Вопрос: Нужно ли вести журнал регистрации для выезжающих за границу, чтобы учесть расходы по загранкомандировке при налогообложении прибыли?

Ответ: Такой журнал вести не обязательно, в том числе для целей налогообложения.

Обоснование: Обязательность ведения такого журнала законодательно не установлена, поэтому его наличие либо отсутствие, по мнению автора, не является фактором, влияющим на включение командировочных расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

Действительно, в отличие от порядка направления в служебные командировки за границу Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утв. постановлением Минфина от 12.04.2000 N 35 (далее — Инструкция N 35), определено, что регистрация работников, выбывающих в служебную командировку, ведется в журналах учета работников, выбывающих в служебные командировки, по форме согласно приложению 3, в том числе в электронном виде.

Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 30.07.2010 N 115 (далее — Инструкция N 115), не содержит каких-либо предписаний по наличию такого журнала и его форме, в силу чего его ведение — право, но не обязанность организации.

Отнесение в состав затрат, учитываемых при налогообложении, расходов при служебных командировках за границу осуществляется на основании правил и предписаний НК (ст. 130, 131, в частности), Инструкции N 115 с учетом требований Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утв. постановлением Правления Нацбанка от 29.03.2013 N 185.