Современная Конституция Украины была принята Верховной Радой 28.06.1996.

Положения Конституции Украины разграничили права и обязанности различных ветвей власти, определили основные принципы организации высших органов государственной власти и местного самоуправления, их взаимодействие и компетенцию, особенности деятельности политических партий, общественных организаций, права, свободы и обязанности человека и гражданина и т.д.

В течение периода действия Конституции Украины неоднократно предпринимались попытки проведения конституционных реформ, но в силу нестабильности политической ситуации, неоднократной смены политического курса развития страны практически ни одна из масштабных конституционных реформ в Украине не была проведена в том объеме, в котором она изначально планировалась.

Справочно
В период с 1996 г. всеми пятью президентами Украины предпринимались попытки по внесению изменений в Конституцию Украины.
Результаты конституционных реформ либо были не поддержаны в рамках всенародного голосования, либо депутатами Верховной Рады, либо вовсе были отменены Конституционным Судом.

Только конституционная реформа 2004 г. была успешно реализована, но с определенной спецификой.

Справочно
В 2004 г. была проведена масштабная конституционная реформа, которая предусматривала переход Украины к парламентско-президентской республике, увеличение срока полномочий парламента до 5 лет, закрепление выборов в Верховную Раду на пропорциональной основе, формирование Кабинета Министров коалицией. Положения указанной конституционной реформы были направлены на ослабление власти Президента и изменение формы государственного управления в Украине, в которой Правительство будет формироваться Парламентом.
Однако через 6 лет действия соответствующей редакции Конституции Украины Конституционный Суд отменил результаты конституционной реформы 2004 г.
В частности, согласно решению Конституционного Суда от 30.09.2010 N 20-рп/2010 в связи с нарушением конституционной процедуры рассмотрения и принятия Закон Украины от 08.12.2004 N 2222-IV был признан Конституционным Судом не соответствующим Конституции Украины (неконституционным), а результаты конституционной реформы 2004 г. отменены.
Далее, в том числе для преодоления политического кризиса, 21.02.2014 Верховная Рада проголосовала за восстановление Конституции Украины в редакции 2004 г., в результате чего положения Конституции Украины 1996 г. с изменениями и дополнениями, внесенными законами Украины от 08.12.2004 N 2222-IV, от 01.02.2011 N 2952-VI, от 19.09.2013 N 586-VII, признаны действующими на территории Украины (Закон Украины от 21.12.2014 N 742-VII «О возобновлении действия отдельных положений Конституции Украины»).

Как представляется, такая неоднозначная ситуация с конституционными реформами в Украине связана с периодами действия различных политических сил в стране, а также отсутствием преемственности в политическом курсе.

Последующие правки Конституции Украины 1996 г. после конституционной реформы 2004 г. (в 2011, 2013, 2016 и дважды в 2019 гг.) затронули не только ранее не изменявшиеся правовые институты Конституции Украины, но также скорректировали нормы ее статей в редакции конституционной реформы 2004 г. В этой связи нормы Конституции Украины 1996 г. в редакции Закона Украины от 08.12.2004 N 2222-IV будут рассмотрены одновременно с изменениями в 2011, 2013, 2016 и дважды в 2019 гг., так как, по нашему мнению, указанные последующие изменения конституционных норм после конституционной реформы 2004 г. являются последовательным ее продолжением, а поэтому не могут быть рассмотрены в отрыве от самой конституционной реформы 2004 г.

На заметку!
Точечные правки редакционно-технического характера, например в части замены терминологии, анализироваться в статье не будут.

Новеллы Конституции Украины 1996 г. по результатам конституционной реформы 2004 г. с учетом последующих изменений

В Конституцию Украины 1996 г. 7 раз вносились правки, одной из которых была масштабная конституционная реформа 2004 г. Остальные изменения касались какого-либо одного вопроса или правового института.

