Сергей Ковальчук

эксперт-консультант по вопросам ценообразования


ООО «ЮрСпектр» 4 августа 2021 г. провело аудиториум ilex на тему «Ценообразование в бюджетных организациях: правовое регулирование, экономическое обоснование, документальное оформление».

На вопросы участников об НПА, регулирующих ценообразование для бюджетных организаций, документах, обосновывающих регулируемые и нерегулируемые цены, и требованиях к экономическому обоснованию цен ответил Сергей Ковальчук. Предлагаем ознакомиться с наиболее интересными из прозвучавших ответов.

Какие меры ответственности предусмотрены за нарушение законодательства в области ценообразования? Кто и как может быть наказан за такое нарушение в бюджетной организации?

Основными законодательными актами в области ценообразования являются Закон о ценообразовании и Указ от 25.02.2011 N 72. Перечни социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами, утверждены постановлением Совмина от 17.01.2014 N 35.

По сути, цены на товары (работы, услуги) делятся на регулируемые и нерегулируемые (свободные). В общем случае порядок установления и применения регулируемых цен установлен Инструкцией N 111. Данная Инструкция не применяется, если иное установлено нормативными правовыми актами государственных органов, осуществляющих регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в соответствии с Указом N 72.

Свободные же цены формируются субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно.

Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Совмином, государственными органами (организациями), определен Указом N 72.

В отношении этих товаров (работ, услуг) применяются различные способы государственного ценового регулирования, поименованные в ст. 8 Закона о ценообразовании, в частности, установление:

— фиксированных цен (тарифов);

— предельных цен (тарифов);

— предельных нормативов рентабельности;

— предельных надбавок (скидок, наценок).

Справочно
НПА, регулирующие вопросы ценообразования в сфере здравоохранения:
постановление Совмина от 17.01.2014 N 35;
постановление Минздрава от 21.01.2016 N 3;
постановление Минздрава от 03.02.2015 N 13;
постановление Минздрава от 03.02.2015 N 15;
постановление Минздрава от 03.02.2015 N 16;
постановление Минздрава от 07.09.2012 N 137;
Инструкция N 14;
Указ от 11.08.2005 N 366.
НПА, регулирующие вопросы ценообразования в сфере образования:
Инструкция N 210;
Указ N 126;
постановление Совмина от 26.05.2006 N 665.

В основном ответственность может наступить за нарушение ценообразования регулируемых цен (подп. 2.3 п. 2 Указа N 72).

Предусмотрены следующие виды ответственности:

— административная ответственность субъекта хозяйствования;

— административная ответственность должностного лица;

— персональная (дисциплинарная) ответственность;

— приостановка деятельности торгового объекта;

— иные меры ответственности.

Статья, предусматривающая административную ответственность за нарушение в области ценообразования, в действующем КоАП — 13.2. До вступления в силу нового КоАП (до 1 марта 2021 г.) это была ст. 12.4 КоАП. При этом меры ответственности, предусматриваемые данной статьей, остались прежними.

Так, нарушение должностным лицом установленного порядка установления (формирования) и (или) применения цен (тарифов) влечет наложение штрафа до 40 базовых величин (п. 1 ст. 13-2 КоАП).

За нарушение установленных уполномоченными государственными органами (организациями) фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок (скидок, наценок) предусмотрены штрафы:

— в размере до 20 базовых величин — на должностное лицо;

— в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством, — на организацию (п. 2 ст. 13-2 КоАП).

Реализация товаров (работ, услуг), в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), без экономических расчетов, подтверждающих уровень отпускных цен (тарифов), или с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), влечет наложение штрафа на организацию в размере до 10% стоимости реализованных товаров (работ, услуг) (п. 3 ст. 13-2 КоАП).

Дисциплинарная ответственность работнику предусмотрена ст. 198 ТК:

1) замечание;

2) выговор;

3) лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев;

4) увольнение.

Приносящая доходы деятельность бюджетных организаций регламентируется также бюджетным законодательством с учетом отраслевых особенностей их деятельности (подп. 3-1 Положения N 641).

Нарушением бюджетного законодательства признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований, установленных БдК и иными актами бюджетного законодательства, по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также требований законодательства при получении и использовании бюджетных средств (ст. 133 БдК).

За его нарушение к нарушителю (его правопреемникам) применяются меры принуждения в порядке, установленном Инструкцией N 61. Основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства изложены в ст. 135 БдК.

