Ирина Бабачёнок

заместитель директора Департамента по предпринимательству Министерства экономики Республики Беларусь

ООО «ЮрСпектр» 15.07.2022 провело круглый стол на тему «Административные процедуры для юридических лиц и ИП: что нужно знать и куда обращаться». На этом мероприятии Ирина Вячеславовна Бабачёнок осветила основные нюансы, новшества в сфере регулирования и осуществления административных процедур, а также ответила на вопросы участников.

1. Изменения и иерархия системы регулирования

Отправной точкой нового этапа в государственном регулировании административных процедур для бизнеса является Указ от 25.06.2021 N 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» (далее — Указ N 240). Основная цель подготовки документа — совершенствование порядка осуществления административных процедур в отношении субъектов хозяйствования, оптимизация и цифровизация действующих административных процедур. Указ N 240 предусматривает:

— трехуровневую систему регулирования административных процедур;

— проведение работы по сокращению и упрощению общего регулирующего воздействия административных процедур на условия ведения экономической деятельности;

— цифровую трансформацию процессов взаимодействия органов власти с субъектами хозяйствования;

— создание реестра административных процедур.

Что же означает трехуровневая система регулирования административных процедур, рассмотрим ниже.

1.1. Законодательный уровень: принципы и механизмы

Первый уровень формируют Закон от 28.10.2008 N 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон об административных процедурах) и Указ N 240.

В частности, Указом N 240 определены подходы и принципы осуществления административных процедур, заложены механизмы снижения административной нагрузки на субъекты хозяйствования, включая цифровую трансформацию процессов взаимодействия государственных органов и субъектов хозяйствования.

Примечание
В дальнейшем планируется основные положения имплементировать в Закон об административных процедурах.

Принципиально новым явилось:

1) закрепление нормы о том, что осуществление административных процедур, не включенных в единый перечень, не допускается (ч. 3 п. 2 Указа N 240);

2) появление у уполномоченных государственных органов (организаций) новых ролей:

орган-регулятор — государственный орган, иная организация, к компетенции которых относится реализация государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений, в том числе введение, регулирование порядка осуществления, отмена, оптимизация и цифровизация административной процедуры;

уполномоченный орган — государственный орган, иная организация, их структурное подразделение, межведомственная или другая комиссия, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры.

За каждой административной процедурой закреплен орган-регулятор, к которому следует обращаться при возникновении вопросов по порядку ее прохождения и иным практическим аспектам ее осуществления (абз. 3 ч. 2 п. 2, п. 3 Указа N 240).

1.2. Уровень Правительства: фиксация перечня административных процедур

На втором уровне утверждается единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, а также обеспечивается практическая реализация подходов, принципов и механизмов, определенных законодательными актами. Постановлением Правительства от 24.09.2021 N 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования» (далее — постановление N 548) утвержден единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования (далее — перечень N 548), и установлена форма регламента административной процедуры.

Перечень N 548 консолидирует все административные процедуры для бизнеса. Его сегодняшнее содержание складывалось следующим образом.

Одной из основных целей принятия Указа N 240 является поэтапное снижение административной нагрузки на субъекты хозяйствования:

на первом этапе (завершен в марте 2022 г.) оптимизируются административные процедуры, необходимость осуществления которых предусмотрена в постановлениях Правительства;

на втором этапе (2022 г.) — административные процедуры, предусмотренные в законодательных актах;

на третьем этапе (2022 — 2023 гг.) — административные процедуры, закрепленные в международных соглашениях (договорах), в том числе законодательстве ЕАЭС.

В рамках реализации первого этапа было разработано и принято постановление N 548 — основа для поэтапного снижения административной нагрузки. Для решения задачи по оптимизации при Минэкономики сформировано 9 рабочих подгрупп по рассмотрению предложений по оптимизации административных процедур.

Примечание

В состав рабочих подгрупп общей численностью более 300 человек вошли сенаторы и депутаты, представители государственных органов и бизнес-сообщества.
Оптимизация административных процедур обеспечивалась за счет:
— исключения избыточных согласований в рамках их осуществления;
— исключения избыточных требований по представлению документов и (или) сведений, предъявляемых к заинтересованным лицам;
— уменьшения сроков осуществления административных процедур и административных действий;
— уменьшения стоимости административной процедуры.

При этом снижение административной нагрузки осуществлялось по следующим направлениям:
исключение избыточных административных процедур;
исключение избыточных административных действий;
упрощение административных процедур (административных действий);
сокращения стоимости административных процедур.

Исключение административной процедуры рассматривалось, если не приводило к снижению качества исполнения государственной функции в соответствующей сфере общественных отношений.
Исключение административного действия осуществлялось, если его исключение из административной процедуры позволяло достичь результата без дополнительных затрат для субъектов хозяйствования.

Упрощение административных процедур и административных действий осуществлялось путем:
сокращения количества документов, представляемых субъектами хозяйствования для осуществления административной процедуры, в том числе за счет получения уполномоченными органами необходимых сведений от других государственных органов, иных организаций, а также из государственных информационных ресурсов (систем), регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных;
применения новых форм документов, позволяющих устранить необходимость многократного представления идентичной информации;
сокращения сроков осуществления административной процедуры, в том числе за счет делегирования отдельным должностным лицам уполномоченного органа полномочий на принятие административного решения либо за счет автоматизации данного процесса;
снижения количества взаимодействий между субъектами хозяйствования и уполномоченными органами, в том числе за счет консолидации административной процедуры в службе «одно окно» и перехода уполномоченных органов к межведомственным согласованиям при осуществлении административной процедуры (в том числе электронному взаимодействию), цифровизации административной процедуры путем перевода ее в электронный вид.

В рамках первого этапа оптимизации:

1) проанализированы 504 административные процедуры из 1278 включенных в перечень N 548;

2) по 155 административным процедурам принято решение об оптимизации;

3) 232 процедуры исключены;

4) 57 процедур добавлены (введено новое регулирование либо в существующих процессах выявлены признаки административной процедуры).

Принятые решения нашли отражение в трех масштабных актах Правительства:

постановлении от 25.03.2022 N 174. Оно внесло изменения в перечень N 548;

постановлении от 25.03.2022 N 175. Это результат первой оптимизации НПА с точки зрения недостающего и существующего регулирования порядка осуществления административных процедур;

постановлении от 25.03.2022 N 176 «Об утверждении регламентов административных процедур».

В результате к моменту старта второго этапа оптимизации перечень N 548 содержал 1103 административные процедуры.

Сравнивая единые перечни административных процедур N 548 и N 156, можно отметить, что:

1) предыдущий перечень имел в том числе правоустанавливающую функцию: перечень был единственным документом, на который ссылались при установлении обязательности прохождения административной процедуры;

2) действующий перечень является перечнем в собственном смысле слова. Его задача состоит в фиксации осуществляемых в Беларуси в соответствии с иными НПА административных процедур. При этом перечень N 548 не устанавливает новых прав и не порождает новых обязанностей для субъекта хозяйствования.

В настоящее время начат второй этап оптимизации административных процедур, предусмотренных в законодательных актах (кодексы, законы, акты Главы государства). Согласно плану работ на 2022 г. предусмотрено отработать 750 процедур.

1.3. Ведомственный уровень: регламенты административных процедур

На третьем уровне органами-регуляторами осуществляется разработка и утверждение регламентов административных процедур — пошаговых алгоритмов административных процедур (абз. 3 п. 3 Указа N 240, приложение к Указу N 240), а также перевод их осуществления в электронную форму.

На сегодня утверждены регламенты не для всех административных процедур, активная работа в этом направлении продолжается. Ожидается, что в скором времени будут созданы регламенты по всем административным процедурам.

2. Государственные электронные ресурсы и их возможности

В целях обеспечения доступности информации об административных процедурах для субъектов хозяйствования в марте 2022 г. Минэкономики запустило интернет-ресурс: реестр административных процедур (п. 7 и 8 Указа N 240).

Задача реестра — предоставить в максимально удобной форме официальную информацию обо всех административных процедурах, осуществляемых государственными органами и организациями Республики Беларусь в отношении бизнеса.

Реестр поможет сформировать у предпринимателя общее представление о существующем государственном регулировании в интересующей области. Удобное ознакомление с требованиями и порядком прохождения административных процедур, исходными НПА повысит его правовую осведомленность, сузит круг поиска детальной информации и поможет составить собственный план юридически значимых действий.

Реестр содержит актуальные данные об административных процедурах (стоимость, перечни, формы представляемых документов, сроки принятия решений и их действия), а также о местах обращений за ними (адреса уполномоченных органов, режимы их работы, контактные телефоны специалистов, банковские реквизиты для оплаты и т.д.).

В настоящее время в реестре отражены 749 административных процедур, при этом информация на ресурсе ежедневно дополняется и актуализируется.

Административные процедуры для удобства пользования скомпилированы по логике перечня N 548 — по сферам деятельности, с сохранением нумерации процедуры.

На сайте реализовано несколько способов поиска процедур:

— фильтр по сфере бизнеса;

— поиск по сфере регулирования;

— интеллектуальный поиск по ключевым словам.

Кроме того, например, индивидуальный предприниматель может скрыть для показа административные процедуры, необходимые исключительно для юридических лиц, и наоборот. Отдельный фильтр предназначен для нерезидентов Республики Беларусь.

Также посредством ресурса можно:

— задать вопрос по прохождению административной процедуры и прочитать ответы на наиболее часто задаваемые по ней вопросы;

— оставить обратную связь для владельца и оператора реестра, где можно указать пожелания и претензии к функционированию реестра, обнаруженным ошибкам и т.д.

Особенностью реестра является инструмент прохождения деловых ситуаций. Он спроектирован в виде советника, который по шагам проведет предпринимателя безопасным и юридически выверенным путем для решения типовой бизнес-ситуации, но с учетом конкретных обстоятельств. Алгоритм примет во внимание особенности и возможности предпринимателя и в процессе диалога аргументированно предложит полный набор шагов, которые приведут его к решению поставленной задачи. В настоящее время деловые ситуации формируются и не доступны к просмотру пользователям.

Еще один цифровой сервис в сфере административных процедур для бизнеса — это единый реестр лицензий (далее — ЕРЛ). С 01.07.2020 подтверждение наличия лицензии может осуществляться путем обращения к ЕРЛ посредством глобальной компьютерной сети Интернет. Информация, содержащаяся в ЕРЛ, является открытой. Пользователям обеспечено бесперебойное функционирование ЕРЛ 24 часа в сутки 7 дней в неделю. В настоящее время в ЕРЛ включены сведения в отношении более 55000 лицензий, из них почти 53000 — действующие.

Минэкономики начата работа по цифровизации процедур лицензирования. В ее основу положен законопроект «О лицензировании» (принят Палатой представителей в первом чтении в декабре 2021 г.).

Цифровизация лицензирования позволит обеспечить эффективное информационное взаимодействие всех участников процесса в общегосударственном масштабе. Еще один плюс цифровизации — это возможность в режиме реального времени отслеживать все этапы лицензирования, от подачи заявлений до прекращения действия лицензии через специализированную информационную систему в личном кабинете; обеспечивать оперативный доступ к информации по выданным лицензиям. Кстати, такая прозрачность процессов создает стимул для повышения качества работы лицензирующих органов, поскольку помогает отслеживать показатели их деятельности и выстраивать рейтинг эффективности такой работы.

С учетом перехода в цифровое пространство законопроектом закрепляется принципиально новый подход в лицензировании — реестровый принцип подтверждения прав. Иными словами, теперь лицензия станет не разрешением на осуществление вида деятельности, а правом ее осуществления. Подтверждение таких прав лицензиатов предусматривается посредством электронного запроса в ЕРЛ либо визуального ознакомления с соответствующей экранной формой, что полностью исключает необходимость получения лицензии как документа (бумажного или даже электронного), а также затраты с этим связанные (на изготовление, хранение, транспортировку, размножение, изготовление при внесении изменений и дополнений, получение дубликата документа в случае его утери).

Обратите внимание!
Сейчас в Беларуси специальное разрешение (лицензия) — это все еще бумажный документ на бланке строгой отчетности.

3. Цифровизация административных процедур

Указом N 240 введен принцип цифровой трансформации административных процедур, под которым понимается максимально возможное использование информационных технологий в процессе осуществления административных процедур, в том числе путем их перевода в электронную форму.

В рамках реализации данного принципа, с одной стороны, обеспечивается автоматизация, информатизация и переход на цифровые технологии осуществления административных процедур, а с другой — перевод административных процедур в электронную форму. При этом необходимо вести речь не только о цифровизации процессов подачи (отзыва) заинтересованным лицом заявления об осуществлении административной процедуры, жалобы на принятое административное решение, но и о цифровизации непосредственных процессов осуществления уполномоченными органами административных процедур. Мероприятия по цифровизации процедуры могут реализовываться только после проведения органом-регулятором совместно с уполномоченными органами оптимизации и упрощения административной процедуры, оценки экономической целесообразности перехода к цифровым технологиям.

Перечень административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг, собран в постановлении Совмина от 06.05.2020 N 271. Также с таким перечнем можно ознакомиться на сайте НЦЭУ.

Сегодня перечень содержит указание на 86 административных процедур, 79 из которых совершаются в отношении субъектов хозяйствования.

Перечень административных процедур, прием заявлений и выдача решений по которым осуществляются через службу «одно окно», закреплен постановлением Правительства от 17.10.2018 N 740. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей данный сервис доступен по 47 процедурам.

Для обеспечения комплексного анализа законодательства, перестройки бизнес-процессов осуществления административных процедур и ускорения их цифровизации в структуре ОАО «Банк развития Республики Беларусь» в соответствии с постановлением Правительства от 15.11.2021 N 646 создано специализированное агентство сервисизации и реинжиниринга.

4. Вопросы-ответы

Вопрос 1: При обращении за административной процедурой, для которой нет регламента, на что ориентироваться субъекту хозяйствования, в том числе впервые обращающемуся за ней? Как определить, найти необходимые законодательные акты, постановления Совмина, устанавливающие ее стоимость, пакет документов?

Ответ: В едином перечне N 548 имеются сведения:

— об уполномоченном органе, который осуществляет административную процедуру;

— сроке совершения административной процедуры;

— плате за нее. Если это:

1) госпошлина, то необходимо руководствоваться приложением 2 к НК;

2) плата за услуги, то стоимость формируется из экономически обоснованных затрат и рентабельности не выше 10%.

Найти порядок расчета стоимости административной процедуры можно на сайте органа-регулятора. А по запросу субъекта хозяйствования уполномоченный орган обязан выдать детализацию формирования конкретной цены за административную процедуру (абз. 3 ч. 2 п. 5 Указа N 240; абз. 3 п. 3 приложения к Указу N 240; постановление Минэкономики, Минтруда и соцзащиты от 23.08.2013 N 63/86 «О порядке расчета экономически обоснованных затрат, связанных с осуществлением административных процедур»).

Обратите внимание!
При проведении административных процедур, связанных, например, с экспертизой товаров, продукции, плата может быть определена по факту, в зависимости от понесенных на нее расходов.

Для уточнения пакета документов, нормативного регулирования и иных вопросов совершения административной процедуры можно:

— воспользоваться поиском в базе правовой информации;

— обратиться в орган-регулятор, который закреплен в едином перечне N 548, используя указанные на его сайте контакты.

Вопрос 2: Рассматривается ли возможность введения сложных многоступенчатых административных процедур, например, процедуры регистрации юридического лица, вида деятельности (розничная торговля, с проведением связанных административных процедур (лицензирование и т.д.), или строительная деятельность), от получения разрешения до ввода в эксплуатацию?

Ответ: Перечень N 548 уже сегодня содержит ряд процедур, которые можно отнести к многоступенчатым (п. 8 ст. 1 Закона об основах административных процедур). При этом одна из основных целей работы по оптимизации административной нагрузки на бизнес как раз и состоит в том, чтобы на основе анализа деловых ситуаций сформировать возможность «пакетного» прохождения нескольких связанных административных процедур и получения на выходе готового бизнес-решения, что сократит издержки: временные, финансовые, документарные и т.д.

Вопрос 3: Теперь лицензирование деятельности содержится в перечне N 548 (в перечне N 156 отсутствовало). Что означает такое изменение для субъекта хозяйствования?

Ответ: Как было отмечено выше, Указ N 240 закрепил правило о том, что если административной процедуры нет в перечне N 548, то она не может быть реализована на территории Беларуси. Поскольку лицензирование является классической административной процедурой, то в логике новых подходов соответствующие процедуры отражены в перечне N 548. При этом, как мы уже говорили, перечень N 548 не порождает для субъектов новых прав и не создает обязанностей, а является по своей природе фиксирующим списком. В существующем правовом поле изменения в сфере лицензирования могут быть закреплены только на уровне законодательного акта. О грядущих новеллах также упоминалось выше.

Вопрос 4: При участии организации в тендерах на поставку продукции за пределы Беларуси зачастую требуют выписку из ЕГР на бумажном носителе с синей печатью, не принимая ее в новом формате (.pdf). На что посоветуете сослаться, чтобы представленной в формате .pdf выписки было достаточно?

Ответ: С одной стороны, это может быть требование конкретного контрагента и повлиять на это вряд ли возможно.

С другой, это может быть отсутствие международных договоренностей о взаимном признании соответствующего документа. В этом случае необходима работа на уровне Правительств соответствующих государств.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex