Ряд белорусских банков пытались привлечь новых клиентов, используя Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР). Однако это не всех устраивало. В итоге госорганы порекомендовали банкам получать письменное согласие от потенциального клиента на получение информации об услугах. Финансовые организации не согласились с таким подходом.  

ЕГР – это государственный информационный ресурс, содержащий сведения о юрлицах и ИП, зарегистрированных в Беларуси. Регистром владеет Минюст.

В соответствии с законодательством информация из ЕГР является открытой и доступной для всеобщего ознакомления и может предоставляться по запросам физических и юридических лиц с уплатой государственной пошлины.

Как следует из письма Минюста, на практике имеют место случаи, когда представители различных банков («МТБанк», «Беларусбанк», «Белагропромбанк», «Альфа-Банк» и др.) посредством звонков на абонентский номер или сообщений в мессенджерах предлагают только что зарегистрированным субъектам хозяйствования услуги соответствующего банка.

Об этих фактах свидетельствуют звонки и обращения субъектов хозяйствования, поступающие в регистрирующие органы, а также жалоба индивидуального предпринимателя, рассмотренная в ноябре 2023 г. НЦЗПД.

Вместе с тем НЦЗПД выявил случай, когда услуги таким образом предлагались не сотрудником банка, а лицом, заключившим с банком договор на оказание услуги по содействию в установлении контактов и предоставлению сведений о возможных клиентах из ЕГР.

Согласно разъяснению МАРТ, информация, представляемая по телефону или посредством мессенджеров с предложением о сотрудничестве с определенным банком, об условиях банковского обслуживания бизнеса, с точки зрения Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» является рекламой банка и оказываемых этим банком услуг.

В этой связи размещение (распространение) такой рекламы должно осуществляться с учетом требований п. 1 ст. 12 данного Закона – после получения согласия абонента или адресата на получение рекламы, данного рекламодателю или рекламораспространителю в письменной форме путем составления текстового документа, включая документ в электронном виде, отметили в МАРТ.

Поэтому банкам предложили исключить нарушение ими законодательства при продвижении своих услуг, в том числе с использованием общедоступной информации из ЕГР.

По мнению отдельных банков, предложенное госорганами трактование норм закона о рекламе в части необходимости письменного согласия от потенциального клиента на получение информации об услугах «ограничивает работу банков по привлечению клиентов на обслуживание, продвижение банковских услуг субъектам хозяйствования, оказывает негативное влияние на рост клиентской базы».

Ассоциация белорусских банков попросила остальные банки высказать позицию относительно изложенной проблематики для дальнейшего информирования Минюста.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/