Сахвон Алексей Сергеевич,
юрист
МАРТ в силу полномочий, предоставленных ему ст. 10 Закона о госзакупках, осуществляет контроль за соблюдением законодательства о госзакупках, рассматривает жалобы на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, проводит камеральные проверки и выносит обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.
Принятая к рассмотрению жалоба на процедуру госзакупки является основанием для проведения камеральной проверки.
Камеральная проверка не проводится в случае проведения:
— закрытого конкурса;
— закрытой процедуры запроса ценовых предложений;
— биржевых торгов;
— процедуры закупки из одного источника.
После принятия жалобы к рассмотрению ее отзыв не является основанием для прекращения камеральной проверки (п. 1 ст. 54 Закона о госзакупках).
Порядок проведения проверки определен Инструкцией N 34, и осуществляется она по месту нахождения МАРТ на основании изучения имеющихся документов и информации без истребования от проверяемого субъекта иных документов и информации.
В ходе камеральной проверки изучению подлежат следующие вопросы:
— наличие предмета госзакупки в годовом плане госзакупок, размещенном на электронной торговой площадке;
— обоснованность выбора заказчиком (организатором) вида процедуры госзакупки;
— соответствие документов процедуры для подготовки предложения, протоколов открытия, рассмотрения предложений и допуска участников к оценке и сравнению предложений, протоколов оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания открытого конкурса несостоявшимся, протоколов открытия, рассмотрения предложений и допуска к торгам, протоколов выбора участника-победителя или признания электронного аукциона несостоявшимся, протоколов оценки и сравнения предложений, выбора участника-победителя или признания процедуры запроса ценовых предложений несостоявшейся, решений заказчиков (организаторов) об отмене процедуры госзакупки требованиям законодательства о госзакупках;
— размещение заказчиком (организатором) на электронной торговой площадке ответов на запросы о разъяснении документов, предоставляемых для подготовки предложения (п. 6 Инструкции N 34).
По итогам 2020 года МАРТ было рассмотрено 210 жалоб, из них: 81 признана обоснованной, 79 — необоснованными, 31 — частично обоснованной, 19 признаны необоснованными, но в ходе их рассмотрения выявлены нарушения законодательства.
По результатам камеральной проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о госзакупках, составляется акт, который размещается на электронной торговой площадке и в государственной информационно-аналитической системе (п. 2 ст. 54 Закона о госзакупках).
Далее в таблице приведены наиболее часто выявляемые МАРТ нарушения в ходе проведения камеральных проверок. Информация приведена на основе анализа актов камеральных проверок, размещаемых в ГИАС.
N п/п | Суть нарушения |
Примечание |
1 | Устанавливаются требования к участнику, не предусмотренные Законом о госзакупках, а именно: истребование дополнительных документов для подтверждения квалификации; документы, подтверждающие опыт работы; подтверждение наличия сервисного центра; копий договоров на оказание аналогичных услуг и др., что является фактическими требованиями к участнику | В нарушение абз. 2 и 3 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках |
2 | Не устанавливаются требования к предоставлению документов, подтверждающих соответствие участников требованиям, установленным п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках | В нарушение п. 2, 3 ст. 16, абз. 6 п. 1 ст. 22 Закона о госзакупках |
3 | При описании предмета указывается фирменное наименование без включения в описание слов «или аналог» без обоснования невозможности использования аналогичных товаров | В нарушение абз. 4 п. 4 ст. 21 Закона о госзакупках |
4 | Не выделяются части (лоты) для участия субъектов малого и среднего предпринимательства по перечню товаров (работ, услуг), определяемому Совмином | В нарушение ч. 1 п. 2 ст. 29 Закона о госзакупках |
5 | Не устанавливаются условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения по перечню, определяемому Совмином | В нарушение абз. 3 п. 1 ст. 32, абз. 3 п. 1 ст. 39, абз. 3 п. 1 ст. 46 Закона о госзакупках |
6 | Условия применения преференциальной поправки устанавливаются не в соответствии с подп. 1.5 п. 1 постановления N 395 | В нарушение абз. 7 п. 1 ст. 32, абз. 7 п. 1 ст. 39, абз. 7 п. 1 ст. 46 Закона о госзакупках |
7 | На стадии проведения процедуры вносятся изменения в описание предмета и требования к нему (изменяются установленные ранее характеристики предмета; дописываются дополнительные) | В нарушение п. 4 ст. 32, п. 4 ст. 39, п. 4 ст. 46 Закона о госзакупках |
8 | В конкурсных документах устанавливаются способы оценки и сравнения предложений не в соответствии с подп. 1.4 — 1.6 п. 1 постановления N 449 | В нарушение абз. 9 п. 1 ст. 32 Закона о госзакупках |
9 | Протокол открытия, рассмотрения и допуска к торгам, размещаемый заказчиком, не содержит информацию о дате и времени торгов | В нарушение абз. 6 п. 5 ст. 42 Закона о госзакупках |
10 | Протокол выбора участника-победителя или признания электронного аукциона несостоявшимся не содержит информации об учетных номерах плательщика участников, сделавших последнюю и (или) предпоследнюю ставки | В нарушение абз. 2 ч. 1 п. 6 ст. 44 Закона о госзакупках |
При выявлении в результате проведения камеральной проверки нарушения законодательства о госзакупках МАРТ выносит обязательное для исполнения заказчиком (организатором) предписание в соответствии со ст. 55 Закона о госзакупках.
За неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение требований, содержащихся в предписании, заказчик несет административную ответственность по ст. 24.1 КоАП, что влечет для него наложение штрафа в размере до 20 базовых величин.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex