С административными процедурами нам приходится сталкиваться довольно часто. То надо получить в госоргане либо иной организации справку, выписку или иной документ, то обратиться за совершением того или иного действия. Поэтому полезно знать порядок обращения, сроки административных процедур, виды административных решений и особенности их обжалования.

Понятие административной процедуры и необходимые документы и (или) сведения

Административные процедуры – это действия, осуществляемые госорганами или иными организациями по заявлениям граждан (п. 1 ст. 1 Закона N 433-З). Например, выдача справок о месте работы, службы и занимаемой должности, размере зарплаты, выдача выписки из трудовой книжки, дубликатов документов, регистрация рождения, постановка на учет.

Уполномоченные органы, осуществляющие административные процедуры, определяет перечень N 200, постановления Совмина и иные НПА (п. 2, 3 ст. 3 Закона N 433-З). Осуществляются административные процедуры по месту жительства (месту пребывания, когда регистрация по такому месту обязательна). Если речь идет о недвижимом имуществе, то по месту его нахождения (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 433-З).

Для начала следует узнать график приема граждан на официальном сайте госоргана или иной организации. Например, график приема граждан в Минюсте при обращении за предоставлением сведений из ЕГР можно изучить здесь. Затем нужно обратиться с устным или письменным заявлением, направить его нарочным (курьером) или почтой. Заявление регистрируется в день подачи (п. 2 ч. 1, п. 3, абз. 2, 3 п. 4 ст. 14, п. 1 ст. 16 Закона N 433-З).

На заметку
Госорган или иная организация не вправе отменить прием или перенести его, даже если причина отсутствия работника уважительная (болезнь, отпуск, служебная командировка и т.д.). В этом случае отсутствующего работника обязаны заменить (п. 4 ст. 6 Закона N 433-З).

Удобно подавать заявления в электронной форме через единый портал электронных услуг (portal.gov.by), но для этого потребуется получить к нему доступ (п. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 433-З). Правда, таким способом можно воспользоваться лишь в отношении 7 административных процедур (например, для регистрации иностранца, временно прибывшего в Беларусь). Наименования этих процедур, уполномоченные госорганы или иные организации и способы доступа определяет соответствующий перечень.

Административная процедура может быть как платной, так и бесплатной. Например, за регистрацию договора аренды нежилого помещения придется уплатить 0,2 базовые величины. А вот за справку о расчетах за электроэнергию платить не надо (п. 1.14, 10.7 перечня N 200).

Обратите внимание!
Если для осуществления бесплатной административной процедуры гражданин не представит необходимые документы и (или) сведения, исполком может запросить их у госорганов и иных организаций за плату. Но тогда гражданину придется оплатить выдачу таких документов и (или) сведений.

В заявлении об осуществлении административной процедуры следует указать:

— наименование органа, в который оно подается;

— Ф.И.О., место жительство (место пребывания) заявителя. Для ИП дополнительно указать регистрационный номер в ЕГР, наименование госоргана (иной организации), осуществившего регистрацию;

— наименование административной процедуры;

— перечень документов и (или) сведений (при наличии), представляемых с заявлением. Например, для согласования проектной документации в Минкультуры нужно предъявить заявление и проектную документацию с общей пояснительной запиской (п. 8.8 перечня N 200);

— сведения об оплате административной процедуры посредством системы «Расчет» (учетный номер операции или отметка о платеже), если она использовалась. Если заявитель полностью освобожден от платы, нужно представить подтверждающий это документ. В случае частичного освобождения — документ, доказывающий право на освобождение;

— подпись гражданина или его представителя (п. 5, 7 ч. 1 ст. 14 Закона N 433-З). Полномочия представителя нужно подтвердить доверенностью. Причем личное участие в административной процедуре не лишает права на представителя, и наоборот (п. 1, 5 ст. 8 Закона N 433-З).

