
Александр Красильников
ООО «ЮрСпектр» 13.07.2023 провело аудиториум на тему «Налог на прибыль — 2023: изменения, требующие внимания. Порядок заполнения декларации (расчета) по налогу на прибыль». Докладчиком выступил Александр Юрьевич Красильников, начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация», DipIFR Rus, CIMA CertPM (Russian). Во время проведения мероприятия от слушателей поступали вопросы, касающиеся порядка исчисления налога на прибыль в практических ситуациях. Ответы на некоторые из них рассмотрены в статье.
Вопрос 1: Требуется ли подавать уточненную декларацию по налогу на прибыль за I квартал 2023 г., если 16.06.2023 подали уточненную декларацию по налогу на недвижимость за 2023 г. в связи с оказанием безвозмездной (спонсорской) помощи организациям физкультуры и спорта и применением к ставке налога на недвижимость коэффициента 1,0?
Ответ: Для организаций, оказывающих безвозмездную (спонсорскую) помощь в установленном законодательством порядке отдельным организациям физкультуры и спорта, коэффициент к ставкам налога на недвижимость устанавливается в размере 1,0. В результате применения данного коэффициента уменьшается база для налога на недвижимость и, соответственно, сумма налога на недвижимость к уплате (подп. 1.3 решения N 255).
Сумма налога на недвижимость для целей исчисления налога на прибыль включается в состав затрат по производству и реализации. Соответственно, при последующем применении коэффициента 1,0 к ставке налога затраты для налога на прибыль следует уменьшить во всех четырех кварталах текущего года, независимо от даты заключения договоров безвозмездной (спонсорской) помощи и сроков перечисления денежных средств в течение текущего года получателям этой помощи (ст. 234 НК, разъяснение ИМНС по г. Минску).
В рассматриваемом вопросе, полагаю, следует обратить внимание на то, когда был заключен договор безвозмездной (спонсорской) помощи. Если договор был заключен во II квартале текущего года, то в такой ситуации, на мой взгляд, речь следует вести не об ошибке, а об изменении в учетной оценке, так как в I квартале права на применение понижающего коэффициента к ставке налога на недвижимость у организации не было. В таком случае в бухучете в текущем периоде — в данном случае во II квартале — необходимо произвести корректировку суммы начисленного налога на недвижимость, в том числе за I квартал. При этом нет оснований уточнять декларацию по налогу на прибыль за I квартал, так как показатели для нее формируются на основании данных бухучета (п. 7 НСБУ N 80).
Если же основание для применения льготы по налогу на недвижимость было в I квартале, а организация применила ее во II квартале, то здесь можно говорить об исправлении ошибки.
При обнаружении в декларации, поданной за прошлый налоговый период либо за прошлый отчетный период текущего налогового периода, неполноты сведений или ошибок организация обязана внести в нее изменения и (или) дополнения (ч. 2 п. 6 ст. 40 НК).
Корректировку данных декларации за I квартал в том числе можно отразить в декларации за II квартал. Для этого следует заполнить раздел III части I декларации, отразив в соответствующей строке сумму налога на прибыль к доплате, которая образовалась в результате уменьшения затрат по производству и реализации в результате корректировки суммы налога на недвижимость (подп. 8.2 Инструкции N 2).
Обратите внимание, что если не было переплаты по налогу на прибыль, то на сумму недоплаченного налога будут начислены пени (ст. 55 НК).
Вопрос 2: У организации в 2023 г. имеется льгота по земельному налогу, полностью отменяющая его уплату. В связи с изменениями с 2023 г. организация уплачивает авансовые платежи по земельному налогу исходя из имеющейся суммы земельного налога за прошлый год. Следует ли отражать суммы авансовых платежей по земельному налогу в бухучете и декларации по налогу на прибыль?
Ответ: С 2023 г. в части земельного налога произошли существенные изменения. Начиная с указанного периода организации, за исключением некоторых, уплачивают земельный налог авансовыми платежами, которые определяются исходя из наличия суммы земельного налога к уплате за предыдущий год ( абз. 3 ч. 4 п. 6 ст. 244 НК).
В общем случае суммы земельного налога включаются организациями в затраты по производству и реализации. При этом учет их при исчислении налога на прибыль осуществляется в сумме авансовых платежей в квартале текущего года, на который приходится срок уплаты авансового платежа, а в IV квартале текущего налогового периода — в сумме, определенной в виде разницы между суммой земельного налога, исчисленной за год, и суммой авансовых платежей по земельному налогу за этот год (п. 1 и 2 ст. 245 НК).
Исходя из разъяснений специалистов МНС суммы земельного налога могут учитываться в составе затрат по производству и реализации одним из способов (письмо МНС от 05.04.2023 N 2-2-13/01065):
— или в размере суммы авансового платежа, приходящейся на отчетный квартал;
— или в сумме земельного налога, отраженного в бухучете за соответствующий месяц и исчисленного на основании фактически имеющейся информации о земельных участках исходя из налоговой базы земельного налога и ставок земельного налога, но не больше суммы авансового платежа, подлежащего уплате за соответствующий квартал.
Относительно ситуации в вопросе если организация знает о наличии льготы по земельному налогу в текущем году, то можно в учетной политике определить его начисление по второму варианту, т.е. исходя из фактических данных. В таком случае сумма земельного налога к начислению будет равна нулю и соответственно не будет отражаться в декларации по налогу на прибыль.
С другой стороны, организация может воспользоваться и первым вариантом. То есть на протяжении I — III кварталов производить начисление земельного налога исходя из суммы авансовых платежей, а в IV квартале произвести его корректировку на основании фактических данных, а именно снять с затрат все его начисление в течение года. На мой взгляд, организация в данном случае не несет никаких рисков, т.к. действует в рамках положений ст. 245 НК.
Аналогичный подход для ежемесячного отражения сумм земельного налога в бухучете. Организация выбирает один из вариантов и закрепляет его в положении об учетной политике организации (п. 4 ст. 9 Закона N 57-З, мнение Минфина в письме МНС N 2-2-13/01065).
Вопрос 3: Ранее не было официальных разъяснений по поводу учета расходов по созданию резерва предстоящих расходов оплаты отпусков для налога на прибыль. Были разные экспертные мнения, в том числе допускающие учет данных расходов при исчислении налога на прибыль. Если в 2022 г. на основании учетной политики в бухучете создавался резерв предстоящих расходов оплаты отпусков, можно ли его было относить в затраты при налогообложении прибыли, исходя из ретроспективной проекции текущей нормы подп. 2.8 ст. 170 НК?
Ответ: Думаю, что нельзя. По моему мнению, закон обратной силы в данном случае не имеет и применять в 2022 г. нормы, которые введены в 2023 г., не вижу оснований.
Резервы в налоговом учете всегда существовали обособленно, и я склоняюсь к мнению, что к резервам надо применять нормы налогового права только в том случае, когда это прямо прописано в НК. В этом есть принципиальная разница между бухучетом и налоговым учетом.
Вопрос 4: Как поступать с отклонением суммы созданного резерва предстоящих расходов оплаты отпусков от суммы фактически начисленных отпускных в налоговом периоде?
Ответ: Порядок формирования резерва предстоящих расходов оплаты отпусков необходимо определить в учетной политике организации, если такой порядок не установлен законодательством (подп. 2.8 ст. 170 НК).
Сумма создаваемого резерва отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные затраты», 44 «Расходы на реализацию» и других счетов и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих платежей» (ч. 4 п. 75 Инструкции N 50).
В дальнейшем произведенные за счет резерва расходы по оплате отпусков, на которые был создан резерв, отражаются по дебету счета 96 «Резервы предстоящих платежей» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (ч. 5 п. 75 Инструкции N 50).
Если сформированного резерва оказалось недостаточно для осуществления за счет его расходов на оплату отпусков в текущем году, то последующие расходы на оплату отпуска отражаются в текущих расходах организации и в установленном порядке включаются в затраты по производству и реализации (подп. 2.9 ст. 170 НК).
Как поступать с суммой недоиспользованного резерва, созданного на текущий год, организация решает самостоятельно, определив это в учетной политике. По своей сути резервы — это оценочные обязательства, исходящие из каких-то оценок, расчетов, прогнозов, которые допускают устанавливать порядок их формирования и использования, исходя из профессионального суждения бухгалтера, опираясь на имеющиеся нормы законодательства.
Резерв предстоящих расходов оплаты отпусков формируется в части, приходящейся на расходы по оплате отпусков, учитываемые при налогообложении прибыли. По моему мнению, данный резерв можно также формировать в отношении обязательных страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах, начисленных на суммы отпускных (ч. 3 п. 75 Инструкции N 50).
Вопрос 5: Организация сдает в аренду транспортные средства. Можно ли транспортный налог, исчисленный в отношении данных транспортных средств, учитывать в затратах по производству и реализации?