В ходе своей деятельности белорусские организации сталкиваются с необходимостью приобретать услуги как у нерезидентов-организаций, так и у нерезидентов-ИП. При заключении договоров необходимо обратить внимание на разный порядок налогообложения при приобретении услуг у резидентов других государств в зависимости от организационной формы продавца (ИП или организации), а также на изменения в обложении НДС с 01.01.2023.

При реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными ИП, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь в качестве ИП, а также иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагается, если иное не установлено ст. 141 и 141-1 НК, на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации и ИП, приобретающих данные товары (работы, услуги), имущественные права (ч. 1 п. 1 ст. 114 НК).

Таким образом, с 01.01.2023 белорусские организации и ИП признаются плательщиками НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь не только у иностранных организаций, но и у иностранных ИП, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь (ст. 114 НК).

Обратите внимание!
Следует также отметить, что норма п. 1 ст. 114 НК относится также к белорусским ИП и организациям, которые не являются плательщиками НДС по роду своей деятельности. То есть при заключении договора с нерезидентами Республики Беларусь им необходимо учитывать, что они в данном случае будут плательщиками НДС при приобретении услуг у нерезидента-организации и нерезидента-ИП.

Резидентам ПВТ также необходимо обратить внимание, что нормы п. 32 Положения ПВТ в части освобождения от НДС не распространяются на приобретение услуг у ИП.

Справочно
Освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь резидентам ПВТ иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь:
— имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;
— рекламных, маркетинговых, консультационных услуг;
— услуг по обработке информации;
— услуг (работ) по разработке, модификации, тестированию и обеспечению технической поддержки программного обеспечения;
— услуг хостинга (размещение информационных ресурсов на сервере и обеспечение доступа к данным ресурсам), в том числе услуг веб-хостинга (включая комплексные услуги по размещению и управлению веб-сайтами);
— услуг, с помощью которых осуществляется поиск и (или) предоставляется заказчику информация о потенциальных покупателях (потребителях);
— услуг по созданию баз данных, обеспечению доступа к ним (ч. 1 п. 32 Положения ПВТ).

Как мы видим, с 01.01.2023 при заключении договора на оказание услуг с иностранным ИП, так же как и с организацией, место оказания услуг нужно определять.

При определении места оказания услуг следует руководствоваться не только заключенным договором, но и действующим законодательством.

Место реализации работ, услуг, имущественных прав определяется на основании:

1) ст. 117 НК — по сделкам с резидентами иностранных государств, кроме резидентов государств — членов ЕАЭС;

2) п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов — по сделкам с резидентами государств — членов ЕАЭС (п. 4 ст. 115 НК).

Справочно
Государствами — членами ЕАЭС являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика.

Анализ обложения НДС при приобретении услуг у организации-нерезидента и ИП-нерезидента в 2022 и 2023 гг.:

Показатели Нерезидент
организация ИП
до 01.01.2023 с 01.01.2023 до 01.01.2023 <*> с 01.01.2023
Исчисление НДС возможно возможно невозможно возможно
Выставление ЭСЧФ на Портал возможно возможно невозможно возможно
———————————

<*> До 01.01.2023 при реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению и уплате в бюджет НДС возлагается на состоящие на учете в налоговых органах Республики Беларусь организации, приобретающие такие услуги (п. 1 ст. 114 НК-2022). Таким образом, при заключении договора с иностранным ИП не нужно было исчислять НДС.

Пример

Белорусская организация приобретает в 2023 г. консультационные услуги у нерезидента:

1) организации;

2) ИП.

В двух ситуациях белорусская организация является плательщиком НДС при приобретении консультационных услуг, так как местом реализации является территория Республики Беларусь (абз. 3 ч. 3 подп. 1.4 ст. 117, ч. 1 п. 1 ст. 114 НК, абз. 2 ч. 1 подп. 4) п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Пример

Белорусская организация приобретала в 2022 г. консультационные услуги у нерезидента:

1) организации;

2) ИП.

В первой ситуации белорусская организация является плательщиком НДС при приобретении консультационных услуг, так как местом реализации является территория Республики Беларусь, во второй ситуации — нет (абз. 3 ч. 3 подп. 1.4 ст. 117, ч. 1 п. 1 ст. 114 НК-2022, абз. 2 ч. 1 подп. 4) п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex