В проекте изменений в Налоговый кодекс заложены изменения, касающиеся исчисления акцизов в 2019 году. Со слов заместителя министра по налогам и сборам Эллы Селицкой, никаких глобальных новшеств в акцизной политике с 2019 года не предусматривается. Но мы постарались выделить из предлагаемых изменений наиболее важные, интересные и более детально остановимся на некоторых из них.

Особенности исчисления акцизов для спиртов, спиртосодержащей продукции и дизельного топлива при их использовании (реализации, передаче) не по целевому назначению

В Проекте комплексно регламентирована ситуация, когда подакцизная продукция <*>, приобретенная (полученная) для производства другой продукции, использована не по целевому назначению <*>. Для таких случаев предусмотрены особенности:

— признания плательщиком <*>;

— определения объекта налогообложения и налоговой базы <*>;

— определения момента фактической реализации <*>;

— применения ставок акцизов <*>.

Налоговая база

В Проекте планируется закрепить порядок определения налоговой базы при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется налоговыми органами (это с территории государств — членов ЕАЭС). Так, например, по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые ставки акцизов, такая база будет определяться как объем подакцизных товаров в натуральном выражении <*>.

Вышеприведенное положение не вносит какой-то особенной новизны. Аналогичная по сути норма уже содержится в ч. 1 п. 16 Протокола о порядке взимания косвенных налогов (приложение 18 к Договору о ЕАЭС).

Момент фактической реализации

В 2019 году для плательщиков планируется сохранить возможность определять момент фактической реализации (передачи) подакцизных товаров по мере их оплаты. Как и ранее, такое право будет предоставлено плательщикам при реализации (передаче) алкогольной продукции, слабоалкогольных напитков с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов, вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов, сидров (за исключением фруктово-ягодных) и (или) пива <*>.

Напомним, что в 2018 году аналогичная возможность предоставлена нормами Указа от 08.10.2014 N 471.

Подакцизные товары

Проектом по-новому изложена (расширена) такая группа подакцизных товаров, как моторные масла. Ожидается, что в 2019 году подакцизными товарами будут признаваться масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания <*>. В 2018 году эта группа включала в себя масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей <*>.

Планируется расширить и перечень товаров, не признаваемых подакцизными. С 2019 года он пополнится зерновым дистиллятом <*>.

Освобождение от акцизов

В 2018 году спирт при его реализации (отпуске) для производства лекарственных средств белорусским организациям, которым разрешено их производство, освобождается от акцизов <*>. Проектом предусмотрено дополнить эту норму «ветеринарными препаратами«. Таким образом, ожидается, что в 2019 году от акцизов будет освобождаться спирт, реализуемый (отпускаемый) для производства не только лекарственных средств, но и ветеринарных препаратов <*>.

Положения Указа от 25.04.2015 N 173, касающиеся освобождения подакцизных товаров, реализуемых производителями владельцам магазинов беспошлинной торговли, планируется полностью перенести в НК–2019 <*>.

Ставки акцизов

Напомним, ставки устанавливаются в белорусских рублях. И поэтому они ежегодно индексируются. Не станет исключением и 2019 год. Но индексация планируется не сплошная, а избирательная. Причем не обязательно на прогнозный показатель инфляции. Но вот что является несомненно уникальным случаем — Проектом предусмотрено и снижение ставок акцизов.

Теперь более детальная информация по некоторым группам подакцизных товаров <*>.

Предлагается не изменять (сохраняются на уровне второго полугодия 2018 года) ставки на: крепкий алкогольные напитки; вина плодовые крепленые марочные; пиво и пивной коктейль; дизтопливо с метиловыми эфирами жирных кислот; газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива.

Планируется уменьшить ставки на автомобильный бензин и дизельное топливо.

Ожидается увеличение ставок на: спирт этиловый из пищевого сырья, спирт синтетический, спирт этиловый технический денатурированный; вина фруктово-ягодные натуральные; вина натуральные, в том числе игристые, шампанские, газированные и шипучие; все табачные изделия; масла моторные, включая масла (жидкости), предназначенные для промывки (очистки от отложений) масляных систем двигателей внутреннего сгорания.

Обратите внимание!
В ставках акцизов Проектом предусмотрено дополнение в группе подакцизных товаров табачные изделия. Так, планируется введение отдельной ставки для табачных изделий, предназначенных для потребления путем нагревания <*>.

Предъявление (указание) сумм акцизов

В 2018 году плательщик обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров (собственнику давальческого сырья) соответствующую сумму акцизов. В первичных учетных и (или) расчетных документах соответствующая сумма акцизов указывается отдельной строкой <*>. В 2019 году Проектом планируется удалить из этой нормы упоминание расчетных документов. Таким образом, предъявляемая сумма акцизов должна будет указываться только в первичных учетных документах <*>.

Возврат подакцизных товаров

Проектом планируется закрепить следующее положение. В случае возврата подакцизных товаров, по которым акцизы исчислены и уплачены, уплаченные суммы акцизов по этим товарам исключаются из сумм, подлежащих уплате в бюджет за тот налоговый период, в котором имел место возврат подакцизных товаров <*>.