Андрей Шушкевич

аспирант кафедры международного экономического права БГЭУ, главный инспектор отдела таможенных расследований главного управления организации борьбы с контрабандой и посттаможенного контроля Государственного таможенного комитета Республики Беларусь

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни являются правоохранительными органами <*>. Одна из их функций – борьба с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями, производство по делам о которых входит в компетенцию таможенных органов.

Производство по каким административным правонарушениям входит в компетенцию таможенных органов?

Таможенные органы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по 45 составам правонарушений, включенных в особенную часть КоАП <*>.

Таможенные органы также рассматривают дела по 21 составу административных правонарушений, вынося по ним постановления и привлекая к административной ответственности виновных лиц <*>. Дела об административных правонарушениях, которые таможенные органы не вправе рассматривать самостоятельно, рассматривают суды.

Какие нарушения относятся к самым распространенным?

Самыми многочисленными административными правонарушениями, выявленными в 2017 г. таможенными органами, стали правонарушения:

— по ст. 11.44 «Нарушение установленного срока представления статистической декларации либо отсутствие такой декларации» КоАП;

— ст. 14.1 «Перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время» КоАП;

— ст. 14.2 «Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров или утрата документов на них» КоАП;

— ст. 14.6 «Нарушение требований и условий таможенной процедуры, порядка использования и распоряжения условно выпущенными товарами» КоАП;

— ч. 1–3 ст. 14.5 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» КоАП.

Больше всего протоколов об административных правонарушениях было составлено в отношении лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное ч. 9 ст. 13.6 «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа» КоАП.

Какими могут быть причины неуплаты или неполной уплаты налогов, сборов (пошлин), таможенных платежей?

Статья 13.6 КоАП, кроме частого применения, вызывает интерес и по той причине, что неуплата либо несвоевременная уплата налога, сбора (пошлины), таможенного платежа происходит по различным основаниям. К наиболее типичным можно отнести:

1) неверную классификацию товара, помещаемого под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. В данном случае субъект хозяйствования в декларации на товары указывает код с неверной ставкой ввозной таможенной пошлины, которая ниже ставки, подлежащей уплате. Это влечет ненадлежащее исполнение обязанности по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в установленный срок;

2) несоблюдение сроков поэтапного погашения рассрочки по НДС, которая предоставляется субъектам хозяйствования в соответствии с Декретом № 16 <*>.

В частности, при ввозе на территорию Беларуси товаров, которые классифицируются в определенных товарных позициях ТН ВЭД ТС и в отношении которых применяется нулевая ставка ввозной таможенной пошлины, организациям и ИП предоставляется рассрочка по НДС на год с уплатой ежемесячно 1/12 начисленной суммы.

По различным причинам сроки уплаты нарушаются субъектами хозяйствования, что также влечет административную ответственность;

3) нарушение сроков уплаты таможенных платежей, связанное с несоблюдением положений Декрета № 10 <*>.

Так, инвестор и (или) организация, реализующая инвестиционный проект <*>, в период действия инвестиционного договора освобождаются от ввозных таможенных пошлин и НДС при ввозе на территорию Беларуси технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), необходимого для реализации инвестиционного проекта.

Если инвестиционный договор прекращается по основаниям иным, чем исполнение инвестором и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору, в отношении такого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, подлежат уплате ввозные таможенные пошлины и НДС. Данное обязательство наступает в день, следующий за днем прекращения инвестиционного договора.

На практике случается, что инвестиционные договоры прекращаются до исполнения. В результате идет речь о неправомерности применения освобождения от ввозных таможенных пошлин и НДС. Как следствие, возникает основание для привлечения к административной ответственности.

В качестве примера привлечения юридического лица к административной ответственности за неуплату в установленный срок таможенных платежей приведем следующий случай.

Пример

В пункте таможенного оформления декларант – ТЧУП «А» 15 декабря 2017 г. поместил под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления гидроманипулятор JONSERED, поступивший из Великобритании. Этот товар декларант классифицировал по ТН ВЭД ЕАЭС в товарную подсубпозицию «погрузчики лесоматериалов манипуляторного типа, с момента выпуска которых прошло 3 года» с применением ставки ввозной таможенной пошлины 0 % от таможенной стоимости товара.

В ходе таможенной проверки выяснился факт неверной классификации данного товара. Гидроманипулятор JONSERED следовало классифицировать в подсубпозицию «прочие механизмы, предназначенные для монтажа на дорожных автотранспортных средствах». Для нее действует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 5 % от таможенной стоимости товара.

Это обстоятельство повлекло ненадлежащее исполнение обязанности по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в срок в размере BYN 8230. Таким образом, ТЧУП «А», являясь плательщиком, не полностью уплатило в установленный срок таможенные платежи. И значит, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 9 ст. 13.6 КоАП.

На какие изменения законодательства об административной ответственности стоит обратить внимание субъектам хозяйствования? Смогут ли эти изменения изменить сложившуюся практику?

Ожидаемым событием для отечественных субъектов хозяйствования, в том числе осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, стало вступление в силу 31 января 2018 г. Закона № 95-З <*>.

Внесенные в административное и административно-процессуальное законодательство изменения существенно смягчили, а в отдельных случаях и отменили ответственность субъектов хозяйствования и их должностных лиц за совершенные деяния.

Так, абз. 5 ст. 5.5 «Иные обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением» КоАП установлено, что не является административным правонарушением при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда не позднее трех рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, а также международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС – неуплата или неполная уплата в установленный срок юридическим лицом или ИП таможенного платежа, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица, в размере не более 1 % от уплаченных сумм таможенных платежей за каждый календарный год, в котором было совершено такое деяние.

В связи с указанным у субъекта хозяйствования есть возможность избежать установленной законом ответственности за неуплату или неполную уплату таможенного платежа на сумму больше 10 базовых величин. Это касается и должностных лиц юридического лица. Речь в данном случае идет об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 13.6 «Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа» КоАП.

Новые обстоятельства, смягчающие административную ответственность, дополнили ч. 1 ст. 7.2 «Обстоятельства, смягчающие административную ответственность» КоАП. Это, в частности:

— добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

— добровольное сообщение об административном правонарушении лицом, которое его совершило, в орган, ведущий административный процесс;

— содействие правонарушителя органу, ведущему административный процесс, в установлении обстоятельств административного правонарушения.

  • Таким образом, у суда либо должностного лица таможенного органа, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, появилось больше оснований снижать размер налагаемых взысканий.

Существенно изменилась санкция, предусматривающей административную ответственность за непредставление в срок либо отсутствие статистической или периодической статистической декларации <*>.

Например, субъектом административной ответственности за это правонарушение может быть только физическое лицо. Кроме того, санкцию данной статьи дополнило административное взыскание в виде предупреждения, в ней больше не определяется нижний предел штрафа.

Обращаем внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 6.5 КоАП минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо, не может быть менее 0,1 базовой величины. В соответствии с ч. 6 ст. 6.5 КоАП при наложении штрафа на физическое лицо в случае признания им своей вины протокол об административном правонарушении не составляется, а выносится постановление о наложении административного взыскания. В таком случае применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления – не более 0,5 базовой величины.

Из санкций ч. 4 ст. 12.17, ч. 5–7, 9 и 11 ст. 12.23, ч. 1 ст. 12.30, ч. 1 и 2 ст. 14.2, ст. 14.3, 14.4, ч. 1 и 3 ст. 14.5, ч. 1 и 2 ст. 14.7 КоАП исключается конфискация как дополнительный вид административного взыскания.

Ожидается, что либерализация в Беларуси административного законодательства благотворно повлияет на развитие бизнеса. При этом заинтересованным лицам следует помнить: несмотря на изменения, административная ответственность за совершенные правонарушения все же осталась.

Как будет формироваться практика производства по административным делам, в которых не удалось установить нарушителя?

Заинтересованным лицам следует обратить внимание, что существенно изменились условия обращения в доход государства предмета административного правонарушения, если не удалось установить совершившее его лицо.

Так, направлять в суд материалы по административному правонарушению, которое влечет обращение предмета этого правонарушения в доход государства, допускается в двух случаях <*>:

1) вещи изъяты из оборота;

2) при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 «Перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время» КоАП.

Исключение составляют случаи, когда такое имущество принадлежит установленному лицу, которое не совершало этого административного правонарушения.

Таким образом, в ст. 14.1 КоАП институт неустановленного лица сохранил актуальность.

Данные изменения снижают расходы государства на хранение, реализацию и уничтожение изъятых товаров, которые в отдельных случаях являются скоропортящимися и быстро приходят в негодность. Кроме того, уменьшатся отрицательные последствия привлечения к административной ответственности для заинтересованных субъектов хозяйствования.

Для физических лиц несомненный интерес представляет новелла, исключившая административную ответственность, если зарегистрированное на территории иностранного государства транспортное средство в нарушение установленного порядка использовало лицо, не ввозившее его на таможенную территорию ЕАЭС <*>.

Каких принципов придерживаются таможенные органы, налагая административные взыскания?

Административное взыскание – мера административной ответственности, которая применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, и предупреждения новых правонарушений <*>.

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется для предупреждения новых административных правонарушений.

Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством.

В заключение можно сказать, что таможенные органы Республики Беларусь проводят объемную и сложную работу. Ее результат, с одной стороны, наполнение госбюджета, с другой – пресечение нарушений законодательства, в том числе путем формирования у заинтересованных лиц высокого уровня правосознания.

Опубликовано в журнале «Промышленно-торговое право», 2018, № 5