Законодательством предусмотрена возможность для изменения цены договора госзакупки при определенных условиях. В материале рассмотрены общие вопросы, касающиеся изменения цены договора госзакупки, а также особенности изменения цены договора при закупке услуг по страхованию.

1. Общие вопросы изменения цены договора госзакупки

Законодательство о госзакупках (ст. 25 Закона о госзакупках), равно как Договор о ЕАЭС и Протокол о порядке регулирования закупок, являющийся приложением N 25 к нему (подп. 3 п. 22) (далее — Протокол N 25), исходит из стабильности условий договора, заключаемого по результатам проведения процедур госзакупок. Это требуется с той целью, чтобы не произошло таких изменений условий договора, вследствие которых его содержание было скорректировано настолько, что сделало бы саму процедуру закупки бесполезной, проведенной ради ее проведения <1>.

———————————

<1> Амельченя, Ю.А. Система договоров в сфере государственных закупок / Ю.А.Амельченя. — Минск: Колорград, 2021. — 344 с.

Так, в соответствии с законодательством о госзакупках изменение условий договора госзакупки возможно следующим образом (п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках):

— условия о предмете госзакупки и требованиях к предмету госзакупки, его объеме (количестве), порядке оплаты, сроках исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цене договора изменяются в случаях, установленных Законом о госзакупках и Совмином;

— условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора не подлежит изменению на сегодняшний день, если иное не установлено Совмином;

— остальные условия могут изменяться без ограничений.

В отношении цены Закон о госзакупках не содержит оснований для ее изменения. Однако ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках позволяет изменить предмет договора госзакупки при наличии оснований. Если взамен товара, являющегося предметом такого договора, предлагается товар, цена которого меньше определенной договором, очевидно, цена уменьшается во избежание неэффективного использования бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов. И такое уменьшение правомерно на основании абз. 6 подп. 1.8 п. 1 постановления N 395.

Иные основания для изменения цены предусмотрены Совмином. Так, постановление N 395 предусматривает (абз. 6, 7, 9, 10 подп. 1.8 п. 1):

— уменьшение цены договора без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в том числе их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей характеристик. Как мы отмечали выше, это может быть, например, в ситуации изменения предмета договора на основании ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках;

— изменение цены договора в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов);

— изменение предмета госзакупки и требований к предмету госзакупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем) в случае возникновения потребности в приобретении дополнительных работ, не предусмотренных проектной документацией, разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена двухсторонним актом, подписанным заказчиком и разработчиком проектной документации. Стоимость дополнительных работ определяется в соответствии с Положением N 1553. Данное основание хотя и связано с предметом — его изменение осуществляется в связи с выявлением дополнительных работ, однако и цена договора при этом изменяется в сторону увеличения. Порядок определения стоимости дополнительных работ определен в п. 12 Положения N 1553, а именно стоимость дополнительных работ формируется на основании их сметной стоимости, определенной в ценах на дату начала разработки сметной документации, с учетом прогнозного индекса цен в строительстве, утверждаемого Минэкономики, месяца выполнения этих работ без учета снижений, принятых при выборе подрядчика в соответствии с законодательством о закупках. Стоимость материалов определяется в соответствии с условиями формирования стоимости материалов, определенной неизменной ценой;

— изменение в 2022 г. цены договора, если такие изменения при приобретении товаров (работ, услуг) согласно приложениям 1-2 и 4 к постановлению N 395, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров (выполнении работ, оказании услуг), невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки. Размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя).

Однако приведенные основания изменения цены не исчерпывающие и помимо постановления N 395 также могут быть установлены иными постановлениями Совмина. В частности, как отметил МАРТ в своем письме N 14-01-10/1598 К, по причине изменения законодательства могут применяться основания, предусмотренные абз. 3, 4, 6 ч. 2 п. 10 Положения N 1553, согласно которым при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, неизменная цена корректируется в случаях изменения:

— налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;

— прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;

— нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ценообразования в строительстве.

2. Особенности изменения цены договора госзакупки услуг по страхованию

Приведенные выше правила являются общими для госзакупок. Однако при применении законодательства о госзакупках необходимо учитывать и нормы иных законодательных актов, которые могут оказать непосредственное влияние на условия о цене. Одна из сфер, где требуется принимать во внимание такие акты, — страхование.

Проиллюстрируем действие Положения о страховой деятельности в отношении вида обязательного страхования — обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Уплата страхового взноса производится, как правило, единовременно. При заключении договора внутреннего страхования (договора комплексного внутреннего страхования) сроком на один год страховой взнос может уплачиваться в два этапа: 50% — при заключении этого договора и 50% — в течение 6 месяцев со дня его вступления в силу (ч. 1 п. 162 Положения о страховой деятельности).

Размер страхового взноса по договору внутреннего страхования, за исключением договора страхования, заключенного в отношении транспортного средства, зарегистрированного за границей и используемого в дорожном движении на территории Республики Беларусь, а также по договору комплексного внутреннего страхования определяется в белорусских рублях исходя из установленного Нацбанком Республики Беларусь официального курса белорусского рубля по отношению к евро при уплате (ч. 2 п. 162 Положения о страховой деятельности):

— наличными денежными средствами — на день уплаты;

— в безналичной форме в виде банковского перевода посредством:

представления расчетных документов — на день перечисления денежных средств;

использования банковской платежной карточки — на день осуществления такой расчетной операции.

Если, к примеру, заключается договор внутреннего страхования по результатам процедуры госзакупки с уплатой в два этапа, то очевидно, что коль скоро оплата осуществляется исходя из установленного Нацбанком Республики Беларусь официального курса белорусского рубля по отношению к евро, то возможна ситуация, когда при наступлении второго этапа для оплаты такой курс может измениться. И если это изменение в сторону увеличения, то оно напрямую повлияет на цену договора также в сторону ее увеличения.

В то же время такого основания для изменения цены договора госзакупки, как изменение курса валют, в постановлении N 395 не предусмотрено. Однако с учетом того, что Положение о страховой деятельности, которым установлен порядок уплаты и расчета размера страхового взноса, утверждено актом главы государства (законодательный акт на момент его принятия), по мнению автора, его предписания для субъектов, в том числе заказчиков, обязательны. В свою очередь, если в рассматриваемой ситуации произойдет изменение курса валюты и цена договора увеличится, то соответствующие изменения должны быть внесены в договор госзакупки.

Приведенный подход к изменению цены, по мнению автора, не вступает в противоречие с Законом о госзакупках и постановлением N 395, а также соответствует Закону N 130-З.

Кроме того, не усматривается и противоречие с Протоколом N 25. Из подп. 3 п. 22 Протокола N 25 следует, что в законодательстве государства-члена должен быть предусмотрен запрет на изменение условий исполнения договорных обязательств, в том числе изменение цены договора (контракта) о закупке, за исключением случаев, предусмотренных таким законодательством. Тем самым законодательством государства-члена могут быть установлены исключения, когда условия договора изменяются. По мнению автора, установление в Положении о страховой деятельности приведенного выше порядка уплаты страхового взноса в два этапа и возможное изменение курса валют, которое может оказать влияние на цену договора, могут быть отнесены к таким случаям.

С учетом изложенного для однозначного понимания возможных оснований для изменения условий договора, в том числе цены, видится целесообразным норму ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках скорректировать таким образом, чтобы случаи изменения в том числе цены устанавливались не только Законом о госзакупках и Совмином, но и законодательными актами.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex