Редакция журнала ПТП провела 16.11.2017 правовой форум по теме «Автомобильные грузоперевозки: с 2018 г. действуют новые правила». На форуме были рассмотрены планируемые изменения законодательства в сфере грузоперевозок, а также даны практические рекомендации для перевозчиков. В обсуждении приняли участие Королев Андрей Валерьевич, генеральный директор РУП «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника», и Светлана Владимировна Маковская, начальник управления таможенного транзита и законодательства Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП».

Информационным поводом форума явились изменения в Закон от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее — Закон), которые вступят в силу 23.01.2018. Обсуждались изменения в сфере грузоперевозок, направленные на сбалансированность интересов грузоотправителя и грузоперевозчика. Были проанализированы новации законодательства в сфере грузоперевозок, даны практические рекомендации грузоотправителям и грузоперевозчикам.

Королев Андрей Валерьевич

Генеральный директор РУП «Белорусский научно-исследовательский
институт транспорта «Транстехника»

Королев А.В. подчеркнул, что в настоящее время идет активная работа по формированию всего пакета НПА, принимаемых в развитие Закона. Сами изменения, внесенные в Закон, предусматривают ряд нововведений, которые условно можно разделить на три блока.

1. Все, что связано с Хартией качества международных автомобильных грузовых перевозок в системе многосторонней квоты ЕКМТ (далее — Хартия), реализация которой происходит через законодательство Республики Беларусь. Основные положения, которые устанавливает Хартия, — деловая репутация, финансовая состоятельность и профессиональная компетентность. Предусматривается определенный порядок подтверждения деловой репутации и оценки финансовой состоятельности. Кроме того, внимание уделено вопросам, связанным с изменением и совершенствованием подходов к профессиональной компетентности лиц, ответственных за организацию и выполнение международных перевозок. Изменения коснутся и профессиональной компетентности водителей, осуществляющих такие перевозки.

2. Все, что касается транспортных документов (уточнение их перечня, разграничение в применении). В ст. 40 Закона внесены необходимые уточнения в отношении применения ТТН, СMR-накладной, порядка оформления транспортных документов. Важным изменением станет то, что транспортные документы надо оформлять в порядке, который будет установлен Минтрансом (в настоящее время такой порядок определяется Минфином <1>).

3. Взаимоотношения в цепочке «заказчик (грузоотправитель или грузополучатель) и перевозчик». В данном блоке уточняются вопросы ответственности за обеспечение грузосопроводительными документами. Грузоотправитель обязан обеспечить представление автомобильному перевозчику грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, и несет ответственность за их непредставление в полном объеме. Автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов и не несет ответственности за неправильность их оформления <2>. Также при приемке груза перевозчик проверяет только наличие документов, но не их правильность <3>. Грузоотправитель будет нести ответственность перед автомобильным перевозчиком и третьими лицами за убытки, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных и в транспортных, и в грузосопроводительных документах, оформляемых грузоотправителем, либо в связи с отсутствием необходимых транспортных документов, грузосопроводительных документов <4>. В настоящий момент ответственность возлагается на заказчика и только в части, касающейся убытков, которые возникли в связи с неправильностью, неточностью, неполнотой сведений, указанных в грузосопроводительных документах.

Положения Закона разворачиваются через ряд подзаконных НПА. Так, готовится 27 НПА, из которых 8 — в развитие автомобильных грузоперевозок. При этом 2 из них связаны с отменой действующих актов законодательства (например, постановления Минтранса от 17.03.2008 N 26 «Об утверждении перечня учреждений образования, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации лиц, ответственных за организацию и выполнение автомобильных перевозок»), а 6 — либо с внесением изменений (дополнений), либо с принятием нового документа. В том числе изменения коснутся:

— Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совмина от 30.06.2008 N 970 (далее — Правила). Планируемые изменения затрагивают медицинское освидетельствование водителей (замена предрейсовых медицинских обследований прохождением предрейсового контроля), путевой лист (его необязательность), максимальную норму времени нахождения под погрузкой (разгрузкой) и т.д.;

— Положения о порядке подтверждения профессиональной компетентности лиц, ответственных за организацию и выполнение международных автомобильных перевозок, и выдачи соответствующих свидетельств, утвержденного постановлением Совмина от 30.06.2008 N 971. Дополнения связаны с необходимостью установления порядка подтверждения профессиональной компетентности водителей (двуступенчатая система), выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, а также с изменениями в порядке подтверждения профессиональной компетентности лиц, ответственных за организацию и выполнение международных автомобильных перевозок;

— порядка оформления транспортных документов. В связи с тем что с 23.01.2018 полномочия по утверждению порядка оформления транспортных документов будут переданы от Минфина Минтрансу и Инструкция о порядке оформления транспортных документов, утвержденная постановлением Минфина от 26.11.2010 N 138, утрачивает силу, в настоящее время Минтрансом разрабатывается Инструкция о порядке оформления транспортных документов при выполнении автомобильных перевозок грузов (где указывается, что перевозчики могут выполнять перевозки без оформления путевого листа).


Маковская Светлана Владимировна

Начальник управления таможенного транзита и законодательства
Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП»

Маковская С.В. подробно остановилась на имплементации Хартии в законодательство Республики Беларусь.

В отношении деловой репутации в проекте новых Правил предусматривается, что для ее подтверждения автомобильный перевозчик в лице руководителя, ответственного лица должны получить справку в ОВД об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за совершение преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности, за нарушение правил охраны труда. Помимо этого, в отношении автоперевозчика в течение календарного года, предшествующего месяцу, в котором производится подтверждение деловой репутации, не должны приниматься решения о приостановлении или прекращении действия лицензии. Следует отметить, что предложение БАМАП о сокращении перечня грубых нарушений законодательства о лицензировании, результатом которых является прекращение действия лицензии <5>, нашло свое отражение в планируемых изменениях Указа N 450.

Финансовая состоятельность должна подтверждаться наличием основных средств или иных активов в размере 9000 евро (по курсу Нацбанка) на одно транспортное средство и 5000 евро (по курсу Нацбанка) на каждое последующее транспортное средство, используемое предприятием.

Что касается профессиональной компетентности, Маковская С.В. отметила, что де-факто для перевозчиков ничего не изменится. Претерпят видоизменения сами бланки СПК.

В отношении разграничения ответственности заказчика и грузоперевозчика было замечено, что в 2014 — 2015 гг. ч. 4 ст. 12.17 КоАП была «бичом для перевозчика». Так, транспортировка товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) предусматривает масштабные штрафные санкции — наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации. Чтобы преломить ситуацию, были приняты изменения в Закон, в частности касательно порядка ответственности за грузосопроводительные документы.

В проектах изменений — исключение обязательного двухлетнего стажа для водителей-международников.