При подаче заявления в электронной форме действуют определенные требования к документам и (или) сведениям.

Документ, подтверждающий внесение платы за административную процедуру посредством системы «Расчет», представлять не нужно (п. 1 ч. 3 ст. 15 Закона N 433-З).

Уполномоченный орган при подаче заявления не вправе требовать иные документы и (или) сведения, кроме включенных в соответствующие перечни. Исключение составляют документы, удостоверяющие личность, подтверждающие регистрацию ИП или полномочия представителя (п. 2 ст. 15 Закона N 433-З). Так, при газификации одноквартирного жилого дома исполком не может потребовать справку о возмещении затрат на газификацию (п. 10.3 перечня N 200, ч. 1 подп. 2.1 п. 2 Директивы N 2).

Обратите внимание!
Уполномоченный орган вернет документы и (или) сведения, если гражданин отзовет заявление до окончания административной процедуры. Это не касается заявления, поданного в электронной форме. Форма отзыва должна быть такой же, что и у заявления (ст. 18 Закона N 433-З).

Срок осуществление административной процедуры

Срок административной процедуры не может превышать 15 дней. Когда требуется сделать запрос в другие госорганы или организации, срок продлевается до месяца. Днем окончания административной процедуры считается день принятия административного решения. Соответственно, его должны принять до истечения отведенного на процедуру срока, в том числе оформить справку или иной документ, внести данные в регистр или реестр и т.д. (п. 2 ч. 1, 2, п. 3 ст. 12 Закона N 433-З).

Обратите внимание!
Срок административной процедуры приостанавливается, если запрос о представлении необходимых для административной процедуры документов и (или) сведений направляется в иностранные органы (п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона N 433-З).

Окончание административной процедуры

После рассмотрения заявления уполномоченный орган принимает административное решение:

— об отказе в принятии заявления. Такое решение принимается в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления, если в нем не соблюдаются требования к форме и содержанию, не хватает необходимых документов или сведений или рассмотрение заявления не относится к компетенции органа. В последнем случае уполномоченный орган укажет соответствующий орган либо самостоятельно направит ему заявление с уведомлением заявителя об этом, а также вернет документы и (или) сведения. Отказ в принятии заявления не препятствует его повторной подаче после устранения недостатков (ст. 17 Закона N 433-З);

— отказе в осуществлении административной процедуры, если заявитель представил не соответствующие законодательству, недействительные или поддельные документы и т.д.;

— осуществлении административной процедуры (ст. 24 Закона N 433-З).

Административное решение, принятое в устной форме в ходе приема, объявляется тут же. Решение в письменной форме (копия, выписка из него) либо извещение о нем выдают заявителю на руки или пересылают по почте (нарочным), в электронной форме — направляют через единый портал электронных услуг. На это отводится 7 рабочих дней со дня принятия решения (п. 1 ст. 27 Закона N 433-З). Кроме того, за административным решением (его копией, выпиской из него) можно прийти лично (п. 2 ст. 27 Закона N 433-З).

Обратите внимание!
Срок на выдачу, пересылку решения не входит в срок административной процедуры. 

Административное решение вступает в силу со дня принятия, если не устанавливается иной срок (п. 1 ст. 28 Закона N 433-З). Изменения и (или) дополнения вносятся в решение по заявлению, как правило, бесплатно в 10-дневный срок со дня его регистрации. При этом платить за устранение ошибок (неточностей) не придется, если в них виноват уполномоченный орган. В указанный срок при необходимости выдадут и дубликат административного решения (п. 1, 2 ст. 28-1 Закона N 433-З).

Обжалование административного решения

В случае несогласия с административным решением его можно обжаловать в госорган (организацию), вышестоящий для органа, принявшего административное решение. В судебном порядке решение обжалуется после соблюдения внесудебного порядка. Однако если вышестоящего органа нет, решение можно обжаловать непосредственно в суд (ст. 30 Закона N 433-З).