Юлия Амельченя

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Заключение договора по результатам процедур госзакупок, внесение изменений в договор и основания для отказа от выполнения принятых обязательств имеют свои особенности по сравнению с общим порядком, применимым к договорам поставки и другим договорам.

Заказчик провел одновременно несколько процедур закупок из одного источника и выбрал одного поставщика. Можно ли с ним по всем этим процедурам заключить один договор?

По результатам процедуры закупки из одного источника заключается договор на госзакупку <*>, в дальнейшем по процедуре составляется справка (ст. 29 Закона о госзакупках) и сведения о заключенном договоре размещаются на официальном сайте <*>. При этом, если предмет госзакупки разделен на части (лоты), количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определяется количеством частей (лотов) <*>.

При этом не имеет значения, определено ли одно и то же лицо участником, с которым заключен договор по результатам проведения процедуры закупки из одного источника, или их несколько. В этой связи если заказчик при проведении одновременно нескольких процедур закупки из одного источника выбрал одного поставщика, то договор необходимо заключать отдельно на каждую процедуру, а если проводилась одна процедура и предмет закупки был разделен на лоты (части), то необходимо заключать договор отдельно по каждому лоту (части).

Допускается ли заключение договора на госзакупку со сроком исполнения обязательств на часть текущего года и на следующий календарный год?

По общему правилу, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре <*>.

Тем самым допускается заключение договора на госзакупку со сроком исполнения обязательств на часть текущего года и на следующий календарный год, и при этом ориентировочная стоимость соответствующей госзакупки и сам предмет отражаются в годовом плане текущего года в полном объеме (то есть до окончания срока исполнения обязательств в следующем календарном году).

Нормами новой редакции Закона о госзакупках, вступающей в силу с 01.07.2019, предусмотрен аналогичный порядок: в случае, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более календарного года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре <*>.

Поставщик в одностороннем порядке отказывается от исполнения обязательств по договору на госзакупку. Может ли заказчик закупить товары, являющиеся предметом договора, по процедуре закупки из одного источника в период урегулирования спорных вопросов?

Основания для проведения процедуры закупки из одного источника размещены в приложении к Закону о госзакупках. Среди них отсутствует случай, когда в одностороннем порядке поставщик отказывается от исполнения обязательств по договору на госзакупку, тогда как заказчику необходимы товары, являющиеся предметом договора. При возникновении подобной ситуации заказчиком проводится процедура госзакупки, выбор вида которой определяется по общим правилам, предусмотренным законодательством о госзакупках.

В то же время следует проверить, правомерен ли односторонний отказ поставщика от исполнения обязательств, поскольку основания для такого отказа могут быть предусмотрены законодательством или соглашением сторон <*>, а для договора поставки, в частности, основания расторжения в одностороннем порядке предусмотрены ст. 493 ГК. При надлежащем исполнении заказчиком своих обязательств поставщик не вправе в одностороннем порядке отказаться от договора <*>.

Договором об оказании услуг, заключенным по результатам госзакупок, предусмотрен односторонний отказ от исполнения договора для каждой из сторон. Правомерно ли такое условие?

По общему правилу заказчик вправе отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Равно как и исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков <*>. Однако что касается договора на госзакупку, то, как мы уже отметили, в случае надлежащего исполнения обязательств односторонний отказ заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя) от их исполнения не допускается <*>.

Очевидно, что существуют определенные несоответствия в части свободы договора, установленной для возмездного оказания услуг, и императивных норм о запрете одностороннего отказа для договора на госзакупку. В связи с этим, полагаем, следует руководствоваться нормами п. 1 ст. 392 ГК, которыми предусматривается, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством.

Обязательные для сторон правила, установленные законодательством, в данном случае предусмотрены ст. 25 Закона о госзакупках. Полагаем, односторонний отказ для договора возмездного оказания услуг ограничивается действием специальной нормы — п. 8 ст. 25 Закона о госзакупках. В связи с этим если договором на госзакупку (договором об оказании услуг) предусмотрен односторонний отказ от исполнения договора для каждой из сторон при надлежащем исполнении договора, то такое условие не соответствует нормам Закона о госзакупках.

Следует отметить, что односторонний отказ от исполнения договора на госзакупку правомерен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора, если это предусмотрено законодательством или договором.

Допускается ли уменьшение цены по исполняемому договору на госзакупку? В каком порядке это можно сделать?

Изменение цены в договоре на госзакупку возможно в случае:

1) изменения стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг), которое невозможно было предусмотреть в начале процедуры госзакупки;

2) изменения объема (количества) предмета госзакупки не более чем на 10%, если это предусмотрено условиями проведения процедуры госзакупки или договором. В данном случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения;

3) в связи с изменением законодательства.

Изменить цену можно как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. При изменении цены в случае, когда произошло изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг), которое невозможно было предусмотреть в начале процедуры госзакупки, требуется соответствующее подтверждение от поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе и документы, сведения, свидетельствующие о наличии данного факта.

При подтверждении и обосновании изменения цены договора после заключения договора на госзакупку поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такая цена может быть изменена по соглашению сторон путем заключения дополнительного соглашения к договору. Соответствующие изменения в договор также должны быть размещены на официальном сайте в течение 20 календарных дней <*>.

При определенных условиях цену в договоре на госзакупку допустимо изменить, если меняется стоимость сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг). Что следует понимать под иными товарами (работами, услугами) в данном случае?

Исходя из нормы допустимым для изменения цены договора случаем является изменение стоимости тех товаров (работ, услуг), которые очевидно использовались при изготовлении товаров (работ, услуг), являющихся предметом госзакупки и предметом заключенного договора. И также важно, что стоимость приобретаемых для целей производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры госзакупки. Полагаем, категория «иные товары (работы, услуги)» может быть определена как товары (работы, услуги), используемые при изготовлении (выполнении, оказании) предмета договора, закладываемые в стоимость предмета госзакупки.

Заказчик провел процедуру закупки из одного источника. Заключен договор и размещены соответствующие сведения о договоре на официальном сайте. Возможно ли изменение объема предмета договора, если в договоре такое основание отсутствует?

В ходе исполнения договора изменение объема (количества) предмета госзакупки допускается не более чем на 10%, если это предусмотрено условиями проведения процедуры госзакупки или договором. С учетом особенностей проведения процедуры закупки из одного источника <*> соответствующее условие об изменении объема (количества) предмета госзакупки должно содержаться в договоре на госзакупку. В случае отсутствия в договоре такого основания для изменения объема (количества) предмета госзакупки изменить объем не допустимо.

Можно ли заключить допсоглашение к договору госзакупки, в котором предусмотреть новый срок исполнения обязательств и новый объем предмета, не превышающий предусмотренный договором?

При заключении договора и его исполнении изменение объема (количества) предмета госзакупки, изменение срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется по правилам п. 7 ст. 25 Закона о госзакупках, что обеспечивается заключением допсоглашения к договору при наличии соответствующих оснований. Что касается нового объема предмета договора, не превышающего предусмотренного договором, то он может быть только предусмотрен (увеличен) в пределах 10%, если это предусмотрено условиями проведения процедуры госзакупки или договором <*>.

Что касается изменения срока исполнения обязательств, то возможно увеличение срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика после оплаты полностью или частично обязательств по договору, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги).

В указанных допустимых основаниях для изменения условий договора на госзакупку заключается допсоглашение, сведения о котором размещаются на официальном сайте в течение 20 календарных дней <*>.

Заказчик расторг договор на госзакупку в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком своих обязательств. Можно ли включить такого поставщика в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок?

Для одностороннего отказа от исполнения договора достаточно уведомления об этом другой стороны. Согласия другой стороны на изменение, расторжение договора, а также обращения с соответствующим требованием в суд в таких случаях не требуется <*>.

Между тем при расторжении заказчиком (организатором) с юридическим и физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими этого договора, за исключением договора, расторгнутого в связи с обстоятельствами, вызванными непреодолимой силой, заказчику в МАРТ для включения в названный список потребуется представить копию постановления суда о расторжении договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательств по нему <*>.

При одностороннем отказе от исполнения договора такое постановление суда не может быть представлено в силу отсутствия необходимости обращения в суд.

В этой связи, если в ходе исполнения договора на госзакупку в связи с ненадлежащим исполнением договора поставщиком такой договор расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, у заказчика нет оснований для включения такого поставщика в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок.

Что изменится в порядке заключения и исполнения договора по результатам процедур госзакупок с 1 июля 2019 г. в связи со вступлением в силу новой редакции Закона о госзакупках?

Для договора с 1 июля 2019 г. предусмотрена корректировка его названия — «договор государственной закупки». Порядок его заключения и изменения, а также расторжения для процедур открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений регламентирован нормативно, причем посредством его заключения, изменения и расторжения в форме электронного документа на электронной торговой площадке. Соответственно этот формат исключает необходимость размещения на официальном сайте сведений о договорах, которые требуются в соответствии с ныне действующим законодательством.

Для процедур закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, закупки из одного источника договор заключается в письменной форме.

Также важно, что при незаключении договора на электронной торговой площадке участник-победитель признается уклонившимся от его заключения и на этом основании подлежит включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок.

В новом законодательстве предусмотрены дополнительные основания для одностороннего отказа от исполнения договора, а именно если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, предоставляемыми для подготовки предложения, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем процедуры госзакупки, по результатам которой заключен договор.

В ходе исполнения договора новым законодательством предусмотрены специальные правила для изменения условий договора. Новеллой является случай, когда при обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком допускается поставка товаров, являвшихся предметом госзакупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре.

Также увеличен в сравнении с действующими нормами размер обеспечения исполнения обязательств по договору госзакупки до 30 процентов от ориентировочной стоимости предмета госзакупки, а в случае, если договором предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения обязательств по договору должен составлять не менее пятидесяти процентов размера аванса.