Справочно
В Конституцию Украины 1996 г. после масштабной конституционной реформы в 2004 г. на основании Закона Украины от 08.12.2004 N 2222-IV «О внесении изменений в Конституцию Украины» неоднократно вносились изменения:
— Законом Украины от 01.02.2011 N 2952-VI «О внесении изменений в Конституцию Украины относительно проведения очередных выборов народных депутатов Украины, Президента Украины, депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» (далее — Закон от 01.02.2011);
— Законом Украины от 19.09.2013 N 586-VII «О внесении изменений в статью 98 Конституции Украины» (далее — Закон от 19.09.2013);
— Законом Украины от 21.02.2014 N 742-VII «О возобновлении действия отдельных положений Конституции Украины» (далее — Закон от 21.02.2014) (возобновил действие Конституции Украины 1996 г. в редакции конституционной реформы 2004 г.);
— Законом Украины от 02.06.2016 N 1401-VIII «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» (далее — Закон от 02.06.2016);
— Законом Украины от 07.02.2019 N 2680-VIII «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно стратегического курса государства на приобретение полноправного членства Украины в Европейском союзе и в Организации Североатлантического договора)» (далее — Закон от 07.02.2019);
— Законом Украины от 03.09.2019 N 27-IX «О внесении изменений в статью 80 Конституции Украины (относительно неприкосновенности народных депутатов Украины)» (далее — Закон от 03.09.2019). 

1) Правки относительно стратегического курса Украины на приобретение полноправного членства в Европейском союзе и в Организации Североатлантического договора:

закреплено, что Верховная Рада подтверждает европейскую идентичность украинского народа и необратимость европейского и евроатлантического курса Украины (абз. 5 преамбулы, Законом от 07.02.2019), а также уточнены некоторые полномочия Верховной Рады в части реализации указанного стратегического курса (п. 5 ч. 1 ст. 85, Законом от 07.02.2019);

определено, что Кабинет Министров обеспечивает реализацию стратегического курса Украины на приобретение полноправного членства в Европейском союзе и в Организации Североатлантического договора (п. 1-1 ст. 116, Законом от 07.02.2019);

2) изменения, касающиеся прав человека и основных свобод:

каждому гарантировано право обратиться с конституционной жалобой в Конституционный Суд на основаниях, установленных Конституцией Украины, и в порядке, определенном законом (ч. 3 ст. 55, Законом от 02.06.2016);

исключена норма, согласно которой для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при рассмотрении дел в судах и других госорганах в Украине действует только адвокатура (ч. 2 ст. 59, Законом от 02.06.2016);

3) поправки, касающиеся Верховной Рады и народных депутатов:

увеличен срок полномочий Верховной Рады до 5 лет (ст. 76, Законом от 21.02.2014);

закреплено, что очередные выборы в Верховную Раду проводятся в последнее воскресенье октября 5-го года полномочий Верховной Рады (ч. 1 ст. 77, Законом от 01.02.2011);

определено, что народные депутаты не могут иметь другого представительского мандата, быть на госслужбе, занимать другие оплачиваемые должности, заниматься другой оплачиваемой работой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности), входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета предприятия или организации, имеющих целью получение прибыли (в случае нарушения данного требования народный депутат в 20-дневный срок со дня возникновения таких обстоятельств прекращает соответствующую деятельность или подает личное заявление о сложении полномочий) (ч. 1, 3 ст. 78, Законом от 21.02.2014);

народные депутаты могут быть лишены депутатской неприкосновенности, а для привлечения к уголовной ответственности, задержания или ареста согласие Верховной Рады больше не будет испрашиваться (ч. 1, 3 ст. 80 исключены, Законом от 03.09.2019);

дополнены случаи, при которых полномочия народного депутата прекращаются досрочно, а также урегулирован порядок такого досрочного прекращения (ст. 81, Законом от 21.02.2014);

расширены полномочия в части назначения на должность и освобождения от должности по представлению Президента Председателя Службы Безопасности (п. 12-1 ч. 1 ст. 85, Законом от 21.02.2014); назначения по представлению Президента Министра обороны, Министра иностранных дел, назначения по представлению Премьер-министра других членов Кабинета Министров, решения вопроса об отставке Премьер-министра, членов Кабинета Министров (п. 12 ч. 1 ст. 85, Законом от 21.02.2014); принятия Регламента Верховной Рады (п. 15 ч. 1 ст. 85, Законом от 21.02.2014); установления государственных символов Украины (п. 24 ч. 1 ст. 85, Законом от 21.02.2014);

уточнены полномочия в части выражения согласия на назначение на должность и освобождение от должности Президентом Генерального прокурора (п. 25 ч. 1 ст. 85, Законом от 21.02.2014);

