В материале рассмотрено, какими НПА руководствоваться участнику закупки — нерезиденту при предоставлении аукционного обеспечения, а также правомерно ли устанавливать в аукционных документах условие о предоставлении аукционного обеспечения только нерезидентами.

1. Какими НПА руководствоваться нерезиденту при предоставлении аукционного обеспечения

Законодательством о госзакупках предусмотрена возможность установления в аукционных документах условия о предоставлении аукционного обеспечения при проведении электронного аукциона в соответствии со ст. 40 Закона о госзакупках.

В случае установления аукционного обеспечения аукционные документы, в свою очередь, должны содержать требование о предоставлении аукционного обеспечения, указание его размера и минимального срока действия банковской гарантии (абз. 9 п. 1 ст. 22 Закона о госзакупках).

Протоколом о порядке регулирования закупок (далее — Протокол) предусмотрено, что законодательством государства — члена ЕАЭС о закупках должно быть установлено не менее двух способов (видов) обеспечения заявки на участие в закупке и обеспечения исполнения договора (контракта) о закупке (абз. 4 п. 18).

При этом в качестве обеспечения заявки на участие в закупке и обеспечения исполнения договора (контракта) о закупке принимаются в том числе (абз. 5 — 7 п. 18 Протокола):

— гарантийный денежный взнос, который вносится на банковский счет заказчика либо, в случае если это установлено законодательством государства-члена о закупках, организатора закупок, оператора ЭТП (электронной площадки);

— банковская гарантия.

Как следует из п. 2 консультативного заключения Суда ЕАЭС от 22.11.2022, положения абз. 4 — 7 п. 18 Протокола предусматривают обязанность государств — членов ЕАЭС закрепить в своем законодательстве о закупках в числе способов (видов) обеспечения заявки на участие в закупке и обеспечения исполнения договора (контракта) о закупке способы (виды), указанные в абз. 6, 7 п. 18 Протокола, т.е. гарантийный денежный взнос и банковскую гарантию.

В свою очередь, Республикой Беларусь приведенные требования выполняются, и в ст. 40 Закона о госзакупках закреплены установленные в п. 18 Протокола способы обеспечения, которые применяются в том числе для аукционного обеспечения. Как следствие, нерезидент Республики Беларусь руководствуется нормами Закона о госзакупках. А именно аукционным обеспечением могут быть банковская гарантия и (или) перечисление оператору ЭТП денежных средств, предоставляемые участником в качестве обеспечения исполнения обязательств при участии в электронном аукционе (ч. 1 п. 1 ст. 40 Закона о госзакупках).

Вид аукционного обеспечения определяется участником. Размер аукционного обеспечения не должен превышать 5% ориентировочной стоимости предмета госзакупки, указанной в аукционных документах (ч. 3 п. 1, п. 2 ст. 40 Закона о госзакупках).

Банковская гарантия предоставляется, денежные средства перечисляются оператору ЭТП до истечения срока для подготовки и подачи предложений. При этом срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве аукционного обеспечения, должен составлять не менее трех месяцев со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений (п. 3 ст. 40 Закона о госзакупках).

Также следует учитывать, что для целей участия в процедуре госзакупки нерезиденту Республики Беларусь потребуются получение электронной цифровой подписи, аккредитация на ЭТП.

2. Правомерно ли устанавливать условие о предоставлении аукционного обеспечения только нерезидентами

Из ч. 1 п. 1 ст. 40 Закона о госзакупках следует, что перечень обеспечиваемых обязательств при предоставлении аукционного обеспечения в равной степени касается любого участника, а им, в свою очередь, может быть любое юр- или физлицо, в том числе ИП (п. 1 ст. 16 Закона о госзакупках).

Так, аукционным обеспечением могут быть банковская гарантия и (или) перечисление оператору ЭТП денежных средств, предоставляемые участником в качестве обеспечения исполнения обязательств о том, что (ч. 1 п. 1 ст. 40 Закона о госзакупках):

— участник, допущенный к торгам, примет в них участие, за исключением случая, когда начальная цена электронного аукциона определена с учетом размера префпоправки, если ее применение установлено Совмином;

— участник-победитель не уклонится от заключения договора;

— участник-победитель не нарушит срока заключения договора;

— участник-победитель предоставит обеспечение исполнения обязательств по договору, если такое требование установлено аукционными документами.

Единственное исключение, когда аукционное обеспечение, даже если оно установлено, тем не менее не предоставляется, — это случай подачи предложения бюджетной организацией (ч. 2 п. 1 ст. 40 Закона о госзакупках). Ей признается организация, созданная (образованная) Президентом Республики Беларусь, госорганами, в том числе местным исполнительным и распорядительным органом, или иной уполномоченной на то Президентом Республики Беларусь госорганизацией для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, функционирование которой финансируется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы и бухгалтерский учет которой ведется в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке для бюджетных организаций, и (или) с учетом особенностей бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством (подп. 1.4 п. 1 ст. 2 БдК).

Тем самым если заказчиком в аукционных документах предусмотрено условие о предоставлении аукционного обеспечения, то лицами, которые его не предоставляют, выступают только бюджетные организации. Исключать кого-либо еще при установлении аукционного обеспечения, в частности всех резидентов Республики Беларусь, требуя аукционное обеспечение только от нерезидентов, и освобождать от предоставления такого обеспечения Закон о госзакупках не позволяет.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex