Решение третейского суда вступает в законную силу в день его принятия и не может быть обжаловано в рамках третейского разбирательства <*>. Вместе с тем решение третейского суда может быть обжаловано в порядке, установленном гл. 29 ХПК.

Обжалование решения третейского суда может быть произведено лишь путем заявления ходатайства в суд, рассматривающий экономические дела, о его отмене <*>. При этом в этих нормах указаны следующие основания для отмены решения:

1) третейское соглашение является недействительным в соответствии с Законом о третейских судах;

2) одна из сторон не была надлежащим образом уведомлена о времени и месте третейского разбирательства либо по другим уважительным причинам не могла реализовать свои права, предусмотренные ч. 4 ст. 22 Закона о третейских судах;

3) решение вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением, или по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если в решении третейского суда выводы по вопросам, которые охватываются третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые выходят за пределы третейского соглашения, то может быть отменена только та часть решения третейского суда, которая содержит выводы по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения;

4) состав третейского суда или третейское разбирательство не соответствовали требованиям Закона о третейских судах, регламенту постоянно действующего третейского суда, третейскому соглашению;

5) имеются существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны одной из сторон;

6) вступившим в законную силу приговором суда установлены заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие принятие незаконного или необоснованного решения третейского суда;

7) если предмет спора не может быть предметом третейского разбирательства согласно законодательству Республики Беларусь;

8) если решение международного третейского суда противоречит публичному порядку Республики Беларусь.

Для оценки любого из перечисленных доводов экономическому суду необходимо исследовать материалы самого третейского дела. Обязанность третейского суда выслать дело экономическому суду в течение пяти дней со дня поступления запроса суда, рассматривающего экономические дела, содержится в ч. 2 ст. 254 ХПК. В отсутствие дела суд вправе констатировать недоказанность в принципе факта подведомственности спора третейскому суду (наличия между сторонами третейского соглашения), т.е. противоречие публичному порядку Республики Беларусь.

Приведем пример

Определением экономического суда было отменено решение третейского суда «Суд» о взыскании с ООО «Ответчик» в пользу ООО «Истец» пеней по договору поставки <*>.

Как было установлено вышестоящими судебными инстанциями, ходатайство ООО «Ответчик» об отмене решения третейского суда было рассмотрено в отсутствие материалов третейского разбирательства.

ООО «Ответчик» обратилось в суд с ходатайством об отмене решения третейского суда «Суд», указав, что ввиду отсутствия третейского соглашения разрешение спора между заявителем и заинтересованным лицом не относится к компетенции третейского суда «Суд».

Публичный порядок — это основы правопорядка Республики Беларусь, под которыми необходимо понимать основополагающие принципы международного права, нормы Конституции, положения международных договоров Республики Беларусь.

Основы правопорядка включают также основные принципы основополагающих отраслей права, принципы законности, обязательности и окончательности решений судов, добросовестности и разумности участников гражданского оборота. Эти принципы обязательны к применению, в том числе в деятельности третейских судов, что отражено в ст. 5 Закона о третейских судах.

Решение третейского суда может быть обжаловано и отменено, в том числе в случае, если третейское разбирательство не соответствовало требованиям Закона о третейских судах, регламенту постоянно действующего третейского суда, третейскому соглашению <*>.

Третейским соглашением является соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, указанного в соглашении сторон.

Третейское соглашение заключается в письменной форме в виде самостоятельного соглашения сторон о передаче на разрешение соответствующего третейского суда всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, или в виде третейской оговорки — отдельного положения, содержащегося в договоре <*>.

Третейское разбирательство в третейском суде для разрешения конкретного спора осуществляется в соответствии с правилами, установленными регламентом постоянно действующего третейского суда, при условии, что в третейском соглашении содержится указание об обязательности для сторон регламента конкретного постоянно действующего третейского суда.

Аналогичные требования содержатся в Типовом регламенте постоянно действующего третейского суда.

Таким образом, законодательство Республики Беларусь закрепляет принципы законности, обязательности и окончательности вступивших в силу решений третейского суда в качестве основ правопорядка Республики Беларусь, а следовательно, и ее публичного порядка.

Международный арбитражный (третейский) суд, третейский суд, иной постоянный арбитражный орган обязаны выслать дело в суд, рассматривающий экономические дела, не позднее пяти дней со дня поступления запроса суда, рассматривающего экономические дела, в международный арбитражный (третейский) суд, третейский суд, иной постоянный арбитражный орган <*>.

Из материалов дела усматривается, что экономическим судом неоднократно направлялись запросы в адрес третейского суда «Суд» о предоставлении материалов спорного третейского дела. Более того, руководитель третейского суда и судья третейского суда были привлечены к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 24.1 КоАП, а именно за проявление неуважения к суду, выразившееся в том, что не исполнили определение экономического суда о предоставлении материалов третейского дела.

На дату принятия определения экономическим судом третейским судом «Суд» материалы спорного дела в экономический суд представлены не были.

С учетом того что ООО «Ответчик» оспаривается факт заключения договора поставки, а материалы дела третейским судом «Суд» в адрес экономического суда представлены не были, у экономического суда отсутствовали доказательства, подтверждающие наличие соглашения сторон о передаче спора на разрешение третейского суда.

По данной причине суд первой инстанции пришел к выводу, что третейское разбирательство суда «Суд» не соответствовало требованиям Закона о третейских судах.

Поскольку третейским судом «Суд» при вынесении решения нарушен принцип законности, экономическим судом был сделан вывод о том, что вышеуказанное решение третейского суда «Суд» противоречит публичному порядку Республики Беларусь. По данной причине решение было определением суда отменено.

Определение суда было обжаловано в апелляционном и кассационном порядке и оставлено в силе.

Таким образом, рассмотрение третейским судом спора в отсутствие соглашения сторон о передаче спора на разрешение данного третейского суда свидетельствует о нарушении публичного порядка Республики Беларусь.

Читайте этот материал в ilex
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex