Олег Бурдюк

Аудитор, налоговый консультант, заместитель председателя Палаты налоговых консультантов


ООО «ЮрСпектр» провело аудиториум на тему, связанную с порядком учета внереализационных доходов и расходов при исчислении налога на прибыль. Докладчиком выступил Олег Алексеевич Бурдюк, аудитор, налоговый консультант, заместитель председателя Палаты налоговых консультантов. Во время проведения мероприятия участники задавали множество практических вопросов. Ответы на наиболее интересные из них представлены в статье.

Как учитываются расходы при простое, вызванном внешними факторами (санкции, ограничительные меры, и как следствие, сложности в закупке и поставке сырья, материалов, комплектующих, проблемы с реализацией готовой продукции и др.), такие, как оплата простоя не ниже 2/3 установленной работнику тарифной ставки (оклада), амортизация, аренда, коммунальные платежи, иные подобные расходы? Это затраты или внеррасходы?

В соответствии с НК невозмещаемые потери от простоев по внутрипроизводственным и внешним причинам включаются во внеррасходы. Они учитываются на основании документов, подтверждающих, что виновные лица не были установлены или суд отказал во взыскании с них. Ранее законодательство устанавливало, что такие документы должны были быть составлены уполномоченными органами. С 2021 г. данное требование исключено (подп. 3.11 ст. 175 НК).

Таким образом, связанные с простоем расходы в общем случае включаются во внеррасходы. В то же время следует отметить, что в отношении некоторых видов таких расходов налоговое законодательство устанавливает специальный порядок их учета при налогообложении. Так, в соответствии с подп. 2.1 ст. 170 НК амортизация основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, в том числе и находящихся в простое продолжительностью до трех месяцев, включается в затраты по производству и реализации.

По разъяснениям специалистов налоговых органов с учетом положений ст. 7, 34 и 71 ТК являющиеся зарплатой выплаты работнику за время простоя при налогообложении прибыли также включаются в состав затрат по производству и реализации (письмо МНС от 20.07.2020 N 2-2-10/ас-00960).

Влияет ли на порядок налогового учета расходов на оплату труда за время простоя факт нахождения работника на рабочем месте?

Думаю, что нет. Условие нахождения работников на рабочих местах в период объявленного простоя определяет наниматель исходя из целесообразности этого. Данный факт не влияет на порядок налогообложения выплат по оплате простоя.

Учитывается ли при налогообложении прибыли матпомощь работнику на захоронение близкого родственника?

Не учитывается, так как данная выплата не связана с процессом производства и реализации и с деятельностью организации в целом. Кроме этого, в НК есть прямая норма о том, что расходы на матпомощь, выплата которой не предусмотрена законодательством, включаются в состав затрат, не учитываемых при налогообложении прибыли (абз. 5 подп. 1.3 ст. 173 НК).

Как правильно произвести раздельный учет внереализационных доходов и расходов для применения льготы по налогу на прибыль резидентом СЭЗ?

От налога на прибыль у резидентов СЭЗ освобождается не валовая прибыль, а прибыль, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства. То есть в расчет льготы попадают выручка от реализации и затраты по производству и реализации. Все внереализационные доходы и расходы не льготируются и облагаются по стандартной ставке. Поэтому резидентам СЭЗ не нужно производить их распределение для применения льготы (п. 3 ст. 383 НК).

Учитываются ли во внеррасходах расходы по списанию дебиторской задолженности в виде перечисленного поставщику аванса (товар не поставлен и аванс не возвращен) в связи с истечением сроков исковой давности?

Думаю, что да. Налоговое законодательство не определяет условия, что при списании дебиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности ее возникновение должно быть связано с реализацией товара (подп. 3.22 ст. 175 НК).

Оптовая организация для упаковки товара при его продаже использует полиэтиленовые пакеты, скотч. Можно ли эти упаковочные материалы списывать на затраты? Не будет ли это расценено как безвозмездная передача?

Прежде всего нужно понимать, с какой целью передаются пакеты покупателю.

Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты. В случае, когда пакеты передаются покупателю за то, что он приобретает товар, это уже не безвозмездно. То есть, когда организация использует упаковочный материал для упаковки товара, который реализуется покупателю, это не может считаться безвозмездной передачей, это расходы, связанные с реализацией (ч. 3 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 170 НК).

Если пакеты просто раздаются всем покупателям, независимо от совершения ими покупки, это может быть признано безвозмездной передачей. Опять же, если раздаваемые пакеты будут содержать информацию об организации, то это может быть расценено как рекламные расходы с возможностью включения их в состав нормируемых затрат, учитываемых при налогообложении (подп. 2.10 ст. 171 НК).

Можно ли включить членские взносы в ОСВОД в состав нормируемых затрат по подп. 2.8 ст. 171 НК?