Виктор Статкевич

аудитор, член экспертного совета Ассоциации налогоплательщиков


На семинаре ООО «ЮрСпектр» на тему «Рекомендации по оптимизации учетной политики. Исправление ошибок в бухгалтерском учете» практикующий аудитор Статкевич Виктор Геннадьевич ответил на вопросы пользователей. Рассмотрим некоторые из них.

Какие вопросы по ценообразованию включаются в учетную политику организации?

Законодательство по бухгалтерскому учету и отчетности не содержит прямых требований к учетной политике в части ценообразования <*>. Каждая организация самостоятельно определяет, какой круг вопросов она включает в данный документ. Все зависит от характера и конкретных особенностей ее деятельности. Даже если в учетной политике нет отдельного раздела, посвященного ценообразованию, ряд положений так или иначе касается этого вопроса. К примеру, порядок списания и распределения между разными видами деятельности общепроизводственных затрат, общехозяйственных затрат, выбор способа списания материальных затрат, методов и способов начисления амортизации и т.п.

В организации есть положение, в котором прописаны все вопросы ценообразования. Нужно ли включать данную информацию еще и в учетную политику?

Если вопросы ценообразования прописаны в отдельном локальном акте, то сведения в учетной политике можно не дублировать <*>.

Организация получила заем от иностранной организации (резидента Германии). Проценты по нему выплачиваются ежеквартально и облагаются налогом на доходы. При этом датой начисления дохода (платежа) организация выбрала дату выплаты процентов (п. 3 ст. 191 НК). Можно ли прописать в учетной политике, что в бухучете проценты по указанному займу также начисляются на дату выплаты?

В бухгалтерском учете проценты, которые организация должна уплатить за пользование займом, признаются расходами ежемесячно. Других вариантов нет. Поэтому каждый месяц проценты отражаются по кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» или 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» <*>.

Как видим, порядок бухгалтерского учета не зависит от даты выплаты процентов. А вот для расчета налога на доходы организация как налоговый агент решает, какая дата будет считаться днем начисления дохода (платежа). Это может быть дата отражения дохода в бухучете или дата его выплаты <*>.

В данном случае организация выбрала в качестве даты начисления дохода дату выплаты процентов. Это повлияет только на налогообложение. В бухгалтерском учете вариативности нет: проценты должны быть отражены ежемесячно.

Исключением может являться ситуация по процентам по кредитам и займам, привлеченным для финансирования строительной деятельности, которые согласно Инструкции N 10 могут в определенных случаях начисляться ежеквартально.

Организация решила с нового года изменить порядок списания отдельных предметов в составе средств в обороте. Так, сейчас учетной политикой установлено, что 50% их стоимости списывается при передаче в эксплуатацию, а остальные 50% — при выбытии в связи с непригодностью. С нового года планируется перейти на списание 100% стоимости отдельных предметов в составе средств в обороте при передаче в эксплуатацию. Можно ли это сделать?

Да, такие изменения в учетную политику внести можно, однако они должны быть обоснованы. Это значит, что организации нужно аргументировать, что указанное изменение приведет к повышению правдивости и достоверности данных бухгалтерского учета <*>.

«Налоговая» цель изменения способа списания запасов, например увеличение затрат, такой причиной являться не может.

Планируется провести реорганизацию путем выделения. С какой даты можно вносить изменения в учетную политику?

Вносить изменения в учетную политику можно при любом виде реорганизации. Это могут быть слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование организации <*>.

При этом датой реорганизации будет дата включения соответствующих сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). В данном случае это дата регистрации выделенной организации. Именно с этой даты можно внести изменения в свою учетную политику <*>.

Нужно ли прописывать в учетной политике перечень представительских расходов?

Сейчас нет нормативного правового акта, который бы регламентировал перечень и документальное оформление представительских расходов. На практике оформляют приказ, смету, программу, отчет, акт на списание и другие документы.

Организация может прописать в учетной политике порядок документооборота и перечень представительских расходов. Это в какой-то мере поможет обезопасить организацию от необоснованных претензий контролирующих органов. Однако если перечень будет закрытым, то не поименованные в нем затраты организация формально не сможет включить в состав представительских расходов <*>.