В Беларуси начался новый учебный год. Доложено об успешно проведенной вступительной кампании. Однако из года в год остается нерешенной фундаментальная проблема. Немало выпускников после окончания вузов идут работать не по специальности. В полной мере не удовлетворяются потребности экономики в кадрах. Возможно ли скорректировать эти дисбалансы?

Как завершилась вступительная кампания

Источник — https://ru.freepik.com/

Прием студентов в этом году в Беларуси вели 49 высших учебных заведений, 42 государственных и 7 частных. По итогу в вузы поступили свыше 48 тысяч абитуриентов: почти 27 тысяч — на бюджет, более 21 тысячи — на платную основу.

При этом два вуза все же недобрали студентов на бюджет – это Белорусский государственный университет пищевых и химических технологий и Белорусская государственная сельскохозяйственная академия. Недобор составил около 80 человек. Изначально вакантных бюджетных мест оставалось около 400, но после дополнительного приема их число сократилось. В 2021 году на бюджетные места недобрали около 500 человек.

Недобор студентов в Минобразования объясняют тем, что некоторые специальности оказались невостребованными у абитуриентов. При этом вузы подавали именно такие цифры приема, поскольку в экономике существует потребность в данных кадрах.

Самыми популярными стали специальности IT-направления, технико-технологического профиля, медицинские и педагогические. На многие из них конкурс составил более трех человек на место, а проходные баллы находились на отметке 300 и выше из 400 возможных.

— По нескольким десяткам специальностей проходные баллы превысили 350. Приведу лишь несколько примеров. В БГУИР на специальность «программное обеспечение информационных технологий» смогли поступить ребята, набравшие не менее 374 баллов, в БГМУ на «стоматологию» — не менее 369, в БГУ на «лингвострановедение» — не менее 385, в БНТУ на «маркетинг» — не менее 346, — рассказал начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Беларуси Сергей Касперович.

На целевую подготовку в 2022 году в белорусские вузы приняли более 2 тысяч человек. По сравнению с прошлым годом количество госзаказа кадров выросло на 20%. Но это касается и высшего, и среднего специального образования. Больше по сравнению с предыдущими годами целевых мест было в педагогический и медицинский университеты. При этом в Минобразования отмечают, что целевых бюджетных мест в вузах с каждым годом будет становиться больше.

В этом году ряд университетов объявил прием на новые специальности, их было порядка полутора десятков.

— Все новые специальности, такие как, например, «урбанология и сити-менеджмент», «геоинформационные технологии в туристической и экскурсионной деятельности», «биоинформатика и биоинженерия» и другие, пользовались высоким спросом среди абитуриентов. Все плановые цифры набора и на бюджет, и на платную форму по этим специальностям были выполнены, что говорит и о весьма эффективной информационной работе, и, конечно же, об интересе выпускников школ и других учреждений к получению образования по новым специальностям. А новые специальности, как известно, появляются только тогда, когда на них есть востребованность со стороны заказчиков кадров и работодателей, — сказал Касперович.

Тем временем немало абитуриентов и студентов предпочли иностранные вузы белорусским. В прошлом учебном году в Польше обучалось более 11 тысяч студентов из Беларуси, сообщает Центр обработки информации Национального исследовательского института Польши. Это на 1,3 тысячи больше, чем годом ранее. По текущему году данные еще не обнародованы, но интерес к обучению в Польше не спал.

Выросло количество желающих поступить в Европейский гуманитарный университет (ЕГУ), находящийся в Литве. Если в 2021-22 академическом году ЕГУ в рамках основной и дополнительной вступительной кампании зачислил 281 студента, то сейчас только в рамках основного приема зачислен 381 человек. Более 90% абитуриентов — из Беларуси.

Министр образования Андрей Иванец считает, что нет оснований считать, что белорусские вузы недосчитались абитуриентов из-за отъезда молодежи за границу.

— В этом году 52 тысячи выпускников 11 классов. Всего проходило тестирование 61 тысяча молодых людей, это и выпускники, в том числе и прошлых лет. А всего количества мест в этом году бюджетных и внебюджетных 53,5 тысячи. Давайте сами поймем, насколько актуальна миграция либо сегодня в нашей стране созданы все условия, чтобы каждый молодой человек при необходимости мог получить достойное и качественное высшее образование, — сказал он.

Академический директор проекта BEROC, приглашенный профессор Университета Карлоса III в Мадриде Катерина Борнукова считает, что «суть не столько в количестве, а в качестве уехавших студентов».

— Чтобы поступить в зарубежный университет, надо быть успешным на старте. Многие из тех, кто уезжает, довольно хорошие студенты, — считает эксперт. – То, что число таких студентов растет, означает, что их родители не видят перспектив внутри страны. Справедливости ради надо сказать, что эта тенденция не новая. Но ее удавалось переломить, по крайней мере, для математически одаренных детей, когда в Беларуси возник сильный IT-сектор. То есть это была мечта «войти в Ай-Ти»,  никуда не уезжать и стать успешным. Сейчас даже тут перспективы неясны. Поэтому я бы не стала говорить, что проблемы нет. Но эту проблему можно будет отыграть в свою пользу, если сможем студентов после обучения в зарубежных вузах вернуть в Беларусь.

Почему не все идут работать по специальности

Впрочем, уже много лет существует другая проблема. После окончания вузов довольно много студентов идет работать не по специальности. Масштабы несоответствия на рынке между приобретенной профессией (специальностью) и требованиями рабочего места фиксирует даже официальная статистика.

По данным выборочного обследования домашних хозяйств, проведенного Белстатом, такое несоответствие было характерно в 2020 году для 38,4% занятых в экономике. У 26,5% лиц в возрасте до 30 лет (включительно), окончивших университеты, колледжи или ПТУ, выполняемая работа не соответствовала специальности. Максимум несоответствия наблюдался по таким профилям подготовки, как гуманитарные науки, коммуникации, право, экономика, управление, архитектура и строительство, техника и технологии.

Среди занятого населения с высшим образованием в 2020 году 16,6% выполняли работу ниже своей квалификации или по иной специальности. Еще у 14,2% квалификация соответствует работе, но не связана с ней.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что причиной таких дисбалансов является несоответствие между полученным образованием и реальным запросом рынка труда. Система образования реагирует на запрос рынка труда с временным лагом. В результате возникает дефицит или избыток кадров. Также исследования показывают, что организациям в Беларуси сложно найти работников с необходимым набором компетенций.

Преподаватели Витебского государственного технологического университета Елена Ванкевич и Станислав Горовой провели опрос среди молодых специалистов, окончивших их вуз в 2019–2020 учебном году.

Только 43,86% респондентов отметили, что их работа тесно связана с полученной квалификацией в университете. 26,32% опрошенных выполняют работу ниже полученной квалификации, у 14,03% квалификация ниже требований. Еще у 15,79% респондентов квалификация соответствует занимаемому рабочему месту, но не связана с выполняемой работой.

Достаточно высокий уровень соответствия по большинству технологических специальностей. Выполняют работу, не связанную с квалификацией, выпускники таких специальностей, как «финансы и кредит», «экономика и организация производства в легкой промышленности», «товароведение и экспертиза товаров». Например, 38,8% айтишников сказали, что их квалификации не хватает для выполнения требований работодателя.

Вместе с тем, 64% респондентов обозначили, что в процессе поиска работы ключевой проблемой было отсутствие опыта. Главными каналами поиска работы выпускники назвали: семейные связи (23,68%), личные связи (17,54%), подработка во время обучения (15,79%), распределение (14,04%), сайты по трудоустройству (12,28%). Уровень оплаты труда у молодых специалистов невысокий: у 34,21% респондентов — 600–900 рублей, а у 17,5% — и того меньше.

— Мне кажется, университеты должным образом не мотивируются, чтобы студенты находили работу по специальности, чтобы приходили с нужным набором навыков и так далее, — говорит Катерина Борнукова. — Большая часть вузов – это государственные учреждения, особой конкуренции между ними нет, нет надобности подстраиваться под запросы рынка труда. В какой-то степени удовлетворяются потребности госпредприятий, выполняются планы по распределению студентов в соответствующие районы. Иная ситуация с частным сектором, который является драйвером экономического роста.

Знаю реальные кейсы, когда руководители высокотехнологических компаний приходили в госуниверситеты и говорили: «Мы хотим, чтобы выпускники определенной специальности знали такой вот предмет. Готовы проспонсировать, чтобы наш сотрудник этот предмет им читал. По итогу заинтересованы взять к себе на работу 5 человек с курса». Из-за бюрократических моментов это оказалось не так просто сделать. На самом деле, это были не такие уже и непреодолимые препятствия, но сам университет — от ректора до декака факультета или руководителя кафедры — оказался не заинтересован в изменениях. Выходит, им удобнее преподавать каждый год одно и тоже.

Впрочем, нельзя сказать, что не происходят перемены во взаимоотношениях университетов и будущих работодателей. Стали больше привлекать преподавателей, которые делятся информацией, помогают приобрести актуальные навыки. В этом плане значительно продвинулось it-образование. Но даже там, где у нас виден самый большой прогресс, проблемы остаются, которые закрываются в последствии курсами, самообучением и так далее.

Вторая проблема заключается в том, что профессорско-педагогический состав стремительно стареет. При этом люди, как кажется, не интересуются, что происходит на передовой – как в науке, так и в индустрии. Потому что, как правило, то, что сегодня открывают ученые, завтра внедряется в реальном секторе экономики.

Таким образом у университетов нет мотивации снаружи как-то подстраиваться под потребности экономики, ни толчка внутри, чтобы новые предметы внедрять в процесс обучения.

По данным Минобразования, еще со школьной скамьи создается серьезная база для профильного обучения. Работают классы педагогической, аграрной, спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности. «В то же время профильные классы часто формируются не с учетом специальностей, востребованных в реальном секторе экономики, а исходя из пожеланий родителей и учащихся и имеющихся условий в конкретном учебном заведении», — констатируется в Концепции развития системы образования до 2030 года

Борнукова считает, что специализация на уровне школ не играет большой роли.

— Подростки еще особо не определились с выбором профессии. Как правило, предпочтение отдается либо самой денежной профессии, либо навязанной родителями. Поэтому специализацию надо делать гибче. Например, в формате факультативов или открытых уроков, где дети могли ознакомиться со специальностями. Допустим, человек поступает на экономический факультет в БГУ, кем он сможет быть, как будет выглядеть его рабочий день и так далее. На самом деле, у многих такой информации нет. Они ее черпают по знакомым, гуглят в интернете. Мне кажется, отсутствие качественной профориентации сказывается. Люди поступают не туда, куда им нравится. Потом ситуация усугубляется, когда после окончания вузов идут работать не по специальности.

Ежегодно Министерство труда и социальной защиты проводит опрос нанимателей для прогнозирования потребности экономики в кадрах по профессионально-квалификационным группам. Все же остаются профессии, в которых работа специалистов с непрофильным дипломом затруднительна. Это и врачи, и учителя, и юристы и многие другие.

— С одной стороны, это хорошо, один из способов обратной связи и возможность получить отдачу по итогу, — отмечает Катерина Борнукова. — Но давайте посмотрим на это с временной точки зрения. Сейчас провели опрос, подвели итог. В лучшем случае в следующем году вузы модифицируют программы и набор. Первые выпускники появятся на рынке труда через 5 лет. За эти минимум 6 лет воды утечет масса. В экономике, которая должна сейчас структурно перестроиться, могут произойти серьезные изменения. Поэтому я и говорю, чтобы сами университеты занимали проактивную позицию. Чтобы они ориентировались не только на сегодняшний спрос, но и понимали, что может быть востребовано завтра. В настоящее время уже не составляет труда ознакомиться с программами лучших университетов мира, часть лекций можно даже посмотреть по видео. Все это можно успевать делать, просто должна быть соответствующая система мотивации и соответствующие качества у людей. У нас сейчас мало молодых талантливых специалистов, которые хотят преподавать в школе или университете. Многие профессионалы стараются выгоднее себя реализовать в других сферах.



Использование данного материала (полностью или частично) в любой форме и любым способом запрещено правообладателем.