Майковский Вячеслав Станиславович, заместитель начальника главного управления — начальник управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь


ООО «ЮрСпектр» проведен круглый стол «Актуальные вопросы прослеживаемости и маркировки товаров. Обзор действующего законодательства в сфере маркировки и прослеживаемости товаров». В ходе мероприятия спикер рассказал о нюансах оформления и использования электронных накладных и предстоящих изменениях, об актуальных вопросах маркировки товаров унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации, прослеживаемости товаров.

1. Указание GLN и GTIN в электронных накладных

Источник информации о международных идентификационных номерах участников хозяйственной операции (GLN), международных идентификационных номерах товаров GTIN — это межведомственная распределенная информационная система «Банк данных электронных паспортов товаров» (ePASS). При заполнении электронной накладной грузоотправитель должен указывать GLN и GTIN (за исключением GTIN-8), которые содержатся в ePASS. EDI-провайдер должен проверить наличие в ePASS этих GLN и GTIN. При отсутствии сведений в ePASS накладная грузополучателю не передается. EDI-провайдер возвращает ее грузоотправителю с указанием на допущенную ошибку (п. 13 и 14 Структуры и формата электронных накладных).

Вопросы у субъектов хозяйствования вызывает заполнение GLN при отгрузке (получении) товаров филиалом, представительством или иным обособленным подразделением (далее — филиал). МНС выработало позицию о заполнении электронной накладной в таких ситуациях, которая представлена на схеме:

———————————

<*> GLN пункта погрузки (разгрузки) указывается GLN того места, откуда осуществляется погрузка (где происходит разгрузка). Если он совпадает с местонахождением филиала, то он заполняется, как представлено на схеме.

<**> GLN пункта погрузки (разгрузки) указывается GLN того места, откуда осуществляется погрузка (где происходит разгрузка). Если он совпадает с местонахождением головной организации, то он заполняется, как представлено на схеме.

Таким образом, порядок указания УНП и GLN грузоотправителя (грузополучателя), GLN пункта погрузки (разгрузки) зависит от того, имеется ли у филиала-грузоотправителя (филиала-грузополучателя) отдельный УНП, GLN. Отметим, что в ситуации, когда у филиала имеется свой УНП, такой филиал должен получить и отдельный GLN.

Например, у филиала-грузоотправителя отсутствует УНП, но имеется GLN. Тогда в электронной накладной в качестве УНП грузоотправителя, GLN грузоотправителя следует указать УНП и GLN головной организации. В качестве GLN пункта разгрузки указывается GLN филиала, отгружающего товар.

Такой подход к заполнению рассматриваемых реквизитов ЭТТН и ЭТН в настоящее время носит рекомендательный характер и доведен до сведения EDI-провайдеров. В качестве обязательного рассмотренный порядок указания GLN, когда отгрузка (получение) товара осуществляется филиалом, закрепляется в проекте постановления НАН, Минфина, МНС, Минсвязи, которым будет установлена структура и формат электронных накладных и иных документов при осуществлении взаимной торговли (далее — проект постановления). Вступление в силу нового постановления планируется с 01.05.2024. Одновременно предусматривается отмена постановления N 12/76/42/20. Отметим, что проект постановления был представлен на общественное обсуждение.

Ситуации, когда грузоотправителю в электронной накладной можно указывать самостоятельно сформированные идентификационные номера ограниченной циркуляции в формате GTIN-13 (Restricted Circulation Number, RCN) без внесения в ePASS описания идентифицируемых объектов, перечислены в разъяснении, которое с 01.09.2022 размещено на сайте ГП «Центр систем идентификации». Субъекты хозяйствования, обладающие правом использования зарегистрированных в ePASS GLN, могут самостоятельно формировать указанные идентификационные номера для идентификации:

— категорий (видов) сырья, материалов, основных средств, перемещаемых между структурными подразделениями субъекта хозяйствования;

— имущества, бывшего в употреблении, при его разовой реализации;

— имущества, перемещаемого в случаях, не связанных с реализацией (при отсутствии у перемещаемых объектов GTIN).

Проектом постановления планируется закрепить этот подход.

Если субъект хозяйствования самостоятельно сформирует GTIN ограниченной циркуляции и укажет его в электронной накладной в ситуациях, не подпадающих под вышеперечисленные, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 13.12 КоАП. Сведения в электронной накладной в данной ситуации являются не соответствующими действительности.

Вопрос 1: Организация желает в добровольном порядке оформить ЭТТН на бывшие в употреблении шины при их перевозке на СТО для сезонной замены. Вправе ли она указать в ЭТТН тот GTIN, который был указан поставщиком при покупке организацией этих шин (тогда шины были новыми) с учетом того, что в ePASS по шинам передается в том числе их код ТН ВЭД (подп. 1.2 приложения 1 к постановлению МНС от 03.05.2021 N 17)?

Ответ: Шины новые и шины б/у классифицируются разными кодами ТН ВЭД. В еPASS к новым шинам с определенным GTIN привязан код ТН ВЭД. Соответственно, у б/у шины должен быть иной GTIN. Указывать в электронной накладной на б/у шину GTIN новой шины нельзя.

Вопрос 2: Организация после подписания ЭТТН по полученному от поставщика товару обнаружила, что поставщик ошибочно указал в электронной накладной GTIN ограниченной циркуляции, хотя должен был указать GTIN, содержащийся в ePASS. Что делать в такой ситуации?

Ответ: Отметим, что такую накладную покупатель не должен был подписывать. С учетом того, что организация подписала ЭТТН, она:

— при дальнейшей отгрузке товара должна использовать правильный GTIN, если получен товар, не подлежащий прослеживаемости;

— составляет возвратную электронную накладную в адрес поставщика, если получен товар, подлежащий прослеживаемости, и данный товар списан с поставщика в ПК СПТ. Поставщик, в свою очередь, должен оформить новую электронную накладную с корректными показателями. Если в первоначальной накладной не заполнен код ТН ВЭД и в связи с этим товары не списаны с поставщика в ПК СПТ, возвратная накладная не оформляется. Поставщику следует создать новую электронную накладную с корректными показателями. В ней целях обеспечения взаимосвязи двух электронных накладных, отражающих сведения об одной и той же хозяйственной операции, в поле «Дополнительные данные» рекомендуется указывать номер первоначальной электронной накладной.

2. Перспективы развития механизма электронных накладных

1. Введение в механизм электронного документооборота электронного акта приемки товаров по количеству и качеству.

В настоящее время в случае выявления при приемке товаров расхождений между фактическими данными и данными, указанными в ЭТН (ЭТТН), грузополучатель должен не подписывать электронную накладную и отправить грузоотправителю уведомление о необходимости изменения и (или) дополнения ЭТТН или ЭТН. Откорректировать электронную накладную, подписанную грузополучателем, сейчас нельзя (п. 31, 47, гл. 6 Структуры и формата электронных накладных). Подписанием накладной грузополучатель подтверждает, что у него нет претензий к полученному товару.

Проектом постановления предусматривается еще один вариант изменения ЭТТН (ЭТН) — оформление электронного акта приемки товаров по количеству и качеству. Такой акт будет составляться грузополучателем дополнительно к накладной, по которой он выявил расхождение. Грузоотправитель при согласии с актом подписывает его.

Следует отметить, что по товарам, подлежащим прослеживаемости, сохраняется действующий порядок изменения электронной накладной (отмена первоначальной электронной накладной и составление новой). Механизм корректировки ЭТТН (ЭТН) путем составления электронного акта приемки на такие товары не будет распространяться. Однако в дальнейшем предполагается распространить этот механизм и на электронные накладные по прослеживаемым товарам.

2. Планируемые изменения в указании кодов маркировки в электронных накладных.

В настоящее время в электронных накладных предусмотрено указание перечня кодов маркировки, разделенных пробелами (п. 89 таблицы 4.1, п. 79 таблицы 4.2, п. 86 таблицы 4.6 приложения 4 к Структуре и формату электронных накладных). Такой порядок не позволяет автоматизированно обрабатывать информацию о кодах маркировки, анализировать и забирать из накладной, загружать в другие системы. Проектом постановления предусматривается указание каждого кода маркировки в отдельном теге.

Кроме того, в проекте постановления прописан порядок указания кодов маркировки в случае, если грузоотправитель произвел агрегацию кодов маркировки и указал код агрегации групповой упаковки. Предполагается, что с 01.05.2024 в электронной накладной можно будет указать один код агрегации, если в этот код агрегации включены все коды маркировки, и не перечислять все коды маркировки. Так можно будет делать при условии, что в системе маркировки будет иметься информация о коде агрегации и включенных в него кодах маркировки. Грузополучатель в данной ситуации получит информацию о кодах маркировки, обратившись в систему маркировки.

Отметим, что грузоотправитель, внесший в электронную накладную соответствующий указанным требованиям код агрегации, вправе отразить также и сведения о кодах маркировки.

3. Внедрение электронного документооборота при трансграничной торговле.

В проекте постановления конкретизирован порядок создания, передачи и получения электронных документов, подтверждающих перемещение товаров при осуществлении взаимной торговли с другими государствами. В частности, предусмотрено, что иностранная ЭЦП должна в Республике Беларусь пройти проверку посредством национального оператора доверенной третьей стороны. Такой подход соответствует нормам ст. 30 Закона N 113-З и ч. 4 подп. 1.12 постановления N 940 (в редакции, действующей с 01.05.2024). При этом обязанность по обеспечению проверки иностранной ЭЦП посредством национального оператора доверенной третьей стороны будет возложена на EDI-провайдера.

4. Участие перевозчика в процессе создания, передачи и получения электронных накладных.

Проектом постановления не предусматривается участие перевозчика в процессе создания, передачи и получения электронных накладных. Однако работа в этом направлении ведется. Отметим, что потребуется также корректировка постановления N 970, поскольку им определены правила автомобильных перевозок грузов, в том числе при создании ТТН в виде электронных документов.