С 30.11.2021 Указ № 200 вносит ряд важных изменений в организацию адвокатской деятельности.

1. Адвокатские бюро и работающих индивидуально адвокатов исключат из Единого правового классификатора. Теперь соответствующую позицию «01.16.02.02» будут занимать лишь «Коллегии адвокатов. Юридические консультации». С учетом изложенного лица, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально, исключены из перечня субъектов, в отношении которых контролирующими (надзорными) органами может проводиться проверка. Кроме того, адвокатские бюро и работающие индивидуально адвокаты исключены как субъекты из ряда других указов: о государственной адресной соцпомощи, о некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом, о предоставлении безналичных жилищных субсидий (п. 1, абз. 2, 3, 6 п. 2, п. 4, 5, 7 перечня изменений к Указу № 200). Соответствующие изменения претерпел и Указ о некоторых вопросах адвокатской деятельности, которым утверждены два новых положения (п. 6 перечня изменений к Указу № 200):

— Положение о госрегистрации Белорусской республиканской и территориальных (Минской городской, областных) коллегий адвокатов;

— Положение о ликвидации территориальных (Минской городской, областных) коллегий адвокатов.

Обратите внимание!
В настоящее время действуют положения, которые среди прочего регулируют вопросы госрегистрации и ликвидации адвокатских бюро. В случае если собрание партнеров адвокатского бюро не примет в соответствии с законодательными актами в установленный срок решение о ликвидации адвокатского бюро, оно будет ликвидировано по решению Минюста по состоянию на 01.07.2021. Данное положение вступает в силу с 30.10.2021 (абз. 2 п. 2 Указа № 200, абз. 8 п. 6 перечня изменений к Указу № 200, п. 1 Указа № 265).

Помимо изложенного:

исключат обязанность представлять в Минюст электронную копию (в формате .doc или .rtf) устава при госрегистрации коллегии адвокатов, в том числе при госрегистрации изменений и (или) дополнений в ее устав (абз. 6 п. 3, абз. 5 п. 4, абз. 4 п. 7 Положения о госрегистрации (в ред. Указа № 200); абз. 6 п. 3, абз. 5 п. 4, абз. 3 п. 9 Положения о госрегистрации к Указу № 265);

предоставят право не предъявлять платежный документ, подтверждающий уплату госпошлины при госрегистрации коллегии адвокатов (в том числе госрегистрации изменений и (или) дополнений в устав), если госпошлина уплачена посредством использования автоматизированной информационной системы ЕРИП (абз. 8 п. 3, абз. 7 п. 4, абз. 6 п. 7 Положения о госрегистрации (в ред. Указа № 200); абз. 8 п. 3, абз. 7 п. 4, абз. 6 п. 9 Положения о госрегистрации к Указу № 265);

сократят срок направления уведомления в Минюст в случае изменения местонахождения коллегии адвокатов, наименования и (или) местонахождения юридической консультации, образованной территориальной коллегией адвокатов. Перечисленные организации обязаны будут направить соответствующее уведомление в течение не 10, а 5 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств (п. 8 Положения о госрегистрации (в ред. Указа № 200), п. 10 Положения о госрегистрации к Указу № 265);

исключат положение, согласно которому наличие у коллегии адвокатов устава со штампом о госрегистрации является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, а также за совершением иных юридически значимых действий, получение специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется. Вероятно, это связано с тем, что субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь (п. 18 Положения о госрегистрации к Указу № 265, подп. 3.11 п. 3 Декрета № 7).

2. Исключат право создавать фонд развития адвокатуры за счет отчислений территориальных коллегий адвокатов на ее содержание и иных источников, не запрещенных законодательством (абз. 9 п. 6 перечня изменений к Указу № 200).

3. Контроль за соблюдением законодательства об адвокатуре не будет входить в сферу контроля (надзора) контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки. Соответствующий контроль будет осуществляться в соответствии с законодательством об адвокатуре и адвокатской деятельности (абз. 4, 5, 7 п. 2 перечня изменений к Указу № 200).

4. Из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии, исключат «наличие стажа работы по специальности не менее 3 лет» (абз. 2, 3 п. 3 перечня изменений к Указу № 200).

5. В перечне документов, которые соискатель представляет для получения лицензии, отчет о результатах стажировки будет представляться лишь в случае прохождения такой стажировки (абз. 6, 7 п. 3 перечня изменений к Указу № 200).

6. Грубым нарушением законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий будет являться осуществление адвокатской деятельности, занятие выборных должностей в органах адвокатского самоуправления в период приостановления адвокатской деятельности, а также в период отстранения адвоката от осуществления профессиональных обязанностей по основаниям, предусмотренным законодательными актами, регулирующими лицензируемую деятельность (абз. 8 п. 3 перечня изменений к Указу № 200).