых доходов консолидированного бюджета к ВВП.

Обратите внимание!
Под налоговыми доходами понимаются республиканские налоги, сборы (пошлины), местные налоги, сборы и другие налоговые доходы, установленные Президентом Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь, без учета платежей в Фонд социальной защиты населения.

По оценке МНС налоговая нагрузка на действующие организации в части платежей, контролируемых налоговыми органами, с учетом сумм возмещений НДС из бюджета, по итогам 2020 г. составила в среднем 4,1% к выручке от реализации товаров (работ, услуг) и по сравнению с 2019 г. увеличилась на 0,3 процентного пункта, что связано с опережающей динамикой налоговых доходов (темп роста в сопоставимых ценах 94,0 процента) по отношению к динамике выручки (88,5 процента).

Справочно
Налоговая нагрузка на действующие организации рассчитывается как отношение к выручке уплаченных в бюджет платежей, контролируемых налоговыми органами, за исключением платежей, в отношении которых субъект хозяйствования выступает налоговым агентом (т.е. без учета подоходного налога с физических лиц, налога на доходы и др.), а также группы неналоговых доходов (административных штрафов, арендной платы за землю, доходов от перечисления части прибыли унитарных, высокорентабельных предприятий).

По отдельным видам экономической деятельности, таким как производство деревянных и пробковых изделий; производство изделий из соломки и материалов для плетения; деятельность воздушного транспорта; производство изделий из дерева и бумаги; полиграфическая деятельность и тиражирование записанных носителей информации; металлургическое производство; производство продуктов питания; производство мебели и производство текстильных изделий возмещения НДС из бюджета превысили общую сумму поступлений, принимаемых в расчет налоговой нагрузки. Всего по итогам работы за 2020 год организациям республики из бюджета возмещено 7,2 млрд. рублей НДС.

Налоговая нагрузка на действующие организации в части платежей, контролируемых налоговыми органами, без учета сумм возмещений НДС из бюджета, по итогам 2020 г. составила в среднем 5,9% к выручке от реализации товаров (работ, услуг) и выросла по сравнению с 2019 г. на 0,1 процентного пункта за счет увеличения поступлений НДС.

В частности, без учета возмещения НДС, наибольшая налоговая нагрузка зафиксирована в нефтепереработке (12,2% выручки), пищевой промышленности (10,3%), научной деятельности (9,6%), а наименьшая — в финансовой и страховой деятельности (1,9%), фармацевтике (2,9%), сельском хозяйстве (2,9%).

Налоговая нагрузка на организации Республики Беларусь в разрезе видов экономической деятельности за 2019 — 2020 годы
(без учета сумм возмещений НДС из бюджета)

Источник — http://nalog.gov.by/ru/nalog-nagruzka-economica-ru/

3. Какие значения налоговой нагрузки безопасны для бизнеса

Бизнес нацелен на увеличение своей прибыли, но в то же время желает снизить расходы на уплату налогов. Здесь очень важно отслеживать свое положение среди других аналогичных организаций.

Примечание
Налоговая нагрузка — один из маркеров для налогового органа при принятии решения о проведении налоговой проверки.

Приказом МНС от 09.02.2018 N 20 установлены критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки. Среди указанных критериев значатся такие признаки, как:

— налоговая нагрузка на доходы субъекта в календарном году ниже ее среднего уровня в соответствующей отрасли экономики (по виду экономической деятельности) с учетом применяемой ставки НДС (п. 7 приложения 1 приказа МНС от 09.02.2018 N 20);

— снижение налоговой нагрузки на доходы субъекта в календарном году более 20% по сравнению с предыдущим годом при стабильной или увеличивающейся налоговой нагрузке по другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям данной отрасли (данного вида экономической деятельности) с учетом применяемой ставки НДС (п. 8 приложения 1 приказа МНС от 09.02.2018 N 20).

В данном приказе не указано, каким образом осуществляется расчет уровня налоговой нагрузки на доходы проверяемого субъекта и из какого источника можно получить информацию о среднем уровне налоговой нагрузки на доходы в отраслях экономики. Полагаем, что здесь следует руководствоваться порядком расчета налоговой нагрузки на действующие организации и данными о показателях налоговой нагрузки в разрезе видов экономической деятельности, приведенных в информации, размещенной на официальном сайте МНС. См. раздел 2 настоящей статьи.

Каждой организации целесообразно самостоятельно рассчитывать свою налоговую нагрузку, чтобы понимать, насколько ее деятельность и уплата налогов могут привлечь внимание со стороны налоговых органов.

Показатель налоговой нагрузки в процентах можно рассчитать по следующей формуле:

Налоговая нагрузка

Пример расчета

Строительная организация применяет общую систему налогообложения. За отчетный период выручка (с НДС) составила 1,2 млн руб. Данные налоговой отчетности:

— налог на прибыль — 14 000 руб.;

— НДС — 49 000 руб.;

— налог на недвижимость — 900 руб.;

— земельный налог — 400 руб.;

— налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство — 2500 руб.;

— подоходный налог с физических лиц — 75 000 руб.

Суммы налога на доходы иностранных организаций и подоходного налога с физических лиц не участвуют в расчете налоговой нагрузки организации.

Расчет налоговой нагрузки в процентах:

(14 000 + 49 000 + 900 + 400) / 1 200 000 х 100 = 5,36%.

В данном случае показатель налоговой нагрузки ниже среднеотраслевого (6%).

Необходимо понимать, что если показатель налоговой нагрузки организации сложился ниже его среднего уровня в соответствующей отрасли экономики, это не означает автоматического включения налогоплательщика в план налоговых проверок. Однако будьте готовы дать объяснения налоговому инспектору. Ведь снижение размера уплачиваемых налогов в конкретном периоде может быть связано с вполне объяснимыми причинами, например:

— снижение объемов продаж;

— рост цен на закупаемое сырье и комплектующие;

— осуществление инвестиций;

— развитие нового вида деятельности;

— повышение заработной платы сотрудникам, рост других издержек.

Разумеется, указанные выше причины необходимо подтвердить документально.

Кроме того, при формировании плана налоговых проверок показатель налоговой нагрузки будет оцениваться в совокупности с другими критериями, приведенными в приказе МНС от 09.02.2018 N 20. Если будут иметь место факты несоблюдения критериев по другим позициям, то вероятность назначения налоговой проверки велика. Даже в случае, когда налоговая нагрузка организации соответствует среднеотраслевой, но не соблюдены иные критерии, организация может привлечь внимание налоговиков.

В заключение отметим, что налоговая нагрузка — показатель, имеющий важное значение не только для налоговых органов, но и для самого налогоплательщика. Анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания налоговых органов к данным подаваемых деклараций. Рекомендуем самостоятельно и регулярно оценивать риски, чтобы своевременно уточнять свои налоговые обязательства.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex