Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 20 апреля 2017 г.

Шаг 1: Определяем, куда нужно обратиться

Шаг 2: Составляем жалобу

Шаг 3: Подаем жалобу

Шаг 4: Устраняем недостатки жалобы (при их наличии)

Шаг 5: Получаем решение по жалобе

Не зарегистрировали рекламную игру, не согласовали режим работы, не внесли сведения в Торговый реестр Республики Беларусь… Однако без осуществления определенных административных процедур, результатом которых является получение требуемых законодательством документов, разрешений или согласований, – осуществление деятельности или проведение рекламных акций (игр) невозможно. Каким образом можно обжаловать решение органа, уполномоченного на проведение административной процедуры (далее – уполномоченный орган)?

Определяем, куда нужно обратиться

Отказ уполномоченного органа можно обжаловать:

1. В административном (внесудебном) порядке. Как правило, жалоба направляется в вышестоящий госорган (иную организацию), к компетенции которого в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совмина относится рассмотрение таких жалоб (далее – орган, рассматривающий жалобу). Можно направить жалобу и в иной госорган или иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совмина относится рассмотрение таких жалоб <1>.

Пример. Субъект торговли, собирающийся реализовывать товары через интернет-магазин, обратился в республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью «БелГИЭ» для регистрации интернет-сайта <2>. В регистрации было отказано. Для обжалования этого решения субъект торговли может обратиться в Министерство связи и информатизации Республики Беларусь
Обратите внимание!

Жалоба может быть подана в орган, рассматривающий жалобу, в течение одного года со дня отказа. Если срок был пропущен по уважительной причине – его могут восстановить <3>

2. В судебном порядке (только после того, как отказ обжаловался в административном порядке). Исключение составляет случай, когда отсутствует орган (организация), способный рассмотреть жалобу <4>.

Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с хозяйственным процессуальным законодательством <5>, что предполагает уплату госпошлины в установленных размерах <6>.

На заметку
С реквизитами для оплаты госпошлины можно ознакомиться на сайте Верховного Суда Республики Беларусь: http://court.gov.by/online-help/duty/detales/

В материале будет рассмотрен внесудебный порядок обжалования решения уполномоченного органа.

Составляем жалобу

Жалоба пишется на фирменном бланке с проставлением реквизитов исходящего письма и подписывается руководителем (лицом, уполномоченным подписывать жалобу) и заверяется печатью. Подписывать жалобу может также представитель субъекта торговли (общепита). Кроме того, допускается применение ЭЦП вышеуказанных лиц.

В жалобе следует указать <7>:

– наименование органа, который будет рассматривать жалобу;

– наименование и место нахождения субъекта торговли (общепита);

– наименование уполномоченного органа, принявшего обжалуемое решение;

– содержание обжалуемого решения;

– основания, по которым субъект торговли (общепита) считает обжалуемое решение неправомерным, и его требования;

– представляемые вместе с жалобой документы и (или) сведения (если они есть).

Подаем жалобу

Жалобу можно:

– направить по почте (заказным письмом с уведомлением);

– принести лично и передать под подпись уполномоченному лицу.

Второй экземпляр либо копия жалобы с отметками о вручении (прикрепленным уведомлением) подшивается к исходящим документам.

Жалоба регистрируется в день подачи и считается поданной со дня регистрации <8>.

Устраняем недостатки жалобы (при их наличии)

Жалобу могут оставить без рассмотрения. Такое решение принимается в трехдневный срок со дня ее подачи, если <9>:

– ее рассмотрение не относится к компетенции органа или организации, в которые она направлена;

– жалоба подана неуполномоченным лицом;

– жалоба подана с нарушением срока и субъект торговли (общепита) не ходатайствовал о его восстановлении;

– не соблюдены требования к содержанию жалобы.

Если жалоба остается без рассмотрения, ее возвращают подавшему лицу. В этом случае необходимо устранить недостатки и вновь подать жалобу <10>.

Получаем решение по жалобе

По общему правилу жалобу должны рассмотреть в месячный срок со дня ее подачи <11>.

Орган, рассматривающий жалобу, может <12>:

– оставить жалобу без рассмотрения;

– не удовлетворить жалобу и оставить отказ в силе;

– отменить отказ и принять новое решение;

– направить жалобу в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления, указав допущенные этим органом нарушения и предложения по их устранению.

Решение, принятое по жалобе, вступает в силу со дня его принятия (иной срок можно установить в самом решении) и не позднее пяти дней со дня принятия может быть <13>:

– выдано заинтересованному лицу лично;

– направлено нарочным (курьером), по почте, в виде электронного документа.

Оно подлежит исполнению в пятидневный срок со дня вступления в силу (если иной срок не предусмотрен в самом решении или в законодательстве) <14>.

Исполнение может осуществляться посредством <15>:

– выдачи справки или другого документа;

– производства записи в соответствующем регистре, реестре, протоколе, банке данных, ином документе или информационном ресурсе;

– предоставления денежных средств, иного имущества и (или) услуг.