Вадим Ипатов

Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

В ноябре Национальному центру законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (НЦЗПИ) исполняется 20 лет. Все эти годы он качественно выполняет задачи, результат которых имеет огромное значение для развития общественных отношений в стране. О планах законодателя в экономической сфере и основных направлениях работы НЦЗПИ мы попросили рассказать его директора – В.Д. Ипатова.

– Вадим Дмитриевич, расскажите об основных задачах и достижениях вашего учреждения.

Во-первых, мы планируем законотворческую деятельность. Это позволяет упорядочить ее и избежать бессистемного принятия законов. Начиная с 1998 г. НЦЗПИ ежегодно разрабатывает и вносит на утверждение Президента проект плана подготовки законопроектов на предстоящий год. В период с 1998 по 2016 гг. планы предусматривали подготовку свыше 840 законопроектов.

Ежегодно мы анализируем и обобщаем в среднем от 115 до 160 предложений по подготовке законопроектов. Разрабатываемый проект плана подготовки законопроектов на 2018 г. уже 21-й по счету.

При формировании плана особое внимание уделяем соблюдению требований Главы государства и стараемся включать в план только нужные государству и обществу законопроекты. Необходимо также обеспечивать системность, комплексность и стабильность правового регулирования общественных отношений. Кроме того, мы учитываем, что по общему правилу законы следует корректировать не чаще раза в два года, а вносить изменения в кодексы – не чаще раза в год.

Во-вторых, мы готовим законопроекты, проводим их юридическую экспертизу, а также аналитические исследования в области права. За период своей деятельности НЦЗПИ самостоятельно либо с участием иных госорганов (организаций) разработал около 1000 проектов законодательных актов, в том числе кодексов; более 20 проектов международных договоров и правовых актов международных организаций и межгосударственных образований, около 20 концепций НПА, 2500 аналитических и иных исследований.

Кроме того, подготовлено более 7500 экспертных заключений. Благодаря им удалось существенно повысить качество законопроектов, избежать несоответствия актам более высокой юридической силы, несогласованности с актами равной юридической силы, устранить многие пробелы и внутренние коллизии.

В-третьих, мы проводим научные исследования в области права, готовим через аспирантуру научных работников высшей квалификации в области права. В структуре НЦЗПИ есть Институт правовых исследований, который за период с 2008 по 2016 г. провел фундаментальные и прикладные научные исследования по 31 заданию, еще13 находятся на стадии выполнения.

Кроме того, при НЦЗПИ есть аспирантура по 9 научным специальностям. Здесь в 2008–2016 гг. прошли обучение более 90 аспирантов и соискателей. По двум специальностям (12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения; 12.00.06 – земельное право; природоресурсное право; аграрное право; экологическое право) функционирует совет по защите диссертаций. Защищены 22 диссертации (3 докторские и 19 кандидатских). С 2008 г. опубликована 2341 научная работа, среди них монографии, учебники и учебные пособия. Ежегодно выходит в свет сборник научных трудов Института правовых исследований «Право в современном белорусском обществе».

 – В чем залог успешной деятельности НЦЗПИ?

– Безусловно, в людях, которые здесь работают. Наш коллектив  состоит из высокопрофессиональных специалистов. В нем сочетается многолетний опыт практиков, знания правоведов, имеющих ученые степени, а также творческий потенциал молодых сотрудников.

В НЦЗПИ работают 2 члена-корреспондента НАН Беларуси, 7 докторов юридических наук, 29 кандидатов юридических наук, есть даже заслуженный деятель науки. Сплоченность коллектива, компетентность каждого его сотрудника в решении поставленных целей и задач позволила НЦЗПИ занять особое место в системе государственных органов и организаций Беларуси.

– Каковы, на Ваш взгляд, современные тенденции в законотворчестве, в том числе в сфере экономической деятельности?

– Полагаю, можно выделить общую формальную и процессуальную сторону законотворческого процесса, а также конкретное содержание, законодательную политику, если можно так выразиться.

В отношении первой группы можно говорить о направленности на  стабильность и системность правового регулирования, исключение частых корректировок законодательства; на его компактность, консолидацию нормативных правил в одном акте; продолжение работы по кодификации; повышение качества законотворчества, в том числе за счет института правового мониторинга; на расширение практики публичного обсуждения в разных форматах НПА (широкое общественное и узкое профессиональное, экспертное); обеспечение простоты и доступности языка НПА, улучшение их восприятия, упрощение требований нормотворческой техники в целом, в том числе через лингвистические экспертизы.

Для второй группы характерна:

  • либерализация и дебюрократизация правового регулирования. Уменьшаются и рационализируются требования, оптимизируются административные процедуры. Сокращается количество технических требований и необходимых разрешений. В результате этих изменений предоставляется бóльшая свобода предпринимательству и экономической деятельности;
  • совершенствование контрольно-надзорной деятельности (превентивность, мониторинговость) и механизмов привлечения к ответственности. Так, исключается ответственность за малозначительные и формальные нарушения, снижаются размеры санкций, вводятся альтернативные санкции и т.п.;
  • ориентация на право ЕАЭС;
  • активная информатизация и так называемая цифровизация регулирования. Санкционируется возможность взаимодействия с использованием современных информационных систем, сетей и технологий. Законодательство не должно ставить барьеры электронному документообороту. Время требует признать его, но при этом позаботиться о защите информации и персональных данных.

– На законотворчество в области экономики влияет правоприменительная практика. Как НЦЗПИ ее изучает, ведь он не является регулятором или органом правоприменения?

– Действительно, мы должны знать, что происходит в реальной жизни граждан и деятельности организаций, в экономике, на местах; выявлять и анализировать существующие, а не придуманные проблемы. Без этого невозможно эффективно планировать законотворческую деятельность, готовить востребованные государством и обществом законопроекты, в том числе в сфере предпринимательства.

Условно можно выделить две основные применяемые нами формы изучения правоприменительной практики: плановую и внеплановую.

Первая форма используется в рамках подготовки и реализации ежегодных документов планирования. В этом помогает метод направления запросов в органы правоприменения и анализа полученных ответов. Помимо этого, как уже говорилось, мы проводим собственную исследовательскую работу для выявления коллизий, противоречий в законодательстве, правовых норм с неоднозначным толкованием. Есть еще нереализованные отсылочные (бланкетные) нормы, а также устаревшие, недействующие и неэффективные правовые предписания.

Достоинством плановой формы можно назвать ее системность и основательность, более объективированный результат. Он достигается за счет изначально большего времени на сбор и обработку информации, ее критический анализ и проверку. Нельзя также забывать о более-менее четких стадиях, критериях и методах работы, требованиях к ее результату, наработанных практикой НЦЗПИ.

Недостаток в том, что такая форма изначально исходит не от практиков-правоприменителей, а от законопроектного учреждения. Мы сами, а не правоприменители формулируем тему, а здесь не исключен определенный субъективизм и ошибки.

Частично сгладить недостатки плановой формы выявления правоприменительной практики позволяет внеплановая. В ее рамках главный прямой или косвенный инициатор изучения такой практики – правоприменитель-практик. НЦЗПИ реализует такую форму при анализе информации о проблемах, связанных с тем или иным законом, полученной в ходе текущей работы с обращениями граждан и юридических лиц, запросами госорганов, поручениями Администрации Президента, во время публичных выступлений, лекций, семинаров, круглых столов и форумов, а также при мониторинге публикаций в печатных и электронных СМИ, ресурсов сети Интернет.

Изучению правоприменительной практики в сфере экономического законодательства во многом помогают дискуссии на ежегодной практической конференции «Влияние правоприменительной практики на развитие предпринимательства в Республике Беларусь». Ее мы организуем совместно с Верховным Судом при поддержке ООО «ЮрСпектр». Это мероприятие предоставляет эффективный канал для обмена мнениями, профессиональной экспертной оценки новелл законодательства и предполагаемых изменений с точки зрения практики. Кстати, в этом году конференция состоится 24 ноября. Будем рады видеть на ней всех заинтересованных лиц.

 – Можете ли приоткрыть завесу над планируемыми в ближайшее время изменениями в сфере экономического законодательства?

Как я уже говорил, сейчас формируется план законопроектов на 2018 г. Пока он находится в стадии согласования. Мы предполагаем, что в него войдут проекты, предусматривающие изменение законов «О рекламе», «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», «Об аудиторской деятельности».

Из тех законопроектов, которые сейчас разрабатываются при участии НЦЗПИ, я бы выделил «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»». Его основной разработчик – Министерство экономики – предполагает:

  • создать механизм, позволяющий реструктуризировать долги хозяйственных обществ (так сказать, долги в обмен на акции);
  • сформировать новый институт – дополнительные вклады участников, не увеличивающие уставный фонд хозяйственного общества. Это даст возможность использовать дополнительные механизмы стабилизации его финансово-хозяйственной деятельности. Данный инструмент, как анонсируется, позволит участникам заключить соответствующий договор и оперативно направить на развитие хозяйственного общества деньги либо иное имущество;
  • отменить ограничение по количеству акционеров ЗАО и обязательность преимущественного права покупки акций, отчуждаемых такими акционерами. Участники получат право по своему усмотрению закреплять в уставе данную возможность. Предлагаемые нововведения, принципиально не меняя деления АО на открытые и закрытые, позволят ОАО (с любым количеством акционеров) самостоятельно изменить свой публичный статус, если не будет заинтересованности в публичности и стремления к активному привлечению инвестиций.

Еще одно планируемое нововведение – включение в Закон «О хозяйственных обществах» норм, направленных на повышение эффективности деятельности членов органов управления, а также иных работников хозяйственного общества. Законопроект предлагает разрешить безвозмездную передачу или продажу акций (долей) членам органов управления и иным должностным лицам хозяйственного общества. Такой подход может мотивировать их и обеспечить личную заинтересованность в развитии хозяйственного общества.

Предполагается исключить запрет на заключение акционерного соглашения (договора об осуществлении прав участников ООО) всеми акционерами (участниками ООО).

Подчеркну: все вышесказанное относительно нововведений пока лишь идеи, предварительные предложения. Их реализация в окончательном варианте законопроекта будет зависеть от различных факторов, включая согласованную позицию многих заинтересованных субъектов.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2017, № 11