Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 20 апреля 2017 г.
Шаг 1: Определяем, куда нужно обратиться
Шаг 2: Составляем жалобу
Шаг 3: Подаем жалобу
Шаг 4: Устраняем недостатки жалобы (при их наличии)
Шаг 5: Получаем решение по жалобе
Не зарегистрировали рекламную игру, не согласовали режим работы, не внесли сведения в Торговый реестр Республики Беларусь… Однако без осуществления определенных административных процедур, результатом которых является получение требуемых законодательством документов, разрешений или согласований, – осуществление деятельности или проведение рекламных акций (игр) невозможно. Каким образом можно обжаловать решение органа, уполномоченного на проведение административной процедуры (далее – уполномоченный орган)?
Определяем, куда нужно обратиться
Отказ уполномоченного органа можно обжаловать:
1. В административном (внесудебном) порядке. Как правило, жалоба направляется в вышестоящий госорган (иную организацию), к компетенции которого в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совмина относится рассмотрение таких жалоб (далее – орган, рассматривающий жалобу). Можно направить жалобу и в иной госорган или иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совмина относится рассмотрение таких жалоб <1>.
Пример. Субъект торговли, собирающийся реализовывать товары через интернет-магазин, обратился в республиканское унитарное предприятие по надзору за электросвязью «БелГИЭ» для регистрации интернет-сайта <2>. В регистрации было отказано. Для обжалования этого решения субъект торговли может обратиться в Министерство связи и информатизации Республики Беларусь |
Обратите внимание!
Жалоба может быть подана в орган, рассматривающий жалобу, в течение одного года со дня отказа. Если срок был пропущен по уважительной причине – его могут восстановить <3> |
2. В судебном порядке (только после того, как отказ обжаловался в административном порядке). Исключение составляет случай, когда отсутствует орган (организация), способный рассмотреть жалобу <4>.
Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с хозяйственным процессуальным законодательством <5>, что предполагает уплату госпошлины в установленных размерах <6>.
На заметку С реквизитами для оплаты госпошлины можно ознакомиться на сайте Верховного Суда Республики Беларусь: http://court.gov.by/online-help/duty/detales/ |
В материале будет рассмотрен внесудебный порядок обжалования решения уполномоченного органа.
Составляем жалобу
Жалоба пишется на фирменном бланке с проставлением реквизитов исходящего письма и подписывается руководителем (лицом, уполномоченным подписывать жалобу) и заверяется печатью. Подписывать жалобу может также представитель субъекта торговли (общепита). Кроме того, допускается применение ЭЦП вышеуказанных лиц.
В жалобе следует указать <7>:
– наименование органа, который будет рассматривать жалобу;
– наименование и место нахождения субъекта торговли (общепита);
– наименование уполномоченного органа, принявшего обжалуемое решение;
– содержание обжалуемого решения;
– основания, по которым субъект торговли (общепита) считает обжалуемое решение неправомерным, и его требования;
– представляемые вместе с жалобой документы и (или) сведения (если они есть).
Подаем жалобу
Жалобу можно:
– направить по почте (заказным письмом с уведомлением);
– принести лично и передать под подпись уполномоченному лицу.
Второй экземпляр либо копия жалобы с отметками о вручении (прикрепленным уведомлением) подшивается к исходящим документам.
Жалоба регистрируется в день подачи и считается поданной со дня регистрации <8>.
Устраняем недостатки жалобы (при их наличии)
Жалобу могут оставить без рассмотрения. Такое решение принимается в трехдневный срок со дня ее подачи, если <9>:
– ее рассмотрение не относится к компетенции органа или организации, в которые она направлена;
– жалоба подана неуполномоченным лицом;
– жалоба подана с нарушением срока и субъект торговли (общепита) не ходатайствовал о его восстановлении;
– не соблюдены требования к содержанию жалобы.
Если жалоба остается без рассмотрения, ее возвращают подавшему лицу. В этом случае необходимо устранить недостатки и вновь подать жалобу <10>.
Получаем решение по жалобе
По общему правилу жалобу должны рассмотреть в месячный срок со дня ее подачи <11>.
Орган, рассматривающий жалобу, может <12>:
– оставить жалобу без рассмотрения;
– не удовлетворить жалобу и оставить отказ в силе;
– отменить отказ и принять новое решение;
– направить жалобу в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления, указав допущенные этим органом нарушения и предложения по их устранению.
Решение, принятое по жалобе, вступает в силу со дня его принятия (иной срок можно установить в самом решении) и не позднее пяти дней со дня принятия может быть <13>:
– выдано заинтересованному лицу лично;
– направлено нарочным (курьером), по почте, в виде электронного документа.
Оно подлежит исполнению в пятидневный срок со дня вступления в силу (если иной срок не предусмотрен в самом решении или в законодательстве) <14>.
Исполнение может осуществляться посредством <15>:
– выдачи справки или другого документа;
– производства записи в соответствующем регистре, реестре, протоколе, банке данных, ином документе или информационном ресурсе;
– предоставления денежных средств, иного имущества и (или) услуг.