Татьяна Лукьянчикова

Заместитель начальника управления оплаты труда в бюджетной сфере
главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты


ООО «ЮрСпектр» провело онлайн-аудиториум ilex на тему «Заработная плата в бюджетных организациях: изменения и новации». Докладчиком выступила Лукьянчикова Татьяна Анатольевна, действующий сотрудник Минтруда и соцзащиты.

В рамках мероприятия были рассмотрены вопросы, связанные с изменениями и нововведениями в системе оплаты труда и тарификации работников бюджетной сферы 2021 — 2022 гг. Приведем наиболее актуальные из них.

С 1 июля 2021 г. размер средств, направляемых на премирование работников бюджетных организаций, увеличился с 5 до 20% от суммы их окладов. Кроме того, с этого момента неиспользованные средства, предусмотренные на оплату труда, направляются на премирование (п. 3 Указа N 27). Как рассчитываются неиспользованные средства, направляемые на премирование?

Порядок формирования неиспользованных средств законодательством установлен только в отношении организаций сферы образования.

Соответствующая норма предусмотрена п. 27 Инструкции о порядке расчета планового ФОТ работников сферы образования, утвержденной постановлением Минобразования от 21.01.2021 N 149.

Вопросы определения порядка формирования неиспользованных средств и их направление на премирование работников других бюджетных организаций могут быть урегулированы на отраслевом уровне вышестоящим органом государственного управления.

С 1 января 2022 г. изменились нормы п. 4 Указа N 27, касающиеся единовременной выплаты на оздоровление (ЕВО). Помимо того, что увеличивается размер ЕВО с 0,5 до 1 оклада работника, нормами предусмотрено, что положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций, определяются только порядок и условия осуществления единовременной выплаты. Слово «размеры» из нормы убрали. Означает ли это, что с этого момента нельзя выплачивать ЕВО пропорционально отработанному времени?

С 1 января 2022 г. осуществляется ЕВО, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск), если иной размер не установлен законодательными актами или Совмином, из расчета 1 оклада (абз. 2, 4 п. 4 Указа N 27).

При этом порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций (абз. 5 п. 4 Указа N 27).

Слово «размеры» извлекли из нормы в связи с тем, что размер ЕВО определен законодательством. Этот размер согласно Указу N 27 — из расчета 1 оклада, а вот уже порядок и условия данной выплаты определяет наниматель. Причем это не значит, что ЕВО выплачивается исключительно в размере 1 оклада и не может выплачиваться пропорционально отработанному времени.

Таким образом, норма о расчете ЕВО с учетом отработанного времени при необходимости может быть включена в соответствующие положения бюджетных организаций для отдельных категорий работников, не отработавших полный календарный год, во избежание перерасхода средств, запланированных на эту выплату.

Можно ли выплачивать материальную помощь родственникам умерших работников из фонда матпомощи, предусмотренного п. 4 Указа N 27?

В Указе N 27 предусмотрено, что материальная помощь осуществляется только работникам бюджетных организаций (п. 4 Указа N 27). В этой связи выплата материальной помощи не может быть предусмотрена членам семьи умершего работника, не являющихся работниками бюджетных организаций.

Вместе с тем осуществление выплат (не матпомощи) семьям умерших работников может производиться за счет внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами.

Такая возможность предусмотрена п. 25 постановления N 641. При этом порядок и условия осуществления выплаты должны быть определены в локальном правовом акте (соглашении, коллективном договоре).

Какие дополнительные стимулирующие выплаты предусмотрены законодательством для работников бюджетных организаций в 2022 году?

Программой деятельности Правительства Республики Беларусь на период до 2025 года предусматривается приоритетное повышение размера оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в целях обеспечения к 2025 году соотношения заработной платы со среднереспубликанским уровнем:

— для педагогических работников, учителей, профессорско-преподавательского состава — до 100, 106, 150% соответственно;

— врачей и среднего медицинского персонала — до 150 и 90% соответственно;

— работников сферы социального обслуживания и сферы культуры — до 80%;

— физической культуры и спорта — до 105%.

В рамках реализации данной Программы в 2022 году установлены отраслевые надбавки для ряда работников:

1) для работников сферы культуры — надбавка за работу в отрасли (подп. 3.5 Инструкции от 13.06.2019 N 32);

2) для работников учреждений социального обслуживания — надбавка за работу в сфере социального обслуживания (подп. 2.4 Инструкции N 23);

3) для работников организаций сферы физкультуры, спорта и туризма — надбавка за работу в отрасли (вводится с 01.04.2022) (подп. 2.8 Инструкции N 33/2);

4) для учителей, преподавателей учреждений профессионально-технического, среднего специального образования — надбавка за классное руководство (кураторство учебной группой) (подп. 4-1 Инструкции N 71/1).

При этом абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона о республиканском бюджете N 142-З предусмотрен обособленный учет бюджетных ассигнований, предусмотренных на дополнительные стимулирующие выплаты (с учетом взносов (отчислений) на социальное страхование) отдельным категориям работников бюджетных организаций, указанных в Программе.

На основании этого первых три вида перечисленных надбавок отражаются по параграфу 626 функциональной классификации расходов бюджета «Выплата надбавок за работу в отрасли отдельным категориям работников в рамках выполнения Программы деятельности Правительства Республики Беларусь за период до 2025 года» (далее — параграф 626 бюджетной классификации).

Надбавка за классное руководство (кураторство группой) отражается по параграфу бюджетной классификации по основной деятельности.

Можно ли направлять на премирование работников неиспользованные средства (экономию) по отраслевым надбавкам сферы соцобслуживания и сферы культуры, отражаемым по параграфу 626 бюджетной классификации?

Нет. Основания для расходования остатка неиспользованных средств (экономии) по параграфу 626, предусмотренных на выплату отраслевых надбавок, а именно на выплату надбавки за работу в сфере социального обслуживания, а также надбавки за работу в отрасли работникам сферы культуры отсутствуют, поскольку законодательством определены конкретные размеры указанных надбавок.

Решение о направлении неиспользованных средств, отражаемых по параграфу 626, может быть принято только соответствующими министерствами путем внесения изменений в принятые постановления по оплате труда.

Как включаются отраслевые надбавки по параграфу 626 бюджетной классификации в расчет среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством (например, за время трудового отпуска или служебной командировки, для определения размера денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск или выходного пособия)?

 Ответы на этот и другие вопросы, заданные в ходе мероприятия, читайте в ilex.