Редакция журнала ПТП провела 16.11.2017 правовой форум по теме «Автомобильные грузоперевозки: с 2018 г. действуют новые правила». На форуме были рассмотрены планируемые изменения законодательства в сфере грузоперевозок, а также даны практические рекомендации для перевозчиков. В обсуждении приняли участие Королев Андрей Валерьевич, генеральный директор РУП «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника», и Светлана Владимировна Маковская, начальник управления таможенного транзита и законодательства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».
Информационным поводом форума явились изменения в Закон от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон), которые вступят в силу 23.01.2018. Обсуждались изменения в сфере грузоперевозок, направленные на сбалансированность интересов грузоотправителя и грузоперевозчика. Были проанализированы новации законодательства в сфере грузоперевозок, даны практические рекомендации грузоотправителям и грузоперевозчикам.
Королев Андрей Валерьевич
институт транспорта «Транстехника»
Королев А.В. подчеркнул, что в настоящее время идет активная работа по формированию всего пакета НПА, принимаемых в развитие Закона. Сами изменения, внесенные в Закон, предусматривают ряд нововведений, которые условно можно разделить на три блока.
1. Все, что связано с Хартией качества международных автомобильных грузовых перевозок в системе многосторонней квоты ЕКМТ (далее — Хартия), реализация которой происходит через законодательство Республики Беларусь. Основные положения, которые устанавливает Хартия, — деловая репутация, финансовая состоятельность и профессиональная компетентность. Предусматривается определенный порядок подтверждения деловой репутации и оценки финансовой состоятельности. Кроме того, внимание уделено вопросам, связанным с изменением и совершенствованием подходов к профессиональной компетентности лиц, ответственных за организацию и выполнение международных перевозок. Изменения коснутся и профессиональной компетентности водителей, осуществляющих такие перевозки.
2. Все, что касается транспортных документов (уточнение их перечня, разграничение в применении). В ст. 40 Закона внесены необходимые уточнения в отношении применения ТТН, СMR-накладной, порядка оформления транспортных документов. Важным изменением станет то, что транспортные документы надо оформлять в порядке, который будет установлен Минтрансом (в настоящее время такой порядок определяется Минфином <1>).
3. Взаимоотношения в цепочке «заказчик (грузоотправитель или грузополучатель) и перевозчик». В данном блоке уточняются вопросы ответственности за обеспечение грузосопроводительными документами. Грузоотправитель обязан обеспечить представление автомобильному перевозчику грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, и несет ответственность за их непредставление в полном объеме. Автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов и не несет ответственности за неправильность их оформления <2>. Также при приемке груза перевозчик проверяет только наличие документов, но не их правильность <3>. Грузоотправитель будет нести ответственность перед автомобильным перевозчиком и третьими лицами за убытки, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных и в транспортных, и в грузосопроводительных документах, оформляемых грузоотправителем, либо в связи с отсутствием необходимых транспортных документов, грузосопроводительных документов <4>. В настоящий момент ответственность возлагается на заказчика и только в части, касающейся убытков, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью, неполнотой сведений, указанных в грузосопроводительных документах.
Положения Закона разворачиваются через ряд подзаконных НПА. Так, готовится 27 НПА, из которых 8 — в развитие автомобильных грузоперевозок. При этом 2 из них связаны с отменой действующих актов законодательства (например, постановления Минтранса от 17.03.2008 N 26 «Об утверждении перечня учреждений образования, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации лиц, ответственных за организацию и выполнение автомобильных перевозок»), а 6 — либо с внесением изменений (дополнений), либо с принятием нового документа. В том числе изменения коснутся:
— Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совмина от 30.06.2008 N 970 (далее — Правила). Планируемые изменения затрагивают медицинское освидетельствование водителей (замена предрейсовых медицинских обследований прохождением предрейсового контроля), путевой лист (его необязательность), максимальную норму времени нахождения под погрузкой (разгрузкой) и т.д.;
— Положения о порядке подтверждения профессиональной компетентности лиц, ответственных за организацию и выполнение международных автомобильных перевозок, и выдачи соответствующих свидетельств, утвержденного постановлением Совмина от 30.06.2008 N 971. Дополнения связаны с необходимостью установления порядка подтверждения профессиональной компетентности водителей (двуступенчатая система), выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, а также с изменениями в порядке подтверждения профессиональной компетентности лиц, ответственных за организацию и выполнение международных автомобильных перевозок;
— порядка оформления транспортных документов. В связи с тем что с 23.01.2018 полномочия по утверждению порядка оформления транспортных документов будут переданы от Минфина Минтрансу и Инструкция о порядке оформления транспортных документов, утвержденная постановлением Минфина от 26.11.2010 N 138, утрачивает силу, в настоящее время Минтрансом разрабатывается Инструкция о порядке оформления транспортных документов при выполнении автомобильных перевозок грузов (где указывается, что перевозчики могут выполнять перевозки без оформления путевого листа).
Маковская Светлана Владимировна
Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП»
Маковская С.В. подробно остановилась на имплементации Хартии в законодательство Республики Беларусь.
В отношении деловой репутации в проекте новых Правил предусматривается, что для ее подтверждения автомобильный перевозчик в лице руководителя, ответственного лица должны получить справку в ОВД об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, за нарушение правил охраны труда. Помимо этого, в отношении автоперевозчика в течение календарного года, предшествующего месяцу, в котором производится подтверждение деловой репутации, не должны приниматься решения о приостановлении или прекращении действия лицензии. Следует отметить, что предложение БАМАП о сокращении перечня грубых нарушений законодательства о лицензировании, результатом которых является прекращение действия лицензии <5>, нашло свое отражение в планируемых изменениях Указа N 450.
Финансовая состоятельность должна подтверждаться наличием основных средств или иных активов в размере 9000 евро (по курсу Нацбанка) на одно транспортное средство и 5000 евро (по курсу Нацбанка) на каждое последующее транспортное средство, используемое предприятием.
Что касается профессиональной компетентности, Маковская С.В. отметила, что де-факто для перевозчиков ничего не изменится. Претерпят видоизменения сами бланки СПК.
В отношении разграничения ответственности заказчика и грузоперевозчика было замечено, что в 2014 — 2015 гг. ч. 4 ст. 12.17 КоАП была «бичом для перевозчика». Так, транспортировка товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) предусматривает масштабные штрафные санкции — наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации. Чтобы преломить ситуацию, были приняты изменения в Закон, в частности касательно порядка ответственности за грузосопроводительные документы.
В проектах изменений — исключение обязательного двухлетнего стажа для водителей-международников.