Чего ожидать по результатам проверки налогового органа

Законодательство о контрольной (надзорной) деятельности делит все проверки на выборочные, выездные, внеплановые и камеральные. Провести такие проверки вправе налоговые органы (подп. 2.1, 2.2 ст. 72, подп. 1.10 ст. 108 НК, абз. 2, 3 ч. 2, ч. 3 п. 1, п. 14 Указа N 510, п. 13 Перечня N 510).

Исход проведения проверок для организации может быть разным: как положительным, так и отрицательным.

Не установив нарушений, налоговый орган составит справку. Конечно, для организации это положительный результат. Однако, как показывает практика, чаще всего он отрицательный и заканчивается оформлением акта. А это установление факта несоблюдения налогового законодательства и, как следствие, предъявление организации дополнительных сумм налогов, сборов к уплате (ч. 4 п. 8 ст. 73, ч. 1, 2 п. 1 ст. 81 НК, ч. 1, 2 п. 59 Положения N 510).

Вынесение решения по акту проверки — заключительный этап оформления результатов проверки организации. Именно в нем налоговый орган отражает сумму предъявленных к доплате налогов, сборов (ч. 1 п. 7 ст. 81 НК, ч. 1 п. 73 Положения N 510).

Итак, в случае предъявления к уплате налогов, сборов по результатам проверки для организации и ее должностных лиц наступают негативные последствия. Помимо уплаты предъявленных налоговым органом сумм платежей и пеней, встает вопрос об административной, а порой и об уголовной ответственности.

Разрешение вопроса административной ответственности в отличие от уголовной находится в компетенции налоговых органов (ч. 1 п. 59 Положения N 510, ст. 3.13, п. 9 ч. 1 ст. 3.30 ПИКоАП).

Кому и в каких случаях налоговый орган направит материалы проверки

Организации следует помнить, что вопрос о применении уголовной или административной ответственности за налоговые нарушения напрямую зависит от размера причиненного ущерба. При этом ущербом признается сумма предъявленных налогов, сборов.