Другие виды ответственности, как правило, в ситуации с бюджетными организациями не применяются.

Какие документы по ценообразованию должны быть в бюджетной организации?

В соответствии с нормами законодательства по ценообразованию установлена обязанность составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень отпускных цен (тарифов), подпадающих под государственное ценовое регулирование (подп. 2.1-1 п. 2 Указа N 72).

В отдельных случаях отраслевыми НПА упоминаются требования о содержании ценообразования в документах:

— метода распределения затрат — в учетной политике (п. 16 Инструкции N 210);

— наличия порядка применения скидок, их размеры и условия, в зависимости от которых они предоставляются — например, в положении о скидках, а также помещение установленных цен и тарифов в прейскуранты (п. 11 и 12 Инструкции N 14).

В некоторых отраслевых инструкциях встречается, но очень редко обязанность наличия положения по ценам.

Таким образом, в бюджетной организации должны быть следующие документы по ценообразованию:

1. Раздел учетной политики либо положение по ценам. Рекомендуем в организации составлять именно положение по ценам. Так как при необходимости внесения изменений в случае положения сделать это можно гораздо проще и неограниченное количество раз.

На заметку
Порядок разработки такого ЛПА законодательством не установлен, поэтому он определяется организацией самостоятельно. Изменения в ЛПА вносятся в том же порядке, в котором они разрабатывались и утверждались первоначально.

При этом необходимо обратить внимание на соответствие формирования цен в организации на практике порядку формирования, изложенному в Положении. Так как в случае несоответствия цены, сформированные не так, как прописано в Положении, будут считаться необоснованными.

2. Положение по скидкам, если таковое не утверждено законодательными актами (например, Положение N 665). Такое требование установлено ч. 2 п. 10 Инструкции N 111.

3. Калькуляции с расшифровкой по статьям затрат — экономическое обоснование цены. Экономическое обоснование с расшифровкой по статьям затрат регулируемых цен (тарифов) является обязательным.

Каждая цифра в калькуляции должна быть понятна. То есть должен быть экономический расчет по каждой цифре в калькуляции. Калькуляция утверждается руководителем организации. На каждой калькуляции помимо даты утверждения рекомендуем ставить дату, на которую она составляется. При этом подпись главного бухгалтера на калькуляции обязательна, если ответственность за ценообразование несет бухгалтерия. Если же в организации ответственность за ценообразование несет другой отдел, то главный бухгалтер в этом случае не обязан ее подписывать.

4. Прейскурант либо реестр цен — сформированные цены должны устанавливаться документом, форма которого законодательно не установлена.

Согласно п. 9 Инструкции N 111 отпускные цены (тарифы), обоснованные экономическими расчетами, устанавливаются руководителем (иным уполномоченным лицом) юридического лица и подтверждаются документом.

Это означает, что в организации должен быть документ с указанием отпускных цен — прейскурант, реестр, каталог или др.

Должна ли бюджетная организация в рамках госзакупок проверять обоснованность формирования цены организации, которая оказывает ей услуги, в том числе если видит ее завышение?

Отношения, возникающие в связи с осуществлением госзакупок, в том числе выбор поставщика (подрядчика, исполнителя), и отношения, связанные с заключением, исполнением, изменением и расторжением договора, регулируются Законом о госзакупках (ст. 2 Закона о госзакупках).

Одной из основных целей госзакупок является эффективное расходование бюджетных средств (ст. 4 Закона о госзакупках). То есть она проводится для того, чтобы купить продукцию по ценам ниже, чем предлагаемые прейскурантами. Однако законодательством не установлено требование предоставления заказчику экономического обоснования цены в этом случае.

Также Совмином может устанавливаться преференциальная поправка, ее размер, товары (работы, услуги) и участники для ее применения (п. 2 ст. 5 Закона о госзакупках).

Контроль за соблюдением законодательства о госзакупках уполномочено осуществлять Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ) (подп. 1.1 Указа N 590, ст. 10 Закона о госзакупках).

Полномочия МАРТ в части цен определены также следующими НПА:

— Указом N 72;

— Положением о МАРТ, утвержденным постановлением Совмина от 06.09.2016 N 702.

При этом бюджетная организация как заказчик вправе принимать решение об отмене процедуры госзакупки при возникновении такой необходимости в соответствии с Законом о госзакупках.