Вопрос: Между сторонами заключен договор строительного подряда. Подрядчик получил за счет средств бюджета предварительную оплату и не исполнил договорные обязательства в установленный срок.

Пункт 85 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утв. постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 (далее — Правила), предусматривает законную неустойку (пеню) подрядчика за неисполнение либо ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

Согласно ч. 1, абз. 3 ч. 2 п. 9 Порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утв. Указом от 29.06.2000 № 359 (далее — Порядок расчетов), юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, получившие за счет средств бюджетов предварительную оплату и не исполнившие или ненадлежаще исполнившие обязательство по выполнению работ в сроки, предусмотренные договорами, уплачивают заказчику за каждый просроченный день пеню с зачислением ее в доход соответствующего бюджета. Размер пени рассчитывается исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь (далее – Нацбанк), действующей на день исполнения обязательства, увеличенной в 10 раз, от суммы неисполненной части обязательства по выполнению работ.

Подлежит ли увеличению в 10 раз пеня, предусмотренная Правилами? Если да, то необходимо ли прописывать такое условие в договоре?

Ответ: Необходимо различать возлагаемые на подрядчика за нарушение сроков выполнения работ по договору строительного подряда следующие законные неустойки:

1) неустойка, предусмотренная абз. 2 п. 85 Правил. Основанием для применения данной неустойки является нарушение подрядчиком установленных в договоре строительного подряда (графике производства работ) сроков выполнения строительных работ, включая оформление документов, подтверждающих их выполнение. Указанная неустойка применяется независимо от источника финансирования строительства и факта получения предоплаты;

2) неустойка, предусмотренная п. 9 Порядка расчетов. Здесь законодатель предусмотрел совокупность оснований для возникновения обязанности по ее уплате подрядчиком, а именно:

— неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по выполнению работ в сроки, предусмотренные договором;

— получение предоплаты на выполнение работ за счет средств бюджетов.

Получателем бюджетных средств является бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств <*>. Как правило, получателем бюджетных средств является заказчик строительства.

Вместе с тем в связи с отсутствием прямого указания в законодательстве в настоящее время имеются разные точки зрения относительно того, считать ли денежные средства, полученные заказчиком за счет средств бюджета и перечисленные в дальнейшем генеральному подрядчику, а также перечисленные далее от генерального подрядчика субподрядчику, средствами бюджета или собственными средствами, например генерального подрядчика.

В связи с этим а также в целях избежания должностными лицами заказчика, генерального подрядчика обвинений в причинении ущерба в связи с невозможностью взыскания неустойки по п. 9 Порядка расчетов рекомендуется в соответствующих договорах строительного подряда указывать, что перечисление предоплаты осуществляется за счет средств бюджета, а также прописывать неустойку, предусмотренную п. 9 Порядка расчетов.

Неустойки, предусмотренные абз. 2 п. 85 Правил и п. 9 Порядка расчетов, отличаются между собой по размеру. Так, в первом случае размер неустойки составляет 0,2 процента стоимости невыполненных строительных работ за каждый день просрочки, но не более 20 процентов их стоимости. Во втором случае — процентная ставка, равная 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действующей на день исполнения обязательства, увеличенная в 10 раз, от суммы неисполненной части обязательства по выполнению работ.

Правила и Порядок расчетов предоставляют право сторонам договора строительного подряда увеличить размер законной неустойки.

Допускается одновременное взыскание неустойки, предусмотренной абз. 2 п. 85 Правил, и неустойки, предусмотренной п. 9 Порядка расчетов.