Забота о здоровье детей – важный аспект работы педагогов и администрации учреждения образования. Но не всегда удается предотвратить несчастный случай. В этот момент важно правильно действовать. Ведь нарушение порядка влечет не только привлечение виновных лиц к ответственности, но и может повлечь негативные последствия для здоровья пострадавшего.

Что понимают под несчастным случаем

Под несчастным случаем с обучающимися и воспитанниками (далее – несчастный случай) понимают событие, в результате которого обучающийся или воспитанник (далее – ребенок, дети) получил увечье или иное повреждение здоровья <*>.

Травмы, полученные при несчастном случае, могут быть следствием <*>:
— нанесения телесных повреждений другим лицом или животными;
— ожога;
— утопления;
— поражения электрическим током;
— укусов насекомых;
— аварий;
— разрушений зданий, сооружений;
— других чрезвычайных ситуаций.

На заметку
Под обучающимися понимают тех, кто осваивает образовательную программу <*>. Воспитанники осваивают образовательные программы дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного, в том числе для детей с интеллектуальной недостаточностью <*>.

Учреждение образования независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности должно расследовать несчастный случай, если он одновременно <*>:

1) повлек временную или стойкую утрату здоровья либо смерть ребенка;

2) произошел в одном из следующих мест:
— на территории учреждения образования;
— в ином месте, где ребенок находился под непосредственным руководством педагога по приказу (поручению) руководителя учреждения образования, например, при походе в кино, театр совместно с педагогом;
— при следовании к месту учебы, практики, отдыха и другому на транспорте, предоставленном учреждением образования;
— на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также при следовании пешком по приказу (поручению) руководителя учреждения образования.

Существуют два порядка расследования несчастных случаев. Несчастный случай, который произошел одновременно с двумя и более детьми, или несчастный случай со смертельным исходом, расследуют в специальном порядке <*>. В иных случаях применяется общий порядок <*>.

Далее рассмотрим, как проводят общий порядок расследования.

Действия с момента происшествия несчастного случая до начала расследования

Шаг 1. Оказать помощь пострадавшему

Если несчастный случай произошел, то в первую очередь нужно принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на ребенка, получившего травму. Так, работники должны оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, вызвать на место происшествия медицинских работников, доставить пострадавшего в медицинское учреждение.

На заметку
При этом указанные меры могут быть предприняты любым из работников учреждения образования <*>.

Пример
На уроке химии во время лабораторной работы ребенок разлил реактив, жидкость попала ему на руки и одежду. Учителю химии необходимо проследить, чтобы ребенок вымыл руки, при возможности снял одежду, на которую попал реактив. Отвести ребенка в медпункт. В случае опасности реактива вызвать медицинских работников.

Шаг 2. Сообщить руководителю учреждения образования

Затем работники учреждения образования сообщают о происшествии руководителю учреждения образования <*>.

Шаг 3. Сообщить законному представителю

Руководитель учреждения образования, получив сообщение о несчастном случае, информирует о нем <*>:
— законного представителя ребенка, получившего травму, или лицо, представляющее его интересы;
— вышестоящую организацию.

Срок для информирования законодательно не установлен.

Обратите внимание!
Если несчастный случай произошел у руководителя учреждения образования с ребенком другого учреждения образования, то данный руководитель принимает меры по устранению причин произошедшего несчастного случая, а также в течение суток сообщает о происшествии руководителю учреждения образования ребенка, получившего травму.

Кто и где проводит расследование

Если несчастный случай произошел с ребенком, который обучается в данном учреждении образования, то расследование проводит уполномоченный представитель руководителя этого же учреждения образования <*>.

Таким уполномоченным представителем может быть любой сотрудник учреждения образования. Чтобы расследование было объективным и всесторонним, для его проведения рекомендуем назначать представителем специалиста, квалификация которого позволяет провести такое расследование. Для его назначения руководитель издает приказ (распоряжение).

Если несчастный случай произошел с ребенком, который был направлен руководителем учреждения образования в другое учреждение образования, то его расследует руководитель учреждения образования, где произошел несчастный случай. В этой ситуации уполномоченный представитель учреждения образования, где обучается (воспитывается) ребенок, также участвует в расследовании <*>.

Несчастный случай с ребенком, проходящим практику или выполняющим работу под руководством уполномоченного должностного лица нанимателя, расследует наниматель с участием уполномоченного представителя учреждения образования <*>.

Несчастные случаи с детьми, проходящими практику или выполняющими работу под руководством представителей учреждения образования на участке, выделенном для этих целей нанимателем, расследуются учреждением образования с участием представителей юридического лица нанимателя <*>.

В расследовании также принимают участие <*>:
— уполномоченный представитель профсоюза;
— специалист по охране труда (лицо, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) учреждения образования.

Обратите внимание!
В расследовании не могут участвовать <*>:
— руководитель учреждения образования;
— руководитель, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности ребенка, получившего травму.

Основная задача руководителя учреждения образования – создать условия для расследования лицам, которые его проводят, в том числе <*>:
— предоставить помещение, транспорт, средства связи и другое;
— оплатить расходы, связанные с проведением расследования (экспертиза, расчеты, фотографирование, печать документов и другое);
— организовать оформление и учет несчастного случая, разработку и реализацию мероприятий по его профилактике.

Порядок расследования несчастного случая

Шаг 1. Провести само расследование

В рамках расследования нужно <*>:
— обследовать место, где произошел несчастный случай;
— сфотографировать при необходимости место происшествия несчастного случая, составить схемы, эскизы, провести лабораторные исследования, испытания, экспертизы и другие необходимые работы;
— взять объяснения, опросить ребенка, получившего травму (при возможности), свидетелей, должностных и иных лиц;
— изучить необходимые документы;
— установить обстоятельства и причины несчастного случая, лиц, допустивших нарушения законодательства о труде и охране труда, мер безопасности, НПА, ТНПА, ЛНА (ЛНПА), разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая.

Обследовать место происшествия и сфотографировать его рекомендуем сразу после несчастного случая. Это необходимо для того, чтобы не были утеряны важные следы и доказательства.

Обратите внимание!
Инструкция N 58 не устанавливает, кто присутствует при опросе несовершеннолетних. Однако, например, чтобы избежать обжалования результатов расследования в этой части со стороны родителей, рекомендуем провести аналогию с административным или уголовным процессом. Опрашивать несовершеннолетних в возрасте до 14 лет, а при необходимости до 16 лет, обязательно в присутствии педагогического работника. В случае необходимости при опросе могут присутствовать психолог, а также родители или иные законные представители несовершеннолетнего <*>.

На заметку
Несмотря на то, что руководитель учреждения образования сам не проводит расследование, о ходе расследования и выполняемых действиях ему необходимо знать достоверно, поскольку он утверждает акт о несчастном случае. Поэтому руководителю рекомендуется изучить НПА и знать порядок проведения самого расследования.

Срок расследования – пять рабочих дней с момента, когда о несчастном случае стало известно. При этом в него не входит время, необходимое для проведения экспертизы и получения других документов <*>.

Обратите внимание!
Если руководителю учреждения образования не было сообщено о несчастном случае в течение учебного дня (учебной смены) или если повреждение здоровья наступило не сразу, то несчастный случай расследуют в течение месяца со дня, когда руководителю стало о нем известно <*>.

Шаг 2. Оформить акт о несчастном случае

После того, как расследование несчастного случая завершено, уполномоченный представитель руководителя учреждения образования совместно с лицами, участвовавшими в расследовании, оформляет акт о несчастном случае формы Н-2 в трех экземплярах <*>.

К одному из экземпляров акта прилагают:
— объяснения ребенка, получившего травму;
— объяснения свидетелей, должностных и иных лиц;
— планы, схемы, фотоснимки и другие документы, характеризующие место, где произошел несчастный случай, с указанием допущенных нарушений требований законодательства о труде и охране труда, мер безопасности, НПА, ТНПА, ЛНА.

Шаг 3. Утвердить и зарегистрировать акт о несчастном случае

Все экземпляры акта с приложенными к одному из них документами направляют руководителю учреждения образования для рассмотрения и утверждения <*>. Срок направления руководителю учреждения образования акта с приложенными документами расследования не установлен. По нашему мнению, этот срок включен в срок проведения расследования.

Руководитель учреждения образования в течение одного рабочего дня рассматривает документы расследования, утверждает акт и регистрирует его в журнале регистрации несчастных случаев с обучающимся или воспитанником, получившим травму <*>.

С момента регистрации акта в указанном журнале несчастный случай считается учтенным в данном учреждении образования.

На заметку
Несчастный случай, произошедший с ребенком, который не вызвал повреждения здоровья, учитывается руководителем учреждения образования в журнале регистрации микротравм <*>.

Если руководитель учреждения образования не согласен с содержанием акта, он принимает решение о проведении дополнительного расследования <*>. Для этого, по нашему мнению, он может издать приказ или иной распорядительный документ.

Обратите внимание!
Если несчастный случай произошел с ребенком, который был направлен руководителем учреждения образования в другое учреждение образования, то акт утверждает и учитывает руководитель учреждения образования, направивший ребенка <*>.

Шаг 4. Направить акт о несчастном случае

Руководитель учреждения образования направляет по одному экземпляру акта в трехдневный срок после их утверждения <*>:

1) ребенку, получившему травму (законному представителю или лицу, представляющему его интересы);

2) вышестоящей организации (по подчиненности);

3) специалисту по охране труда (лицу, на которое возложены обязанности специалиста по охране труда) учреждения образования. Ему направляют экземпляр акта, к которому приложены документы расследования.

По требованию других заинтересованных должностных лиц им также может быть направлен акт. Поскольку составляется и утверждается три экземпляра акта о несчастном случае, то иным лицам, полагаем, может быть направлена копия акта.

Инструкция N 58 не определяет, каким образом нужно направить акты. По нашему мнению, руководитель должен быть уверен, что он получен. Для этого можно направить экземпляр акта по почте заказным письмом с уведомлением или отдать нарочно под подпись.

На заметку
Акт с документами расследования хранят в течение 20 лет в учреждении образования, в котором взят на учет несчастный случай <*>.