определен порядок формирования и особенности депутатских коалиций и фракций в Верховной Раде (ч. 6 — 10 ст. 83, Законом от 21.02.2014);

исключены полномочиями Верховной Рады по назначению или избранию на должности, освобождению от должностей, даче согласия на назначение и освобождение от должностей лиц в случаях, предусмотренных Конституцией Украины (п. 15 ч. 1 ст. 85, Законом от 21.02.2014); назначению на должность и освобождению от должности Уполномоченного Верховной Рады по правам человека и заслушиванию его ежегодных докладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Украине (п. 17 ч. 1 ст. 85, Законом от 21.02.2014); избранию судей бессрочно (п. 27 ч. 1 ст. 85, Законом от 21.02.2014);

внесены уточнения относительно порядка рассмотрения Верховной Радой вопроса об ответственности Кабинета Министров (в том числе по предложению Президента и с определенной периодичностью) (ст. 87, Законом от 21.02.2014);

уточнены полномочия Председателя Верховной Рады (п. 2 ч. 2 ст. 88, Законом от 21.02.2014);

изменен порядок осуществления деятельности Верховной Рады (ст. 89, Законом от 21.02.2014);

уточнены порядок и случаи досрочного прекращения полномочий Верховной Рады, а также полномочия Президента в данной сфере (ст. 90, Законом от 21.02.2014);

закреплено правило, согласно которому если Президент не подписал повторно рассмотренный Верховной Радой закон, то такой закон безотлагательно официально обнародуется Председателем Верховной Рады и опубликовывается за его подписью (ч. 4 ст. 94, Законом от 21.02.2014);

4) правки, касающиеся Президента:

дополнено, что Президент является гарантом реализации стратегического курса Украины на приобретение полноправного членства Украины в Европейском союзе и в Организации Североатлантического договора (ч. 3 ст. 102, Законом от 07.02.2019);

уточнен порядок проведения очередных выборов Президента (ч. 5 ст. 103, Законами от 01.02.2011 и 21.02.2014);

уточнены полномочия Президента относительно прекращения полномочий Верховной Рады (21.02.2014, п. 8 ч. 1 ст. 106), внесения представления о назначении Премьер-министра (п. 9 ч. 1 ст. 106, Законом от 21.02.2014);

расширены полномочия в части внесения в Верховную Раду представления о назначении Министра обороны, Министра иностранных дел (п. 10 ч. 1 ст. 106, Законом от 21.02.2014); освобождения от должностей половины состава Совета Нацбанка (п. 12 ч. 1 ст. 106, Законом от 21.02.2014), половины состава Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания (п. 13 ч. 1 ст. 106, Законом от 21.02.2014); внесения в Верховную Раду представления о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Службы Безопасности (п. 14 ч. 1 ст. 106, Законом от 21.02.2014); приостановления действия актов Кабинета Министров по мотивам несоответствия Конституции Украины с одновременным обращением в Конституционный Суд относительно их конституционности (п. 15 ч. 1 ст. 106, Законом от 21.02.2014);

ограничены полномочия в части использования права вето в отношении принятых Верховной Радой законов о внесении изменений в Конституцию Украины (п. 30 ч. 1 ст. 106, Законом от 21.02.2014);

при этом исключены полномочия по назначению по представлению Премьер-министра членов Кабинета Министров, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также председателей местных государственных администраций и прекращению их полномочий на этих должностях (п. 10 ч. 1 ст. 106, Законом от 21.02.2014); назначению на должности и освобождению от должностей с согласия Верховной Рады Председателя Антимонопольного комитета, Председателя Фонда государственного имущества, Председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания (п. 14 ч. 1 ст. 106, Законом от 21.02.2014); созданию, реорганизации и ликвидации по представлению Премьер-министра министерств и других центральных органов исполнительной власти (п. 15 ч. 1 ст. 106, Законом от 21.02.2014); по отмене актов Кабинета Министров (п. 16 ч. 1 ст. 106, Законом от 21.02.2014); по созданию судов в определенном законом порядке (п. 23 ч. 1 ст. 106, Законом от 21.02.2014);

закреплено, что в случае досрочного прекращения полномочий Президента в соответствии со ст. 108 — 111 Конституции Украины исполнение его обязанностей на период до избрания и вступления на пост нового Президента возлагается на Председателя Верховной Рады. При этом внесены изменения в перечень обязанностей, которые в данный период могут осуществляться Председателем Верховной Рады (ст. 112, Законом от 21.02.2014);

5) правки, касающиеся статуса Кабинета Министров:

закреплено, что Кабинет Министров ответственен и перед Президентом, и перед Верховной Радой. При этом Кабинет Министров подконтролен и подотчетен только Верховной Раде в пределах, предусмотренных Конституцией Украины. Также определено, что Кабинет Министров в своей деятельности руководствуется кроме ранее указанных Конституции Украины, законов, указов Президента еще и постановлениями Верховной Рады (ст. 113, Законом от 21.02.2014);

изменен порядок внесения кандидатуры для назначения на должность Премьер-министра, а также порядок формирования Кабинета Министров (ст. 114, Законом от 21.02.2014);

уточнен порядок сложения полномочий Кабинета Министров и отставки Премьер-министра, устанавливающий большую зависимость от Верховной Рады, чем это было предусмотрено ранее (ст. 115, Законом от 21.02.2014);

расширены полномочия Кабинета Министров в части создания, реорганизации и ликвидации министерств и других центральных органов исполнительной власти, назначения на должности и освобождения от них по представлению Премьер-министра руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров (подп. 9-1, 9-2 ст. 116, Законом от 21.02.2014);

закреплено, что Кабинет Министров осуществляет иные полномочия, определенные только Конституцией Украины и законами Украины (п. 10 ст. 116, Законом от 21.02.2014);

6) изменения, касающиеся прокуратуры:

разд. VII «Прокуратура» Конституции Украины исключен (Законом от 02.06.2016), однако в Конституцию Украины включены статьи о прокуратуре (ст. 131-1, Законом от 02.06.2016) и адвокатуре (ст. 131-2, Законом от 02.06.2016), которые размещены в разделе, посвященном правосудию;

7) поправки относительно правосудия:

установлено, что законом может быть определен обязательный досудебный порядок урегулирования спора; народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через присяжных; Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях, определенных Римским статутом Международного уголовного суда (ч. 4 — 6 ст. 124, Законом от 02.06.2016);

создан Высший совет правосудия (путем реорганизации ранее существовавшего Высшего совета юстиции), после консультаций с которым может быть образован, реорганизован или ликвидирован суд (ч. 2 ст. 125, Законом от 02.06.2016) и без согласия которого судья не может быть задержан, помещен под стражу или взят под арест до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 3 ст. 126, Законом от 02.06.2016). Особенности деятельности Высшего совета правосудия закреплены в ст. 131 Конституции Украины;

закреплено, что с целью защиты прав, свобод и интересов лица в сфере публично-правовых отношений действуют административные суды (ч. 5 ст. 126, Законом от 02.06.2016);

отдельные корректировки внесены в основания для увольнения судьи и прекращения его полномочий (ч. 6, 7 ст. 126, Законом от 02.06.2016);

ужесточены требования к судьям (ч. 3 ст. 127, Законом от 02.06.2016);

изменен порядок и особенности назначения судей (ч. 1, 2 ст. 128, Законом от 02.06.2016).

Конституция Украины дополнена новой статьей, согласно которой суд принимает решение именем Украины, а судебное решение является обязательным к исполнению. При этом государство обеспечивает выполнение судебного решения в установленном законом порядке, контроль за их исполнением осуществляет суд (ст. 129-1, Законом от 02.06.2016);

прописано, что размер вознаграждения судьи устанавливается законом о судоустройстве (ч. 2 ст. 130, Законом от 02.06.2016);

8) изменения, касающиеся Конституционного Суда:

закреплены принципы деятельности Конституционного Суда (ч. 2 ст. 147, Законом от 02.06.2016);

ужесточены требования к судьям Конституционного Суда (ч. 4 ст. 148, Законом от 02.06.2016);

отдельно прописано, что государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для деятельности Конституционного Суда, а размер вознаграждения судьи Конституционного Суда устанавливается законом о Конституционном Суде (ст. 148-1, Законом от 02.06.2016);

гарантии судей Конституционного Суда подробно прописаны в ст. 149 Конституции Украины;

отдельно урегулированы основания для прекращения полномочий и увольнения судей Конституционного Суда (ст. 149-1, Законом от 02.06.2016);

расширена компетенция в части представления выводов о соответствии Конституции Украины (конституционности) вопросов, предлагаемых для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе (ч. 2 ст. 151, Законом от 02.06.2016), а также в части решения вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности) закона Украины по конституционной жалобе лица, считающего, что примененный в конечном судебном решении в ее деле закон Украины противоречит Конституции Украины (ч. 2 ст. 151-1, Законом от 02.06.2016). При этом дополнительно указано, что решения и заключения, принятые Конституционным Судом, являются обязательными, окончательными и не могут быть обжалованы (ч. 2 ст. 152-1, Законом от 02.06.2016);

9) правки, затронувшие Автономную Республику Крым:

уточнены нормы, согласно которым закреплена структура госорганов с приоритетной ролью Верховной Рады Автономной Республики Крым, а также особенности осуществления правосудия в Автономной Республике Крым (ч. 1, 6 ст. 136, Законом от 02.06.2016);

10) изменения, касающиеся местного самоуправления в Украине:

увеличен срок полномочий местных депутатов (ч. 1 ст. 141, Законом от 21.02.2014);

закреплен порядок избрания территориальных общин и установлен срок полномочий председателя (ч. 2 ст. 141, Законом от 21.02.2014), а также порядок проведения очередных выборов (ч. 3 ст. 141, Законом от 21.02.2014);

11) иные изменения:

определено, что исключительно законами Украины определяются порядок исполнения судебных решений (п. 14 ч. 1 ст. 92, Законом от 02.06.2016);

Нацбанк лишен права законодательной инициативы (ч. 1 ст. 93, Законом от 21.02.2014);

дополнено, что организация, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты Украины определяются законом (ч. 2 ст. 98, законами от 19.09.2013 и 21.02.2014).

Таким образом, результатом конституционной реформы 2004 г., а также последующих правок Конституции Украины стал переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской форме государственного правления. В частности, были усилены позиции Верховной Рады за счет расширения ее полномочий в рамках кадровой политики и ряде других сфер, а также установления зависимости от нее Президента и Кабинета Министров. Если Президент по многим вопросам обязан согласовывать осуществление своей компетенции с Верховной Радой, то Кабинет Министров и вовсе подотчетен ей. Кроме того, в случае досрочного прекращения полномочий Президента в соответствии со ст. 108 — 111 Конституции Украины исполнение его обязанностей на период до избрания и вступления на пост нового Президента возлагается на Председателя Верховной Рады. В свою очередь, Кабинет Министров может осуществлять полномочия, определенные только Конституцией Украины и законами государства, а не НПА Президента. Несмотря на исключение из Конституции Украины в 2019 г. права на неприкосновенность народных депутатов, их статус остается довольно высоким.

Особые изменения затронули порядок осуществления законодательных полномочий высшими органами власти. Так, ограничены полномочия Президента в части использования права вето в отношении принятых Верховной Радой законов о внесении изменений в Конституцию Украины. Также Председателю Верховной Рады предоставлено право безотлагательного официального обнародования и опубликования за своей подписью повторно рассмотренного Верховной Радой закона, если Президент не подписал такой закон.

В рамках конституционной реформы 2016 г. в области правосудия усовершенствована судебная система Украины (закреплена возможность определения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, создан Высший совет правосудия с полномочиями по образованию, реорганизации и ликвидации судов, закреплена возможность признания юрисдикции Международного уголовного суда), расширены сферы деятельности судов (действие в сфере публично-правовых отношений административных судов) и их полномочия. Дополнительно была усилена независимость судей при одновременном ужесточении требований к ним, изменении порядка и особенностей их назначения. Была укреплена позиция Конституционного Суда (закреплены принципы деятельности, расширена компетенция Конституционного Суда и гарантировано финансирование и надлежащие условия для деятельности) и усилена независимость его судей (ужесточены требования к судьям, закреплены гарантии судей, отдельно урегулированы основания для прекращения полномочий и увольнения судей).

В рамках конституционной реформы 2019 г. относительно нового политического курса Украины было закреплено ее стремление стать членом Европейского союза и Организации Североатлантического договора, а также в общем виде определена компетенция высших госорганов Украины.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex